Лучший педагог года

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебство воздуха»

Ольга Николаева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебство воздуха»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе

на тему: «Волшебство воздуха».

Цель: расширение и обобщение представлений о воздухе и его свойствах через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи:

1) образовательные:

расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Волшебство воздуха“» размещена в разделах

систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха; активизировать и расширять словарный запас детей: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный.

2) развивающие:

развивать познавательный интерес к исследовательской и познавательной деятельности;

развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, умение делать выводы и умозаключения;

развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

3) воспитательные:

воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа: беседа «Для чего нужен воздух и кому; наблюдение на прогулке за воздухом; чтение художественной литературы, энциклопедий, познавательной литературы. Подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений о воздухе, явлениях природы; дидактические игры, подвижные игры, игры на развитие дыхания.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности : познавательно - исследовательская, с элементами игровой.

Материал: воздушный шар, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, мыльный пузыри, крышки из под фломастера, лимон, апельсин, чеснок, резиновая игрушка, кусок резины, краски, вода, бумага на каждого ребенка.

I Вводная часть – 3 минуты.

II Основная часть: 20 минут

А) разгадывание зашифрованного слова;

Б) выполнение опытов;

В) физическая минутка;

Г) нетрадиционная техника рисования (при помощи трубочек и красок).

III Заключительная часть – 7 минут.

А) рефлексия, обобщение пройденного;

Б) анализ НОД (о том, какие знания показали дети)

Ход наблюдения:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте возьмёмся за руки и пожмём друг другу руки, так мы поздоровались и улыбнёмся, чтобы весь день сегодня было хорошее настроение. Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями?

А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомиться, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счёту.

Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.

ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»

СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»

ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»

ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»

ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»

ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»

-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».

-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)

-А где есть воздух? (везде)

-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

-А можно жить без воздуха? (ответы детей)

-Почему? (ответы детей)

-Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар.

Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Воздух, окружающий нашу планету выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый воздух на север. С морей и океанов, рек и озер собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождём, а зимой укрывает снежным одеялом, чтобы не мёрзли растения, чтобы не страдали от жёстких морозов звери и птицы. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. А ученые должны быть аккуратными, внимательными, спокойными.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты? Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.

Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию. Чтобы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к проведению первого опыта, давайте наденем халаты.

Воздух – это волшебный невидимка, который всегда есть там, где, кажется, что его нет. Давайте вместе проверим, есть ли вообще воздух, и зачем он нам нужен? Докажите мне что без воздуха нам не прожить. (Ответы детей) Попробуйте несколько секунд не дышать. Чувствуете, как становится тяжело в груди? Это воздух кончился в лёгких, а теперь глубоко вдохните, а потом выдохните и попробуйте увидеть воздух. Что получилось? Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Значить какой воздух? Дети: Невидимый. Никто не видит воздух, но мы знаем, что он действительно есть.

В нашей лаборатории нужно соблюдать правила.

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.

Опыт№1.

Как вы думаете, можно ли поймать воздух? (ответы детей). Давайте проверим. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Воспитатель: - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы надуем пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? что в нутрии него? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

Воспитатель: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Дети: Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы).

Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.

Опыт№2

А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Воспитатель - А давайте проверим!

Воспитатель: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Воспитатель: - Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Вывод: Воздух есть внутри нас.

Опыт№3.

Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Если взять музыкальные инструменты и подуть в них. Что мы услышали? (звук) Почему возник звук (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать). А еще у нас на столе есть воздушный шарик, как вы думаете, что можно с ним сделать, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спустить воздух, что мы слышим? Писк, воздух. А ещё можно услышать воздух с помощью крышки от фломастера! Проверим? Дети: Да.

Вывод: воздух можно услышать разными способами, как вы думаете, когда еще? (когда дует ветер, он гоняет воздух и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

Опыт №4

А можно ли почувствовать воздух и как? Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и даёт им понюхать (апельсин, лимон, чеснок). Потом дети вдыхают просто воздух. Все что- то почувствовали? что? Как вы думаете почему? Правильно, в одном контейнере ничего не почувствовал, потому что я ни чего не дала почувствовать. Вы вдохнули просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Физкультминутка «Воздух».

