Получи документы

Конспект семинара-практикума «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста»

Надежда Еремина
Конспект семинара-практикума «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум на тему :

«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель

1 младшей группы «Карапузики»

Еремина Надежда Александровна.

ТЕОРИЯ

- Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме по опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.

Публикация «Конспект семинара-практикума „Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах

- Что же такое опытно-экспериментальная деятельность и в чем отличие опыта от эксперимента? В принципе эти слова можно назвать синонимами, но определения все-таки есть:

опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.

Детское экспериментирование:

• выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.

• может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если оно основано на методе экспериментирования.

Целью экспериментальной деятельности детей раннего дошкольного возраста является :

• создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.

Перед собой педагог ставит задачи:

• сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.);

• сравнивать сходные по внешнему виду предметы;

• учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;

• использовать опыт практической деятельности в игре.

Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:

1. о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

2. о природных явлениях (ветер, солнце, вода; игры с ветром, с водой и т. д.);

3. о способах исследования объекта (наблюдение, сравнение, измерение и т. п.)

Примерный алгоритм проведения

занятия-экспериментирования:

1. определение тематики занятия-экспериментирования;

2. выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи);

3. предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса;

4. выбор и подготовка пособий и оборудования педагогом, с учетом возраста детей и изучаемой темы;

5. уточнение с детьми правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

6. распределение детей на подгруппы;

7. эксперимент;

8. анализ и обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Материалы для организации экспериментирования в группе раннего возраста :

1. веревки, шнурки, тесьма, нитки, кусочки тканей.

2. пластиковые бутылочки разного размера.

3. разноцветные прищепки и резинки.

4. камешки разных размеров.

5. пробки.

6. пух и перья.

7. полиэтиленовые пакетики.

8. семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

9. вата, синтепон.

10. киндер-сюрпризы.

11. глина, песок.

12. вода и пищевые красители.

13. бумага разных сортов.

и т. п.

Игры с водой:

«Переливашки»

- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.

Игра «Тонет – не тонет»

- дать представления о плавающих и тонущих телах.

«Тучка и дождик»

- познакомить со свойствами губки (пористая, впитывает воду)

Игра «Тёплое – холодное»

- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной.

Игра «Разноцветная водичка»

- выявить свойство воды: вода прозрачная, но её можно окрасить в определенный цвет.

Игра «Ловим крышечки с помощью палочек»

-развитие усидчивости, точности движений, выдержки.

Игра «Ловим игрушки сачком»

-развитие умения

пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Игры с сухим песком.

-песок состоит из песчинок, они маленькие. Сухой песок сыпется струйкой.

-куличики из сухого песка не получились. Потому что сухой песок сыпучий.

Игры с мокрым песком.

- если в песок налить воду, он станет мокрым. Мокрый песок не сыпучий.

- мокрый песок способен сохранять форму, из него можно лепить куличики.

Игры с воздухом:

«Поймаем воздух» .

- «словить» воздух в шарики и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть

Игра «Ветер по морю гуляет».

- упражнять в умении выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

- при выдыхании воздуха образуется ветерок.

- знакомить детей с таким явлением как ветер.

Игры с бумагой.

- бумагу очень легко смять и порвать;

- боится воды;

- прозрачная и непрозрачная.

Игры с тканью.

- ткань не рвется, мягкая, мокнет, разноцветная.

ПРАКТИКА

- Предлагаю, уважаемые педагоги, перейти к нашей творческой лаборатории и объединиться в команды. Для этого вы должны выбрать любой природный материал из моей коробочки (камень, шишка, палочка). Затем внимательно смотрим на столы, и каждый педагог идет к тому столу, где видит тот или иной природный материал, что у вас в руках. Внимание! Сейчас я продемонстрировала один из способов, как можно объединить детей раннего дошкольного возраста в команды, так как само слово «команда» им еще не понятно.

Команда №1 проводит опыт с бумагой «Что боится бумага?»

Опыт :

- рассматриваем бумагу, говорим какая она – гладкая, разноцветная;

- импровизируем: «радостная», «улыбается»;

- опускаем бумагу в воду;

- наблюдаем, что случилось: бумага растворилась, намокла, «плачет».

Вывод:

- в воде бумага намокает и растворяется, рвется.

Команда №2 проводит опыт с водой «Разноцветная водичка»

Опыт :

- рассматриваем воду в прозрачном стакане, говорим, что вода прозрачная;

- кладем в стакан с водой камень и убеждаемся, что его видно, значит вода прозрачная;

- что же произойдет, если в воду добавим краску? С помощью кисточек, добавляем в индивидуальные стаканы с водой краску основных цветов;

-какая стала водичка? Каждый ребенок называет свой цвет воды, заодно закрепляем знания основных цветов: красная, синяя, зеленая, желтая.

Вывод:

- вода прозрачная, но ее можно окрасить и она станет разноцветная.

Команда №3 проводит опыт с песком «Пирожки для мамы»

Опыт :

- рассматриваем песок, берем его в ладошку и сыпем струйкой, говорим, что песок сыпучий;

- пробуем с помощью формочек слепить что-нибудь, не получается, говорим, что сухой песок не держит форму, рассыпается;

- добавляем в песок воды, начинаем его хорошо смешивать с водой, говорим, какой стал песок, влажный, мокрый, липнет к рукам;

- пробуем формировать «пирожки» из мокрого песка, угощаем маму, гостей.

Вывод:

- мокрый песок сохраняет форму и из него можно что-то слепить.

РЕФЛЕКСИЯ

- Спасибо, уважаемые педагоги, за проведенные опыты и творческий подход!

- В заключении я хочу предложить вам придумать «синквей», это такое стихотворение из 5 строчек, каждая строчка придумывается по определенному заданию:

1 строчка – одно слово существительное на тему нашего семинара-практикума.

2 строчка – два слова прилагательные

3 строчка – три слова глагола

4 строчка – предложение из четырех слов

5 строчка – замыкающее одно слово существительное на нашу тему.

ЭКСПЕРИМЕНТ

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

ОТКРЫВАЕТ, ПОДТВЕРЖДАЕТ, ДОКАЗЫВАЕТ

ЖИЗНЬ БЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТОВ СКУЧНА!

ИССЛЕДОВАНИЕ

- Из нашего синквейна мы видим, что эксперименты помогают нам делать открытия, знакомят нас с чем-то интересным и увлекательным и без них в жизни будет скучно!

- Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Конспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возрастаКонспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вода под микроскопом»Опытно-экспериментальная деятельность «Вода под микроскопом» Методическая разработка. Опытно –экспериментальная деятельность: вода под микроскопом с использованием цифрового микроскопа Levenhuk Цель.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла» Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в «научную лабораторию». Мне нужна ваша помощь – исследовать эти предметы, согласны?.

Опытно-экспериментальная деятельность со льдомОпытно-экспериментальная деятельность со льдом Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со льдом. Задачи: -Познакомить детей.

Экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста Цель экспериментирования:Продолжать развивать познавательно исследовательскую активность дошкольников,умения анализировать,сравнивать,выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект семинара-практикума «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 июля 2021 в 20:20
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект семинара-практикума «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Еремина (УИ 2511472) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД