Получи документы

Консультация «Психогимнастика для дошкольников»

Эльвина Хабибуллина
Консультация «Психогимнастика для дошкольников»

«Психогимнастика»

Что такое психогимнастика? Из самого звучания слова становится ясно, что это что-то связанное с движением и психикой. Но при чем же тут музыка? Дело все в том, что любое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциями. Психогимнастические упражнения объединяют различные психические функции – то есть сводят в единое целое мышление, эмоции и движения и помогают ребенку научиться сознательно ими управлять. А поскольку язык музыки – это язык образов, эмоций и чувств, вполне естественно, что она играет далеко не последнюю роль в занятиях психогимнастикой. И наоборот, научившись понимать свои и чужие эмоциональные состояния, приобретя умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения ( то есть познакомившись с понятиями: приятно, неприятно, беспокойно, страшно, удивительно и другими, ребенок лучше поймет образный строй музыки.

Публикация «Консультация „Психогимнастика для дошкольников“» размещена в разделах

Психогимнастика развивает у ребенка умение управлять своими психическими процессами, творческие способности и эмоционально-коммуникативные навыки.

Все занятия проходят в форме игр – драматизаций на понятные и увлекательные для ребенка темы. Это могут быть «Магазин игрушек», «В гостях у Бабы Яги» или, например, «Гонки на машинах». Персонажами игр становятся и взрослые, и дети. Каждое упражнение включает фантазию, чувства и движения ребенка, чтобы он научился произвольно воздействовать на каждый из этих элементов. Еще одно важное условие психогимнастической игры – обязательное отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Все предметы и события сюжета должны быть воображаемыми. Вначале образы фантазии предлагает взрослый, а ребенок свободно их развивает, а со временем можно будет включить в занятие творческие идеи и предложения самого ребенка. Помогите ребенку получить удовольствие от таких игр, ведь они учат нелегкому делу: умению управлять собой. Ну а подходящая по образному содержанию музыка станет им ценным помощником в этих занятиях.

Игры гномиков

Привет, малыш! Сегодня мы с тобой познакомимся с маленькими волшебными человечками и поиграем с ними. Этих человечков зовут гномиками.

Они такие же маленькие, как и ты, а бывают еще меньше. (Покажите рукой произвольную высоту от пола). Покажи, какие малюсенькие бывают гномики? (Ребенок показывает рукой меньшую высоту).

Еще у них есть длинная борода. (Покажите какая. Ребенок показывает на себе, какая у гномиков длинная борода)

На ногах гномики носят деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат башмачки? (Ребенок топает ножками).

Живут гномики в маленьком домике, который очень сладкий. Он сделан из пряников. (Покажите, какой сладкий у гномиков домик. Ребенок облизывается).

После этого вы можете спеть веселую «Пряничную песенку» муз. А. Журбина

Я – дедушка, когда я буду хлопать в ладоши, гномики (ребенок) шагают ко мне. А если я запою песенку (поете «ля-ля-ля», начинают прыгать. (Попеременно прохлопываете какой-нибудь ритм в ладоши и поете, ребенок выполняет соответствующее движение.)

На голове у гномиков колпачки с бубенчиками. Стали они хвастаться у кого звонче звучит бубенчик. (Поете песенку «Бубенчики», под которую ребенок выполняет движения). Бубенчики висят, качаются, звенят.

Повторим мы их звон: динь-динь, дан-дан, дон-дон.

Головкой влево мотали, наклоняли ее подальше к плечику, теперь вправо, вперед и назад

(обратите внимание, чтобы ребенок выполнял это движение расслабленно).

Пришли гномики к озеру – и ну давай брызгаться. Кулачки сжали и колотят по воде: раз, два, три. Летят брызги во все стороны. Стали гномики баловаться – все быстрее и быстрее по воде колотят (считаете с ускорением – раз, два, три, а потом с постепенным замедлением). Устали гномики, кулачки стучат тихо-тихо.

Отдохнули гномики (ребенок расслабляет руки, чтобы они свободно висели и качались вдоль туловища, и стало им скучно. Решили гномики брыкаться и скакать на одной ножке (прыжки и подскоки под песенку «Скок-скок, поскок»)

Скок, скок, поскок, молодой дроздок, по водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька – невеличенька. Сама с вершок, голова с горшок.

А тут сильный ветер подул, прямо к земле валит. Гномики то одним боком повернутся, то другим, прикрывают голову от ветра, ножки пошире ставят. Так и дошли до леса.

Вдруг увидели гномики – посреди лесной поляны медведь развалился и спит. Что делать? Сняли гномики тогда свои шапочки и тихо на цыпочках прошли мимо спящего мишки. Если я вижу, что мишка просыпается, тихонечко пою: «Ку-ку» - и гномик застывает на месте, чтобы медведь его не заметил. А когда махну рукой, – можно идти. (Ребенок очень тихо подходит к медведю, несколько раз останавливаясь на пение взрослого «ку-ку», потом осторожно перешагивает через медведя, плавно, боясь лишний раз пошевелиться).

Ура! Вот мы и пришли домой. Давай возьмемся за руки и убежим назад, в наш пряничный домик.

После занятия с элементами психогимнастики поговорите с ребенком, обсудите, какие эмоции он испытывал в ходе игры. Дети, как правило, не могут полностью осознавать все свои ощущения, но это пока что и неважно. Пусть ребенок сосредоточиться хотя бы на одном своем мышечном ощущении и сравнит хотя бы пару противоположных эмоций (например, радость – печаль). Это поможет в будущем развить способность к сознательным сменам эмоциональных и мышечных ощущений. Мастерски используя музыку в своих играх, вы поможете ребенку овладеть этими непростыми навыками. Ведь все дети интуитивно ощущают образы и характер звучащей музыки, а значит, могут развить в себе умение сознательно различать эмоции.

Для того, чтобы научить ребенка различать в музыке противоположные эмоции – радость и грусть, поиграйте в игру

«В гостях у Мажора и Минора»

Когда-то давным-давно на свете существовал Серый город. Серым он назывался потому, что жители этого города знали всего лишь одну песню, звучащую на одном звуке. Они пели ее и в радости и в грусти. Их жизнь от этого казалась скучной и однообразной. Но вот в один прекрасный день все переменилось: появились в нем два музыканта. Они были родными братьями, но совершенно не были похожи друг на друга. Брат по имени Мажор был улыбчивым, жизнерадостным, любил шутить и приплясывать. На своей дудочке он играл такую мелодию. (Поете радостно)

На зеленом лугу, их-вох! Раз нашел я дуду, их-вох»

То не дудка была, их-вох, веселуха была, их-вох!

(Спросите ребенка, каким он представляет брата Мажора, попросите показать, как он играл на дудочке, как танцевал и смеялся).

Другого брата звали Минор. Он был печальным и немного угрюмым, любил вечерком посидеть у реки и погрустить о чем-нибудь. У него тоже была дудочка, на ней он играл песенку, которая была похожа на песенку брата Мажора. (Поете грустно)

На зеленом лугу, ой-ой! Раз нашел я дуду, ой-ой»

То не дудка была, ой-ой, веселуха была, ой-ой!

(Спросите, чем отличается песенка брата – Минора? Хочется ли под нее плясать? Что хочется делать под такую песенку)

Жители города полюбили и самих братьев, и их музыку. Ведь не могут люди все время только веселиться или только грустить. Теперь и в радости и в горе у них была разная музыка. И серый город перестал быть таким скучным, а стал разнообразным и цветным.

После прослушивания сказки инсценируйте песенки братьев. Пусть кто-то из вас сыграет роль Мажора, а кто-то Минора. Покажите, как играет брат Мажор на дудочке (помните, все должно быть воображаемым). Движения, которые можно использовать для выражения радости – поднять вверх большой палец, остальные сжаты в кулачке; улыбка; пританцовывания. Пусть Мажор утешит Минора – погладит его по головке, обнимет, позовет танцевать. Попросите ребенка нарисовать портреты братьев.

Игра «Тучка и солнышко»

Исполнение этой песенки сопровождайте жестами: «солнышко» - растопыренные ладошки, улыбка на лице; «тучка» - сжатые кулачки, печальные глазки.

Тучка с солнышком опять (Ладошка и кулачок попеременно)

В прятки начали играть (Прячутся друг за друга)

Только солнце спрячется (Кулачок разжимается)

Тучка вся расплачется (Пальцы вяло опущены)

Только солнышко взойдет (Ладошки растопырены)

В небе радуга взойдет (Рисуем в воздухе радугу)

Для игр, развивающих сознательное различение противоположных эмоций используются стихи, которые можно инсценировать подходящими движениями, жестами и мимикой.

Встало солнце кислое. ( Эмоции: печаль, уныние, тоска)

Смотрит – небо кислое (Движения вялые, мышцы расслаблены)

В кислом небе – кислое ( Мимика: уголки рта опущены)

Облако повисло (Глаза полузакрыты)

И спешат несчастные кислые прохожие.

И едят ужасное кислое мороженое.

Даже сахар кислый! Скисло все варенье!

Потому что кислое было настроение.

(Э. Мошковская)

- Отчего же ты грустна, серебристая луна?

- Я вчера звезду с небес уронила в черный лес.

- Зря печалишься, луна, ты на свете не одна.

Я на зорьке в лес пойду и найду твою звезду.

(Ф. Грубин)

Радость пробежала по дорожке ( Эмоции: радость, восторг, удовольствие)

Радость распахнула все окошки. (Движения быстрые и энергичные)

Радуется клен, что он силен:

Радугу на ветке держит он. ( Мимика: улыбка)

Рады зайцы, что спугнули волка. Новым шишкам радуется елка.

Радость запрягает лошадей. Разбудите, дети, всех людей!

Надевайте лучшие одежки – радость распахнула все окошки.

(М. Карем)

Рады, рады, рады ( Эмоции: радость и удивление)

Светлые березы (Движения энергичные, с резкими остановками)

И на них от радости (С характерными для удивления жестами)

Вырастают розы. (Поднять плечи, руки развести в стороны)

Рады, рады, рады ( Мимика: улыбка, поднятые вверх брови)

Темные осины и на них от радости растут апельсины.

То не дождь пошел из облака и не град.

То посыпался из облака виноград.

(К. Чуковский)

Публикации по теме:

Новогодняя сказка в музыкальном залеНовогодняя сказка в музыкальном зале Новый год самый любимый праздник детворы! С каким энтузиазмом они участвуют в изготовлении новогодних гирлянд, снежинок и игрушек для украшения.

Психогимнастика в младшей группе «Медвежата» Конспект психогимнастики в младшей группе на тему: «Медвежата». Цель: снятие психического напряжения, настрой на положительные эмоции,.

Конспект занятия по валеологии во 2 младшей группе. Психогимнастика с элементами Су Джок терапии «По дороге домой» Цель занятия: используя специальные игры, осуществлять развитие, профилактику и коррекцию различных сторон психики детей. Посредством различных.

Конспект занятия в компьютерно-игровом зале «Войди в замок»Конспект занятия в компьютерно-игровом зале «Войди в замок» Цель: закрепление изученного материала, полученного на организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических.

Консультация «Психогимнастика-что это?» Муниципальное общеобразовательное учреждение МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №139» Г. Саратов Консультация Психогимнастика -что.

Положение о физкультурном зале ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ о физкультурном МБДОУ д/с № 3 «Рябинушка» Вачского муниципального района Нижегородской области I. Общие положения 1.1. Настоящее.

Предметно-развивающая среда в музыкальном залеПредметно-развивающая среда в музыкальном зале Музыкальный зал в детском саду №12 – это самое светлое помещение в здании, это лицо детского сада. Здесь проходят не только музыкальные.

Психогимнастика для старших дошкольников «Путешествие к птицам Кольского полуострова» Психогимнастика для старших дошкольников «Путешествие к птицам Кольского полуострова» Педагог-психолог МБДОУ № 61 города Апатиты Мурманской.

Психогимнастика и релаксация как метод укрепления психологического здоровья детей. Дракон кусает свой хвост (для детей 5^6 лет) Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Психогимнастика для дошкольников»
Опубликовано: 25 сентября 2015 в 14:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД