Вера Петрова
Конспект проведения НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этот удивительный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель НОД: развитие познавательной активности детей, способности устанавливать причинно-следсвенные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Цель: развитие познавательной активности детей, способности устанавливать причинно-следсвенные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Область «Познание» :
1. Развивать исследовательскую деятельность детей посредством экспериментальной деятельности.
2. Формировать предпосылки экологического сознания, расширяя представления детей о том, что в природе все взаимосвязано.
Публикация «Конспект проведения НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему „Этот удивительный воздух“» размещена в разделах
3. Побуждать детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации.
4. Мотивировать детей к поиску новых знаний.
5. Вовлекать детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
6. Закреплять умение создавать различные конструкции из бумаги по схеме и по словесной инструкции воспитателя.
Область «Коммуникация» :
7. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (атмосфера, азот, кислород, углекислый газ).
8. Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать изучаемый объект: учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
9. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Область «Художественное творчество» :
10. Направить внимание детей на разные способы создания изображаемой картины.
11. Развивать умение видеть красоту созданного изображения, изящности расположения линий и пятен.
Область «Социализация» :
12. Побуждать детей самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (воздушный змей).
13. Способствовать творческому использованию в играх полученных представлений.
14. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника.
Материалы и оборудование:
• кукла-самоделка;
• картинка, изображение планеты Земля;
• знаки-символы;
• ёмкость с водой;
• пластмассовый стакан на каждого ребенка;
• поролоновая губка;
• бумажная салфетка на каждого ребенка;
• игрушка - веер на каждого ребенка;
• пипетка на каждого ребенка;
• трубочки для коктейля на каждого ребенка;
• гуашь;
• свеча;
• фарфоровое блюдце;
• вентилятор;
• ленточки на каждого ребенка;
• компьютер;
• проектор;
• слайды на тему «Воздух»
Предварительная работа:
• беседа с детьми о воздухе;
• знакомство со свойствами воздуха в экспериментальной деятельности;
• изготовление по итогам экспериментов знаков-символов;
• использование в режимных моментах загадок о ветре;
• наблюдения на прогулке;
• изготовление из бумаги веера;
• конструирование из бумаги воздушного змея.
Формы организации совместной деятельности:
• решение проблемных ситуаций;
• экспериментирование;
• наблюдение;
• игровое упражнение;
• обсуждение;
• подвижная игра.
Проведение непосредственно образовательной деятельности
1. Постановка проблемы
- Ребята, посмотрите, Дед Мороз прислал вам письмо и необыкновенный подарок. Дети раскрывают письмо, воспитатель читает его: «Дорогие ребята! Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! В подарок высылаю Вам куклу, а зовут её Шарочка. Дед Мороз»
- Вот так Дед Мороз, выдумщик! Прислал такую интересную игрушку.
- Вот только непонятно, из чего сделана Шарочка? Может, вы подскажите мне.
- Для чего же её прислал вам Дед Мороз? Может быть, чтобы вы продолжили изучать свойства воздуха?
- Вы уже многие свойства воздуха знаете. Напомните мне их, пожалуйста.
2. Актуализация знаний
Дети перечисляют известные свойства воздуха по знакам, которые показывает воспитатель.
а) Воздух необходим всем (слайд 1)
- Как вы это проверяли?
- Чтобы произошло, если бы Земля утратила воздух? (слайд 2)
б) Из каких газов воздух состоит? (слайд 3)
в) Воздух не имеет цвета
г) Воздух не имеет формы
д) Воздух не имеет запаха
е) Воздух не имеет вкуса
ж) Теплый воздух легче, чем холодный (слайд 4-5)
3. Выдвижение гипотезы
- Как вы думаете, всё ли вы знаем о воздухе?
- Хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся раскрыть неизвестные вам свойства воздуха.
4. Распределение ролей
- Давайте выберем, кто хочет быть заведующим нашей лаборатории?
(пояснение, что он будет делать)
- А кто будет заместителем заведующего? (пояснение)
- Теперь давайте решим, кто будет лаборантами? (пояснение)
- А ещё нам нужны помощники лаборантов (пояснение)
5. Проверка гипотезы
- Как вы думаете, что легче: воздух или вода?
- Я подскажу вам, как можно это проверить, посмотрите на опыт (слайд 6-7).
- Лаборанты, мне нужна ваша помощь. Давайте проделаем этот опыт в нашей лаборатории.
- Что произошло? Поясните, что вы получили? О чём нам говорят результаты опыта?
- Как вы думаете, воздух занимает всё пространство, даже самое маленькое? Попробуем с вами доказать это. Сделаем опыт.
- Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги.
- Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
- А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.
- Мы с вами каждый день чувствуем ветер. Как вы думаете, как ветер и воздух связаны между собой? (слайд 8)
- Попробуйте помахать веером над салфеткой. Поясните, что происходит? (слайд 9)
- Что заменяет веер в нашей жизни?
- Как можно увидеть ветер?
(понаблюдайте за лентой, которая развивается от включённого вентилятора)
- Где вы ещё видели работу ветра? (слайд 10)
6. Физкультминутка
- Предлагаю в нашей лаборатории сделать небольшой перерыв и поиграть в игру «ветерок». Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает.
- Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.
- Вы уже говорили, что воздух бесцветный. Но я знаю, как можно с помощью ветра и воздуха создать разноцветную картину. Давайте попробуем поиграть в игру «Разноцветная капля». Возьмём краски, лист бумаги, а вместо кисточки будем использовать соломинку, через которую будем дуть на краску на листе (звучит музыка, дети рисуют).
- Какие красивые рисунки помогли вам нарисовать ветер и воздух!
- Ребята, как вы думаете, пламя загрязняет воздух или нет?
- Разрешите мне, как заведующему нашей лаборатории, показать вам один интересный опыт.
- Я зажигаю свечу. Смотрите, пламя горит. Подержу над пламенем фарфоровое блюдце.
- Что произошло с дном блюдца?
- Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя может загрязнять воздух.
- Как вы думает, что в нашей жизни ещё загрязняет воздух? (слайд 11)
- Давайте в нашей лаборатории придумаем, как можно очистить воздух от загрязнений.
7. Введение в систему знаний
- Ребята, какой опыт вам особенно запомнился? Чем именно?
8. Размещение в уголке открытий
- Давайте разместим в уголке открытий новый знак - знак воздуха.
- Ребята, есть еще одно интересное свойство у воздуха - с ним можно поиграть. Продаются даже игрушки для игры с воздухом. А мы с вами уже начали такую игрушку мастерить. Это наш воздушный змей.
- Я предлагаю пройти в творческую мастерскую и завершить работу по изготовлению воздушного змея. Мы его возьмем на улицу и полюбуемся его полетом. Можно взять на прогулку и нашу новую игрушку Шарочку, и посмотреть, как она будет гулять.
Дети проходят к рабочим местам, завершают конструирование из бумаги воздушного змея, начатое ранее.
Материалы и оборудование остаются в природном уголке в мини-лаборатории для экспериментирования.
Варианты организации образовательной деятельности
в режимных моментах
1. На прогулке (наблюдения, игры).
2. В трудовой деятельности на прогулке.
Взаимодействие с родителями
1. Родительское собрание (знакомство родителей с годовыми задачами ДОУ).
2. Наглядные формы работы (подготовка памяток, папок-передвижек, материала на стенде по развитию исследовательской деятельности детей).
3. Консультации «Поощряйте поисковую активность детей».
4. Педагогические беседы (обмен мнениями по вопросу развития познавательной активности старших дошкольников).
5. Совместные мероприятия (участие родителей в подготовке детей в конкурсе «Энциклопедия и я – лучшие друзья», в оснащении мини-лаборатории).