Приложение МААМ

Конспект подгруппового занятия с заикающимися детьми «Работа над плавностью речи»

Ольга Велижанина
Конспект подгруппового занятия с заикающимися детьми «Работа над плавностью речи»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МКОУ МУЛЫМСКАЯ СОШ

КОНСПЕКТ

ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

НА ТЕМУ:

«Работа над плавностью речи :

в элементарных ее формах

(гласных звуках; фраз из одного слова;

коротких предложений, длинных фраз

с логическим ударением)»

составила:

учитель-логопед

Велижанина О. С.

Публикация «Конспект подгруппового занятия с заикающимися детьми „Работа над плавностью речи“» размещена в разделах

Тема: «Работа над плавностью речи : в элементарных ее формах (упражнения на произнесение отдельных гласных звуков — 2-х, 3-х, 4-х, 5-и; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логическим ударением)»

Коррекционные цели:

I. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

II. Развитие фонационного (речевого) дыхания.

III. Интонационные упражнения:

Звуки:

• учить владеть голосом и звуковой стороной языка

• отрабатывать слитность, длительность произнесения, широту звучания нескольких гласных звуков;

• соединить навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков;

Слоги:

• произносить нараспев слоги (слова, повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге.

произносить слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса

Слова:

• произнесите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово

• произносить слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу «слитность», с четким выделением ударного слога

Предложения:

• учить говорить плавно, слитно, интонационно выразительно.

• учить фразу разделять по смыслу на отрезки (речевые такты).

• следите за слитностью и дыханием

• учить в зависимости от места паузы изменять смысл высказывания

Ход занятия:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель-логопед: сегодня мы начинаем работу над техникой речи, будем правильно дышать и расслаблять мышцы. (Дети становятся полукругом).

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ :

1. Мышечное расслабление (Приложение1)

Учитель-логопед:

Как известно, мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи. Научиться расслаблять произвольно мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю над их деятельностью.

Умение расслабить мышцы называется релаксацией — мышечным освобождением. Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.

Расслабление, как физическое, так и психическое, является основной целью релаксационных упражнений.

• Упражнения для рук

• Упражнения для туловища

• Упражнения для ног

• Упражнения для шеи

• Упражнения для органов артикуляции

• Упражнения для голосового аппарата

2. Дышим правильно – говорим легко

Учитель-логопед:

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет (собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом). При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот.

• Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха

• Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха

• Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом

• Упражнения для формирования навыков носового дыхания

• Дыхательные упражнения с движениями

3. Тренируем артикуляционные мышцы

Учитель-логопед:

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

• Упражнения для органов артикуляции

4. Работа над плавностью речи.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Упражнение 1.

• Произносить сочетание гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким грудным голосом

У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ

Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАУО

Упражнение 2

«Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения

а у

а а у у

а а у у

Упражнение 3.

• При произнесении последовательности гласных звуков – воспроизвести удивленный вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издается одновременно с мягким выдохом.

У? У О? У А? О Э? А Ы? Э Ы? Ы

У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы

Упражнение 4.

• В непрерывной линии звучания выделить интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками

у О у а у э у и у ы – (вопрос)

у О у а у э у и у ы – (ответ)

у о у А у э у и у ы – (вопрос)

у о у А у э у и у ы – (ответ)

СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Учитель-логопед:

Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса.

Упражнение 1.

• Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки. Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два—шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.

2 раза аэаэ аэоаэо

3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо

4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоаэо и т. д.

СОЧЕТАНИЕ С ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ.

Упражнение 1.

Соединить навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков:

ШУ? У

У ШУ

У-ШУ, У-ШО, У-ША, У-ШЭ, У-ШЫ

ЖУ? У

У-ШУ ШУ-ЖУ

У – ШУ – ЖУ У – ШО – ЖО У – ША – ЖА

РАБОТА СО СЛОГАМИ.

Упажнение 1.

• Произносите нараспев слоги (слова, повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.

ТА ТА ТА ТА ТА

Упражнение 2.

• Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.

ма ма ма МА. вверх! Вот

па па па ПА. Я иду

та та та ТА. иду я

6а бо бу БЫ Вот вниз

ла ло лу ЛЫ

РАБОТА НАД СЛОВОМ.

Учитель-логопед:

Слово — основная единица речевого общения. Нередко одно слово заменяет целое предложение.

Гласные звуки в слове произносятся с различной высотой тона, что придает слову особую музыкальную выразительность. Так, ударные слоги произносятся более длитель-но при выраженных изменениях высоты голоса. Это дает возможность через устную речь лучше передать чувства и мысли. Поэтому необходимо тщательно тренироваться в овладении элементами слова.

Правила произнесения остаются прежними: мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулируя каждый звук.

Упражнение 1

• Произнесите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово. Особое внимание обратите на экономное расходование воздуха и правильное выделение ударного гласного звука

ария — ария — ария

амплуа — амфора — астра

удар — урон — урок

отделение — операция — окулист

юмореска — юмористка — юмористы

Упражнение 2.

• Произнесите слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу «слитность», с четким выделением ударного слога.

МОРОЗОСТОЙКИЙ ВЫСОКОУРОЖАЙНЫЙ

ЖАРОПОНИЖАЮЩИЙ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЙ

ОГНЕУПОРНЫЙ МАЛОУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЙ

РАБОТА НАД СЛОВОМ И ФРАЗОЙ.

Упражнение 1.

Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.

«Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

«Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

«Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.

«Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ.

Учитель-логопед:

Логическое ударение — «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности

слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.

Упражнение 1. (КАРТОЧКА 1)

Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

Всем известно: красна речь — слушанием.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

Учитель-логопед:

Многие слова в речи человека при определенном интонировании (паузы, динамика, темпоритм) могут сливаться, изменяя исходный смысл. В юмористической форме это явление описано в рассказе А. Шибаева «Несуразные вещи».

- Здравствуй!

- Привет!

- Что это ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел.

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

- Мел несу! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.

- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена! Ах ты, шутник. Я сказал; «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

- Вон оно что.

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой. Это что же: у нее. волосы, что ли, зеленые?

- У кого — волосы?

- Да у Тамарки-то?

- Что-о?

- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка.»

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая. Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя.

- Да! Стой, стой!

- Ну что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

Упражнение 1. КАРТОЧКА 2

Помня о том, что предложение — это связанные между собою по смыслу, грамматически и пунктуационно слова, при помощи которых люди передают друг другу мысли и чувства, разделите предложения знаками препинания (паузами)

• Фраза разделена по смыслу на отрезки (речевые такты).

Задание

• Прочитайте предложения.

• Расставьте паузы и отработайте фразы.

• Между предложениями выдерживайте паузы более длительные, чем в середине фразы.

• Следите за слитностью и дыханием.

1)Без наук, / как без рук. //

2)Была бы охота, / заладится всякая работа.

3)Уж совсем стемнело, / и начинало холодать. //

4)Малина росла так высоко, /что заглядывала к нам в окна.

5) Слово отражает мысль: / непонятна мысль / — непонятно и слово. //

6)О людях надо судить по тому, / сколько и как / они в жизни сделали. //

7)Над речью надо много / и очень долго работать, / чтобы она была доходчивой, / выразительной и красивой. //

Упражнение 2

• Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания.

Как обрадовали / его успехи / друга!

Как обрадовали его / успехи друга!

После ухода учителя / в класс принесли журнал.

После ухода учителя в класс / принесли журнал.

У нас / с братом беда.

У нас с братом / беда.

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ :.

- Над чем мы сегодня с вами работали?

- Что вам больше понравилось на занятии?

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

• Повторять релаксационные и дыхательные упражнения.

• Выполнять интонационные упражнения.

Приложение 1

• Мышечное расслабление рук

Упражнение 1.

Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.

Упражнение 2.

Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить. Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно уронить вниз, выполнить ими маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.

Упражнение 3.

Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем бросить их свободно вниз с наклоном корпуса вперед.

• Упражнения для туловища

Упражнение 4.

Повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»).

Упражнение 5.

Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» («тряпичная кукла»).

• Упражнения для ног

Упражнение 6.

Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании то левой, то правой ноги.

• Упражнения для шеи

Упражнение 7.

Стоя (сидя). Голову отвести максимально назад, ладони зафиксировать на лбу, локти развести в стороны. Медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.

Приложение 2

КАРТОЧКА 1

• Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

1. Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

2. Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

3. Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

4. Всем известно: красна речь — слушанием.

___

КАРТОЧКА 2

Упражнение 1.

• Прочитайте предложения.

• Расставьте паузы и отработайте фразы.

• Между предложениями выдерживайте паузы более длительные, чем в середине фразы.

• Следите за слитностью и дыханием.

1)Без наук, / как без рук. //

2)Была бы охота, / заладится всякая работа.

3)Уж совсем стемнело, / и начинало холодать. //

4)Малина росла так высоко, /что заглядывала к нам в окна.

5) Слово отражает мысль: / непонятна мысль / — непонятно и слово. //

6)О людях надо судить по тому, / сколько и как / они в жизни сделали. //

7)Над речью надо много / и очень долго работать, / чтобы она была доходчивой, / выразительной и красивой. //

Упражнение 2

• Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания.

Как обрадовали / его успехи / друга!

Как обрадовали его / успехи друга!

После ухода учителя / в класс принесли журнал.

После ухода учителя в класс / принесли журнал.

У нас / с братом беда.

У нас с братом / беда.

Публикации по теме:

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи»Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи» Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема: «Знакомство с народной культурой.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ «Звук [л], порядковый счет»Конспект подгруппового логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ «Звук [л], порядковый счет» Конспект подгруппового логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ «Звук Л, порядковый счет» (3 класс) Тема: «Звук Л, порядковый счет».

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФНР по теме «Семья»Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФНР по теме «Семья» .

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д»Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д» Цель: Автоматизация звука д; ознакомление с буквой Д Задачи: • Закрепление навыка произношения звука д; • Научить определять позицию звука.

Конспект подгруппового занятия «Насекомые» во второй младшей группеКонспект подгруппового занятия «Насекомые» во второй младшей группе Цель: закрепление предметных представлений по теме "Насекомые" Задачи: Образовательные • Обобщить знания о сенсорных эталонах • Закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового занятия с заикающимися детьми «Работа над плавностью речи»
Опубликовано: 9 октября 2022 в 15:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект подгруппового занятия с заикающимися детьми «Работа над плавностью речи»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Велижанина (УИ 917926) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД