Приложение МААМ

Конспект подгруппового занятия по развитию речи. Лексическая тема «Грибы»

Галина Росицкая
Конспект подгруппового занятия по развитию речи. Лексическая тема «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект подгруппового занятия с детьми 6 лет с ОНР

Тема : Лексическая тема «Грибы».

Цели:

Неречевые: Воспитание слухового и зрительного произвольного внимания; зрительных представлений; общей моторики, пальцев рук.

Речевые: воспитание продолжительности выдоха; ритма речевого дыхания, паузации.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Публикация «Конспект подгруппового занятия по развитию речи, Лексическая тема „Грибы“» размещена в разделах

Создать условия для развития физиологического дыхания, выработки длительного непрерывного ротового выдоха, закрепления знаний детей о грибах; обогащению словаря детей названиями грибов, расширению пассивного и активного словаря глаголами. Способствовать развитию грамматического строя речи : упражнять в образовании слов с помощью приставок и суффиксов, умению согласовывать числительные с существительными. Продолжать формировать навыки воспроизведения ритмического рисунка слова. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания; зрительных представлений.

Коррекционно-развивающие :

Развивать слуховое и зрительное внимание; память; развивать творческое воображение; устанавливать логические связи, развивать ассоциативное восприятие, развивать восприятие и воспроизведение темпа, развивать общую и мелкую моторику, пальцев рук, развивать подвижность мышц артикуляционного аппарата; развивать графомоторные навыки; продолжать; умения ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание выдержки, умения работать в коллективе, тренировки быстрого включения в деятельность.

Оборудование:

Демонстрационный материал: кукла-петрушка Старичок-Лесовичок, корзинка, муляжи грибов, картина осеннего леса с изображением деревьев и грибов, картинка с изображением сказочных животных: медведь с корзиной – в ней 5 лисичек; ежик с наколотыми на иголки 6-ю боровиками; белка, развесившая на ветке 5 подберезовиков, набор предметных картинок с изображением грибов, набор карточек с цифрами 1,2,5, картинки подосиновика, подберезовика, опят, лисички, мухомора, поганки, осины, березы, пня, лисы, волка, лося.

Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы) : карандаши, рисунки лесной поляны с нарисованными на ней грибами, наборы цветных карандашей, вырезанные из легкой разноцветной бумаги осенние листья разных деревьев, прикреплены на нитке.

Ход занятия

Сообщение темы.

Воспитатель (демонстрирует куклу-петрушку Старичка-Лесовичка) К нам в гости сегодня пришел Старичок-Лесовичок. Он живет в лесу. Он принес нам лесные осенние подарки в корзинке. Угадайте, что же это за подарки!

Воспитатель читает загадки Ответы детей

Под березкой я живу,

Крепко с деревом дружу. Подберезовик

Ну а я дружу с осинкой.

Положи меня в корзинку. Подосиновик

Я – рыжий маленький грибок,

Залезу быстро в кузовок.

Есть у меня сестричка –

Хитрая…. Лисичка

На ножке крепко я стою,

Травку мягкую люблю.

К восхищению привык

Красивый, вкусный…. Боровик

(воспитатель после каждой отгаданной загадки, достает из корзинки муляж названного гриба)

Воспитатель: Какие разные грибы. Одни большие, другие маленькие. У одних толстая короткая ножка, а у других она длинная и тонкая. Шляпки у грибов тоже разные и по форме, и по цвету. Но что у всех у них одинаковое?

Дети: У всех грибов есть ножки и шляпки. Они все растут в лесу.

Воспитатель: Попробуем показать части грибка нашими ручками.

Я сжимаю кулачок,

Это будет ножка.

Чтобы шляпку получить,

Приложу ладошку.

(правая рука сжата в кулачок; сверху на кулачок опускается немного округленная ладошка левой руки)

Воспитание общей моторики. Релаксация мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением.

Воспитатель: Дорога из леса была трудной. Старичок-Лесовичок устал. Научим его расслабляться и отдыхать!

Воспитатель декламирует стихотворный текст, сопровождая показом движений. Дети выполняют движения, направленные на мышечное напряжение и расслабление

Старичок-Лесовичок нес в подарок кузовок.

Полный кузовок грибов

И маслят, боровиков.

А дорога так длинна,

Тяжело нести в руках. (Стоят прямо, шагают на месте в спокойном темпе).

Руки сильно напрягаем

Из рук его не выпускаем.

Руки твердые…. Понятно,

Это очень неприятно. (Слегка разводят руки и сжимают пальцы в кулак, сосредоточив внимание на напряжении в мышцах рук, корпуса).

Уронили, покачали…

Как веревки руки стали.

Всем становится понятно –

Расслабление приятно. (Опускают руки, расслабляют).

(воспитатель проверяет, как дети расслабели руки, подходя и дотрагиваясь до рук каждого ребенка)

Утомился грибничок.

И уселся на пенёк

Ноги сильно напрягаем,

Выше, выше поднимаем.

Садятся на ковер, Руки в упоре. Поднимают ноги. Каждая мышца напряжена, становится очень твердой.