Мы сидели, мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора.

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончили зарядку

Тихо-тихо сев за парту.

Отлично!

Опыт№5

«Имеет ли воздух вес. Как вы думаете? Ответы детей. Сейчас мы это проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка и кусочек резины. Возьмем кусок резины и опустим его в воду, что произошло? Он утонул. А теперь в воду опустим резиновую игрушку, что с ней происходит? Ответы детей. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что внутри игрушки? Ответы детей: воздух.

Вывод: воздух имеет вес, чем вода.

Опыт №6

Воспитатель: Дети, хочу задать вам вопрос, как вы думаете, воздух умеет передвигаться?

Дети: Да

Воспитатель: Для опыта потребуется свечи 2 шт.

Куда наклоняется пламя свечей?

Пламя свечи, находящейся внизу, будет направлено внутрь помещения, находящейся вверху наружу.

Почему так происходит? У нас в группе тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать и такой воздух поднимается вверх. Ему хочется быстрее лететь наружу и он убегает через щель. А с улицы к нам приходит холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз, поэтому остается внизу.

Значит, вверху пламя свечи наклоняется тёплым воздухом (он убегает из группы на улицу, а внизу – холодным (он идёт к нам в группу). Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер.

Ребята мы можем сделать вывод, что ветер — это движение воздуха.

Опыт №7

Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Ответы детей. Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( Показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (Дети пробуют рисовать). Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом? Наши опыты подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

Ребята, а как вы думаете как человек придумал использовать в своих целях ветер? (пылесос, вентилятор, фен). Это приборы, которые используют дома, а как можно использовать в хозяйственных целях? (мельницы, ветреные электростанции, парусники).

А как вы думаете, ветер это хорошо или плохо?

Сегодня с вами хорошо поработали в лабораторий, много провели опытов и определили свойства воздуха. Мы с помощью опытов установили, что воздух - (ответы детей).

Воспитатель: Мы узнали, что воздух везде и без воздуха нет жизни. Давайте с вами сейчас разберём кому и чему нужен воздух. У меня лежат разные иллюстрации нужно выбрать из них те иллюстрации на которых изображены те предметы, которым необходим воздух.

Молодцы. Вы правильно нашли все иллюстрации. Но здоровье человека и всех живых существ зависит не только от того, как они дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом.

А теперь ребята, определите и разложите рисунки на две стороны. В одну сторону выложите иллюстрации на которых изображены рисунки, где дышится легко и хорошо, а в другую сторону выложите иллюстрации все то, что загрязняет воздух.

Правильно, молодцы. Воздух, которым мы дышим в городе и в лесу отличаются. В лесу нам дышится легко и хорошо. Деревья работают как пылесосы. Они очищают наш воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Я думаю, что когда вы вырастите, получите образование, кто-то из вас обязательно будет заниматься вопросами экологии и сможет сделать так, чтобы меньше дымили заводские трубы, не было огромных свалок, чтобы машины меньше загрязняли воздух и мы с вами дышали чистым и свежим воздухом. И обязательно мы все с вами будем сажать деревья и цветы.

В качестве награды за труд я дарю вам мыльные пузыри. Мыльный пузырь – это тоненькая плёнка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух лёгкий, поэтому пузыри летают. Дети играют.

Воспитатель: Замечательные пузыри, много надули.

Воспитатель: Итак, с вами закончили свои исследования. Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнёмся друг другу самой доброй улыбкой. А теперь давайте снимем белые халаты и нам пора возвращаться из нашей лаборатории в детский сад.

Публикации по теме:

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в подготовительной группе. НОД «Рисование на молоке»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в подготовительной группе. НОД «Рисование на молоке» Задачи: Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования - на молоке. Стимулировать творчество детей с видоизменением цветового пятна.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,.

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группеКонспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми» Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми» Цель. Сформировать у детей представление.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

«Волшебная вода». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: "Волшебная вода" Задача: выявить свойства воды (вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Презентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группеПрезентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группе Презентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группе «Золотой ключик» Хочется поделиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебство воздуха»
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 13:50
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД