Галина Росицкая
Конспект подгруппового занятия по развитию речи. Лексическая тема «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия с детьми 6 лет с ОНР
Тема : Лексическая тема «Грибы».
Цели:
Неречевые: Воспитание слухового и зрительного произвольного внимания; зрительных представлений; общей моторики, пальцев рук.
Речевые: воспитание продолжительности выдоха; ритма речевого дыхания, паузации.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Публикация «Конспект подгруппового занятия по развитию речи, Лексическая тема „Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Создать условия для развития физиологического дыхания, выработки длительного непрерывного ротового выдоха, закрепления знаний детей о грибах; обогащению словаря детей названиями грибов, расширению пассивного и активного словаря глаголами. Способствовать развитию грамматического строя речи : упражнять в образовании слов с помощью приставок и суффиксов, умению согласовывать числительные с существительными. Продолжать формировать навыки воспроизведения ритмического рисунка слова. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания; зрительных представлений.
Коррекционно-развивающие :
Развивать слуховое и зрительное внимание; память; развивать творческое воображение; устанавливать логические связи, развивать ассоциативное восприятие, развивать восприятие и воспроизведение темпа, развивать общую и мелкую моторику, пальцев рук, развивать подвижность мышц артикуляционного аппарата; развивать графомоторные навыки; продолжать; умения ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание выдержки, умения работать в коллективе, тренировки быстрого включения в деятельность.
Оборудование:
Демонстрационный материал: кукла-петрушка Старичок-Лесовичок, корзинка, муляжи грибов, картина осеннего леса с изображением деревьев и грибов, картинка с изображением сказочных животных: медведь с корзиной – в ней 5 лисичек; ежик с наколотыми на иголки 6-ю боровиками; белка, развесившая на ветке 5 подберезовиков, набор предметных картинок с изображением грибов, набор карточек с цифрами 1,2,5, картинки подосиновика, подберезовика, опят, лисички, мухомора, поганки, осины, березы, пня, лисы, волка, лося.
Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы) : карандаши, рисунки лесной поляны с нарисованными на ней грибами, наборы цветных карандашей, вырезанные из легкой разноцветной бумаги осенние листья разных деревьев, прикреплены на нитке.
Ход занятия
Сообщение темы.
Воспитатель (демонстрирует куклу-петрушку Старичка-Лесовичка) К нам в гости сегодня пришел Старичок-Лесовичок. Он живет в лесу. Он принес нам лесные осенние подарки в корзинке. Угадайте, что же это за подарки!
Воспитатель читает загадки Ответы детей
Под березкой я живу,
Крепко с деревом дружу. Подберезовик
Ну а я дружу с осинкой.
Положи меня в корзинку. Подосиновик
Я – рыжий маленький грибок,
Залезу быстро в кузовок.
Есть у меня сестричка –
Хитрая…. Лисичка
На ножке крепко я стою,
Травку мягкую люблю.
К восхищению привык
Красивый, вкусный…. Боровик
(воспитатель после каждой отгаданной загадки, достает из корзинки муляж названного гриба)
Воспитатель: Какие разные грибы. Одни большие, другие маленькие. У одних толстая короткая ножка, а у других она длинная и тонкая. Шляпки у грибов тоже разные и по форме, и по цвету. Но что у всех у них одинаковое?
Дети: У всех грибов есть ножки и шляпки. Они все растут в лесу.
Воспитатель: Попробуем показать части грибка нашими ручками.
Я сжимаю кулачок,
Это будет ножка.
Чтобы шляпку получить,
Приложу ладошку.
(правая рука сжата в кулачок; сверху на кулачок опускается немного округленная ладошка левой руки)
Воспитание общей моторики. Релаксация мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением.
Воспитатель: Дорога из леса была трудной. Старичок-Лесовичок устал. Научим его расслабляться и отдыхать!
Воспитатель декламирует стихотворный текст, сопровождая показом движений. Дети выполняют движения, направленные на мышечное напряжение и расслабление
Старичок-Лесовичок нес в подарок кузовок.
Полный кузовок грибов
И маслят, боровиков.
А дорога так длинна,
Тяжело нести в руках. (Стоят прямо, шагают на месте в спокойном темпе).
Руки сильно напрягаем
Из рук его не выпускаем.
Руки твердые…. Понятно,
Это очень неприятно. (Слегка разводят руки и сжимают пальцы в кулак, сосредоточив внимание на напряжении в мышцах рук, корпуса).
Уронили, покачали…
Как веревки руки стали.
Всем становится понятно –
Расслабление приятно. (Опускают руки, расслабляют).
(воспитатель проверяет, как дети расслабели руки, подходя и дотрагиваясь до рук каждого ребенка)
Утомился грибничок.
И уселся на пенёк
Ноги сильно напрягаем,
Выше, выше поднимаем.
Садятся на ковер, Руки в упоре. Поднимают ноги. Каждая мышца напряжена, становится очень твердой.
(воспитатель проверяет, как напряжены мышцы детей)
А потом их опускаем.
Расслабляем. Отдыхаем.
Ноги опускают. Расслабляют. (контроль выполнения)
Двигательное упражнение «Прогулка в лес» (воспитатель говорит за Старичка-Лесовичка)
Старичок-Лесовичок: Я хочу спросить вас ребята, а все ли грибы можно в лесу собирать?
Дети: Нет! Мухоморы и поганки нельзя собирать, они ядовитые.
Старичок-Лесовичок: хочу вам рассказать о грибах. Где и как они растут, как называются, какие грибы можно собирать, а какие нельзя и почему. Как правильно нужно вести себя в лесу. Но для этого нам нужно отправиться с вами ко мне в гости в лес. Хотите пойти в лес за грибами?
Дети: Да!
Старичок-Лесовичок: В лесу дорога не проста. То пни, то кочки. Будьте внимательными и повторяйте все за мной!
Текст движения
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать. Дети маршируют.
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом. Ходят «змейкой» между «кочками».
На носочки встали
И к лесу побежали. Бегут на носках.
Ноги выше поднимаем,
На кочки не наступаем. Ходят высоким шагом,
перешагивая через «кочки».
И снова по дорожке
Мы весело шагаем. Маршируют.
Формирование диафрагмального дыхания
Старичок-Лесовичок: Вот мы и в лесу!
Как пахнет лес! Воздух в лесу чистый! Вдохните его запах!
*Упражнение «Вдыхаем запах леса» (выполняется стоя)
Стоим прямо. Руки поднимаем вверх, делаем вдох носом; Руки опускаем вниз – медленно выдыхаем. (повторить 2-3 раза)
*Упражнение «Послушаем тишину леса и подышим» (выполняется лежа)
Ложитесь на ковер на спинку, руки вдоль туловища. Вдохнули продолжительно носом, животики надулись. Выдыхаем медленно ротиком, животик втягивается.
(повторить 2-3 раза)
*Упражнение на развитие непрерывного, длительного ротового выдоха «Осенние листочки» (выполняется стоя)
Старичок-Лесовичок: Как красиво в осеннем лесу! Осень словно художница разукрасила лес в разные краски. Но что это? Что это за звук? Послушайте!
( воспитатель: «Ш-Ш-Ш-Ш-)
Дети: Это ветер!
Старичок-Лесовичок: Верно! Это ветер играет с осенними листиками. Срывает их с веток деревьев и кружит, кружит над землей. А потом тихо опускает их на землю. Давайте и мы с вами тоже поиграем с осенними листиками.
(воспитатель раздает детям вырезанные из легкой разноцветной бумаги осенние листья разных деревьев, дети держат на вытянутой руке на уровне рта листочки на ниточках)
Старичок-Лесовичок: Делаем глубокий вдох носиком. Плечики не поднимаем! Вытягиваем губы трубочкой и дуем на листочки, не раздувая щек. Готовы? Выполняем!
(повторить 3-5 раз)
Развитие лексического строя речи
Старичок-Лесовичок: Я вам хочу рассказать и показать какие грибы в лесу растут. Но вы мне должны будите помогать. Внимательно слушайте мой рассказ. (воспитатель размещает на фланелеграфе картину осеннего леса с изображением деревьев и грибов)
Воспитатель: Наступила осень. Зайдешь в лес и ахнешь Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветки пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймешь – не зря говорят, что осенний лес дарами богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка) А под березкой стройные) стоят. Зайдешь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички) притаились. А это что за грибочки на пеньке сидят? Опытный грибник сразу поймет, что это) Но тому больше всех везет, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет)
(воспитатель читает текст выразительно с интонацией восхищения, удивления. Делает паузы, не называя гриб, а обращаясь за ответом к детям. Дети отвечают, называя соответствующий тексту гриб).
Развитие грамматического строя речи :
* Словообразование существительных с помощью приставок и суффиксов «Почему грибы так названы».
Старичок-Лесовичок: Почему же так грибы назвали? Ответьте мне!
воспитатель дети
Подосиновик Ответы детей
Подберезовик Ответы детей
Лисички Ответы детей
Опята Ответы детей
Волнушки Ответы детей
А про некоторые грибы я вам сам расскажу. Боровик получил свое название за то, что растет в сосновом бору, Сыроежки назвали за то, что считают некоторые их можно есть сырыми. Мы их в корзинку соберем, но есть сырыми не будем. А принесем домой, помоем, почисти, и сварим со всеми остальными грибами. Есть их можно только вареными! Маслята названы так за свои скользкие шляпки.
(рассказ воспитатель сопровождает показом картинок)
*Согласование числительного с существительным «Посчитай грибы»
( воспитатель размещает на магнитной доске картинку с изображением сказочных животных: медведь с корзиной – в ней 5 лисичек; ежик с наколотыми на иголки 6-ю боровиками; белка, развесившая на ветке 5 подберезовиков)
Старичок-Лесовичок: Не только мы собирали грибы. Жители леса тоже сделали запасы. Посчитайте, сколько грибов у каждого животного?
Дети: У медведя пять лисичек? У ежика шесть боровиков. У белки пять подберезовиков.
Старичок-Лесовичок: А теперь я каждому покажу грибок и цифру. Вы мне правильно скажите, сколько и какие грибы набрали вы.
(воспитатель показывает картинку гриба и цифры каждому ребенку подгруппы. Ребенок называет гриб, изменяя окончание существительного, согласовывая его с числительным)
воспитатель ребенок
Лисичка, 1,2,5 Я собрал одну лисичку, две лисички, пять лисичек
Масленок Я собрал один масленок, два масленка, пять маслят.
Опенок Я собрал один опенок, два опенка, пять опят.
Боровик Я собрал один боровик, два боровика, пять боровиков.
Сыроежка Я собрал одну сыроежку, две сыроежки, пять сыроежек.
Волнушка Я собрал одну волнушку, две волнушки, пять волнушек.
8. Развитие навыков установления логических связей, ассоциативного восприятия.
Старичок-Лесовичок: Я показал и рассказал вам о грибах. Теперь хочу поиграть с вами в игру «Подбери пару». Правило игры простые – нужно подобрать к одной картинке другую и объяснить почему?
(на магнитной доске воспитатель выставляет картинки подосиновика, подберезовика, опят, лисички, мухомора, поганки, осины, березы, пня, лисы)
Дети составляют из картинок пары.
Старичок – Лесовичок: Расскажите, кто какие пары составил.
Дети: (встаю с места, и называют составленные ими пары, аргументируя свой выбор: береза-подберезовик, осина-подосиновик, опята-пень, лисичка – лиса).
Старичок-Лесовичок: Молодцы! Без пары остались только два гриба – мухомор и поганка. Почему у них нет пары?
Дети: Они ядовитые, их нельзя есть.
Старичок-Лесовичок: Верно! Для людей эти грибы ядовиты, но я вам открою одну лесную тайну! К мухомору и поганке тоже можно подобрать пары. К мухомору – лося, а к поганке – волка. Это для людей мухомор и поганка, ядовитые грибы, а лесные звери этими грибами лечатся! Вы их в корзинку не кладите, но и трогать их не надо, не надо их сбивать или топтать. Пусть себе растут.
Развитие зрительно внимания.
Старичок-Лесовичок: Кто из вас запомнил пары?
( игра проводится в двух вариантах по принципу усложнения: картинка-слово, слово-слово)
Я уберу одни картинки, оставлю только грибы, назовите, какие у них были пары.
А теперь уберу все картинки. Назовите эти пары.
Развитие слухового внимания. Игра «Гриб-дерево-кочка». Развитие темпа.
Старичок-Лесовичок: Ребята, нам пора возвращаться в сад! Я провожу вас, покажу дорогу из леса. Только внимательно слушайте мои команды: если скажу «Гриб!» - нужно остановиться и стоять на одной ножке, если «Дерево!» - стоять на двух ногах, руки поднять вверх, если «Кочка!» - присесть. Готовы? Встаньте в круг. Выполняем!
(Дети идут по кругу, слушая команды воспитателя, выполняя соответствующие движения. Упражнение выполняется вначале в спокойном темпе, а затем темп убыстряется)
Развитие фонематических функций: деление слова на слоги.
Старичок-Лесовичок: Вот мы с вами и вернулись из леса. Много грибов нашли, зверей повидали в лесу. А теперь мои загадки послушайте и отгадайте! Я слово не назову, а прохлопаю его в ладоши. Вы должны будите его назвать мне. Сколько хлопков, столько слогов в слове. Готовы?
( на наборном полотне выставлены картинки: волк, лиса, лось, белка, мухомор, боровик)
Воспитатель дает задание индивидуально каждому ребенку подгруппы ребенок
1 хлопок волк
2 хлопка лиса
3 хлопка мухомор
1 хлопок лось
2 хлопка белка
3 хлопка боровик
Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны! Старичок-Лесовичок оставил вам еще одну загадку. Садитесь за столы, перед вами лежат картинка леса. Нужно отыскать картинке все грибы и закрасить их.
(дети садятся за столы, выполняют задание)
Релаксация.
Молодцы! Со всеми заданиями справились! Понравилась вам сегодняшняя прогулка в лес? Я порошу вас дома нарисовать то, что вам больше всего понравилось в сегодняшней прогулке и рассказать об этом маме.