(воспитатель проверяет, как напряжены мышцы детей)

А потом их опускаем.

Расслабляем. Отдыхаем.

Ноги опускают. Расслабляют. (контроль выполнения)

Двигательное упражнение «Прогулка в лес» (воспитатель говорит за Старичка-Лесовичка)

Старичок-Лесовичок: Я хочу спросить вас ребята, а все ли грибы можно в лесу собирать?

Дети: Нет! Мухоморы и поганки нельзя собирать, они ядовитые.

Старичок-Лесовичок: хочу вам рассказать о грибах. Где и как они растут, как называются, какие грибы можно собирать, а какие нельзя и почему. Как правильно нужно вести себя в лесу. Но для этого нам нужно отправиться с вами ко мне в гости в лес. Хотите пойти в лес за грибами?

Дети: Да!

Старичок-Лесовичок: В лесу дорога не проста. То пни, то кочки. Будьте внимательными и повторяйте все за мной!

Текст движения

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать. Дети маршируют.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом. Ходят «змейкой» между «кочками».

На носочки встали

И к лесу побежали. Бегут на носках.

Ноги выше поднимаем,

На кочки не наступаем. Ходят высоким шагом,

перешагивая через «кочки».

И снова по дорожке

Мы весело шагаем. Маршируют.

Формирование диафрагмального дыхания

Старичок-Лесовичок: Вот мы и в лесу!

Как пахнет лес! Воздух в лесу чистый! Вдохните его запах!

*Упражнение «Вдыхаем запах леса» (выполняется стоя)

Стоим прямо. Руки поднимаем вверх, делаем вдох носом; Руки опускаем вниз – медленно выдыхаем. (повторить 2-3 раза)

*Упражнение «Послушаем тишину леса и подышим» (выполняется лежа)

Ложитесь на ковер на спинку, руки вдоль туловища. Вдохнули продолжительно носом, животики надулись. Выдыхаем медленно ротиком, животик втягивается.

(повторить 2-3 раза)

*Упражнение на развитие непрерывного, длительного ротового выдоха «Осенние листочки» (выполняется стоя)

Старичок-Лесовичок: Как красиво в осеннем лесу! Осень словно художница разукрасила лес в разные краски. Но что это? Что это за звук? Послушайте!

( воспитатель: «Ш-Ш-Ш-Ш-)

Дети: Это ветер!

Старичок-Лесовичок: Верно! Это ветер играет с осенними листиками. Срывает их с веток деревьев и кружит, кружит над землей. А потом тихо опускает их на землю. Давайте и мы с вами тоже поиграем с осенними листиками.

(воспитатель раздает детям вырезанные из легкой разноцветной бумаги осенние листья разных деревьев, дети держат на вытянутой руке на уровне рта листочки на ниточках)

Старичок-Лесовичок: Делаем глубокий вдох носиком. Плечики не поднимаем! Вытягиваем губы трубочкой и дуем на листочки, не раздувая щек. Готовы? Выполняем!

(повторить 3-5 раз)

Развитие лексического строя речи

Старичок-Лесовичок: Я вам хочу рассказать и показать какие грибы в лесу растут. Но вы мне должны будите помогать. Внимательно слушайте мой рассказ. (воспитатель размещает на фланелеграфе картину осеннего леса с изображением деревьев и грибов)

Воспитатель: Наступила осень. Зайдешь в лес и ахнешь Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветки пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймешь – не зря говорят, что осенний лес дарами богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка) А под березкой стройные) стоят. Зайдешь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички) притаились. А это что за грибочки на пеньке сидят? Опытный грибник сразу поймет, что это) Но тому больше всех везет, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет)

(воспитатель читает текст выразительно с интонацией восхищения, удивления. Делает паузы, не называя гриб, а обращаясь за ответом к детям. Дети отвечают, называя соответствующий тексту гриб).

Развитие грамматического строя речи :

* Словообразование существительных с помощью приставок и суффиксов «Почему грибы так названы».

Старичок-Лесовичок: Почему же так грибы назвали? Ответьте мне!

воспитатель дети

Подосиновик Ответы детей

Подберезовик Ответы детей

Лисички Ответы детей

Опята Ответы детей

Волнушки Ответы детей

А про некоторые грибы я вам сам расскажу. Боровик получил свое название за то, что растет в сосновом бору, Сыроежки назвали за то, что считают некоторые их можно есть сырыми. Мы их в корзинку соберем, но есть сырыми не будем. А принесем домой, помоем, почисти, и сварим со всеми остальными грибами. Есть их можно только вареными! Маслята названы так за свои скользкие шляпки.

(рассказ воспитатель сопровождает показом картинок)

*Согласование числительного с существительным «Посчитай грибы»

( воспитатель размещает на магнитной доске картинку с изображением сказочных животных: медведь с корзиной – в ней 5 лисичек; ежик с наколотыми на иголки 6-ю боровиками; белка, развесившая на ветке 5 подберезовиков)

Старичок-Лесовичок: Не только мы собирали грибы. Жители леса тоже сделали запасы. Посчитайте, сколько грибов у каждого животного?

Дети: У медведя пять лисичек? У ежика шесть боровиков. У белки пять подберезовиков.

Старичок-Лесовичок: А теперь я каждому покажу грибок и цифру. Вы мне правильно скажите, сколько и какие грибы набрали вы.

(воспитатель показывает картинку гриба и цифры каждому ребенку подгруппы. Ребенок называет гриб, изменяя окончание существительного, согласовывая его с числительным)

воспитатель ребенок

Лисичка, 1,2,5 Я собрал одну лисичку, две лисички, пять лисичек

Масленок Я собрал один масленок, два масленка, пять маслят.

Опенок Я собрал один опенок, два опенка, пять опят.

Боровик Я собрал один боровик, два боровика, пять боровиков.

Сыроежка Я собрал одну сыроежку, две сыроежки, пять сыроежек.

Волнушка Я собрал одну волнушку, две волнушки, пять волнушек.

8. Развитие навыков установления логических связей, ассоциативного восприятия.

Старичок-Лесовичок: Я показал и рассказал вам о грибах. Теперь хочу поиграть с вами в игру «Подбери пару». Правило игры простые – нужно подобрать к одной картинке другую и объяснить почему?

(на магнитной доске воспитатель выставляет картинки подосиновика, подберезовика, опят, лисички, мухомора, поганки, осины, березы, пня, лисы)

Дети составляют из картинок пары.

Старичок – Лесовичок: Расскажите, кто какие пары составил.

Дети: (встаю с места, и называют составленные ими пары, аргументируя свой выбор: береза-подберезовик, осина-подосиновик, опята-пень, лисичка – лиса).

Старичок-Лесовичок: Молодцы! Без пары остались только два гриба – мухомор и поганка. Почему у них нет пары?

Дети: Они ядовитые, их нельзя есть.

Старичок-Лесовичок: Верно! Для людей эти грибы ядовиты, но я вам открою одну лесную тайну! К мухомору и поганке тоже можно подобрать пары. К мухомору – лося, а к поганке – волка. Это для людей мухомор и поганка, ядовитые грибы, а лесные звери этими грибами лечатся! Вы их в корзинку не кладите, но и трогать их не надо, не надо их сбивать или топтать. Пусть себе растут.

Развитие зрительно внимания.

Старичок-Лесовичок: Кто из вас запомнил пары?

( игра проводится в двух вариантах по принципу усложнения: картинка-слово, слово-слово)

Я уберу одни картинки, оставлю только грибы, назовите, какие у них были пары.

А теперь уберу все картинки. Назовите эти пары.

Развитие слухового внимания. Игра «Гриб-дерево-кочка». Развитие темпа.

Старичок-Лесовичок: Ребята, нам пора возвращаться в сад! Я провожу вас, покажу дорогу из леса. Только внимательно слушайте мои команды: если скажу «Гриб - нужно остановиться и стоять на одной ножке, если «Дерево!» - стоять на двух ногах, руки поднять вверх, если «Кочка!» - присесть. Готовы? Встаньте в круг. Выполняем!

(Дети идут по кругу, слушая команды воспитателя, выполняя соответствующие движения. Упражнение выполняется вначале в спокойном темпе, а затем темп убыстряется)

Развитие фонематических функций: деление слова на слоги.

Старичок-Лесовичок: Вот мы с вами и вернулись из леса. Много грибов нашли, зверей повидали в лесу. А теперь мои загадки послушайте и отгадайте! Я слово не назову, а прохлопаю его в ладоши. Вы должны будите его назвать мне. Сколько хлопков, столько слогов в слове. Готовы?

( на наборном полотне выставлены картинки: волк, лиса, лось, белка, мухомор, боровик)

Воспитатель дает задание индивидуально каждому ребенку подгруппы ребенок

1 хлопок волк

2 хлопка лиса

3 хлопка мухомор

1 хлопок лось

2 хлопка белка

3 хлопка боровик

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны! Старичок-Лесовичок оставил вам еще одну загадку. Садитесь за столы, перед вами лежат картинка леса. Нужно отыскать картинке все грибы и закрасить их.

(дети садятся за столы, выполняют задание)

Релаксация.

Молодцы! Со всеми заданиями справились! Понравилась вам сегодняшняя прогулка в лес? Я порошу вас дома нарисовать то, что вам больше всего понравилось в сегодняшней прогулке и рассказать об этом маме.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Тема «Время» Ход НОД. Загадываю детям загадку: Оно весь век бежит вперёд И никогда не устаёт. (Время) - Правильно отгадали, это время. Оно постоянно.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи с элементами фольклора «Грибы» (средний дошкольный возраст) Воспитатель: Перова Елена Николаевна МБДОУ «Детский сад № 459». Нижний Новгород Цель: Закреплять знания детей о грибах, расширять словарный.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи»ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового занятия по развитию речи. Лексическая тема «Грибы»
Опубликовано: 13 октября 2021 в 00:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект подгруппового занятия по развитию речи. Лексическая тема «Грибы»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Росицкая (УИ 1092635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД