Лучший педагог года

Конспект родительского собрания на тему «Развитие речи детей 3–4 лет» во второй младшей группе

Ольга Исимова
Конспект родительского собрания на тему «Развитие речи детей 3–4 лет» во второй младшей группе

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи:

• познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего дошкольного возраста и методами и приемами ее развития;

• познакомить родителей с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома;

Публикация «Конспект родительского собрания на тему „Развитие речи детей 3–4 лет“ во второй младшей группе» размещена в разделах

• способствовать развитию коммуникативных качеств детей;

• воспитывать культуру общения;

• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Воспитатель (Кузнецова М. С.)

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня мы поговорим об одном из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Воспитатель (Азизова М. И.)

Формирование словаря.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

• речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослым и сверстниками;

• речь становится основой перестройки и мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей :

1) Овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста.

2) Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так же как и не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывание ребенка не столько свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Воспитатель (Виприцкая О. Н.)

К 4 годам:

• ребенок правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

• накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;

• через слово овладевают основными грамматическими формами речи (появляется мн. Число, винительный и родительный падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы);

• осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными словами.

В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности:

• дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие «ш», «ж», «ч», «щ», сонорные «р», «рь», «л», «ль» звуки, а некоторые их них пропускают;

• дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета, части тела;

• требует совершенствования интонационная сторона речи;

• необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса;

• не все дети могут согласовывать слова в роде, числе и падеже;

• при построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений;

• детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи;

• дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

Воспитатель (Потапова Т. И.)

Вот вы и познакомились с требованиями к речи ребенка 4-летнего возраста.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий – в игровой и в процессе наблюдений за природой.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Дети дошкольного возраста очень общительны.

Отправляясь на прогулку с ребенком, мы можем:

1) поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано;

2) в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением, повадками;

3) посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

4) загадать загадку и найти отгадку;

5) поискать приметы времени года;

6) познакомить ребенка с народными пословицами и приметами;

7) прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

8) поиграть в игры: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию».

Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нашей жизнью, беречь и любить все живое.

Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких.

Особенное значение для развития речи ребенка играет чтение детям книг, особенно сказок. Сказка нужна всем – и взрослым и детям. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка может познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителей, разрешить конфликт. После прочтения всегда задавайте вопросы, обсуждайте поступки героев, объясняйте значение слов, которые, возможно, ребенок не понял.

А сейчас наш психолог Соловьева Е. С. познакомит вас с речевыми играми, в которые полезно играть с детьми дома.

Педагог-психолог (Соловьева Е. С.)

Здравствуйте уважаемые родители! Хочу предложить вам несколько игр, в которые можно поиграть с детьми дома:

Игры на активизацию словаря:

1) Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…

2) «Отгадай, что это?»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3) Игра «Что для чего?»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы:

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.

4) Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно)

5) «Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в

«кислые», «соленые», «горькие» слова.

6) «Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? и пр.

7) «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

Игры на речевое обобщение:

1)«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

2) Игра «Найди дерево» ( выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза:

1) Игра «Цепочка слов»

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста -.

2) «Придумай слово»

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

Игры на развитие грамматического строя речи :

1) Игра «Веселый счет»

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна.) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом)

2) Игра «Подружи слова»

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос.

3)Игра «Все сделал»

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил.

4) Игра «Ты идешь, и я иду»

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.

5) «Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

6) «Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

«7) «Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.

8) «Упрямые слова»

Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.

Игры на развитие связной речи :

1) Игра «Что на что похоже»

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на (что)

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Блестящая на солнце паутина похожа на…

День похож на…

2) Потому что…

Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

Я мою руки потому, что…

Почему ты идёшь спать? и т. д.

3) Кем (чем) был?

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.

Корова была телёнком.

Бабочка была гусеницей.

Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом.

Лёд был водой и т. д.

4) Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".

ПРИНЯТЫ РЕШЕНИЯ:

1. Воспитателям совместно с родителями уделять должное внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой, рисованием, конструированием, играми с мозайкой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозайку.

3. Посетить вместе с ребенком зоопарк, театр, цирк, выставку.

4. Больше бывать на природе, знакомить детей с ее красотой и многообразием.

5. Принимать активное участие в жизни детского сада.

В завершении нашего собрания хотим наградить наших самых активных и творческих родителей грамотами!

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: формирование педагогической культуры родителей.

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей 3–4 лет» в младшей группе Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка. Задачи: • познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста на тему «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду» Цель: знакомство с родителями своих будущих.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи» для детей 3–4 лет посредством русских сказок МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Звездочка» Конспект родительского собрания во 2 младшей группе на тему «Развитие речи детей.

План-конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие познавательного интереса у дошкольников» Методическая разработка для родителей по психолого-педагогическому просвещению. План-конспект родительского собрания в старшей группе на.

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Звездочка» г. Богородск Родительское собрание ДОУ. Тема:.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» Родительское собрание №1 ,сентябрь Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. 1. Вступительное слово (сообщение о цели встречи). 2.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «О здоровье детей в детском саду и семье» Подготовка. 1 Оформить памятки для родителей с соответствующими схемами и рисунками: Закаливание; Оказание первой.

План-конспект родительского собрания во второй младшей группе «Учите детей говорить правильно» «Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями для решения вопросов воспитания и обучения детей» на тему: «Учите детей говорить.

Автор публикации:
Конспект родительского собрания на тему «Развитие речи детей 3–4 лет» во второй младшей группе
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 21:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД