Надежда Еремина
Конспект семинара-практикума «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум на тему :
«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
1 младшей группы «Карапузики»
Еремина Надежда Александровна.
ТЕОРИЯ
- Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме по опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект семинара-практикума „Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
- Что же такое опытно-экспериментальная деятельность и в чем отличие опыта от эксперимента? В принципе эти слова можно назвать синонимами, но определения все-таки есть:
опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.
эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.
Детское экспериментирование:
• выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
• может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если оно основано на методе экспериментирования.
Целью экспериментальной деятельности детей раннего дошкольного возраста является :
• создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.
Перед собой педагог ставит задачи:
• сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.);
• сравнивать сходные по внешнему виду предметы;
• учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
• использовать опыт практической деятельности в игре.
Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:
1. о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);
2. о природных явлениях (ветер, солнце, вода; игры с ветром, с водой и т. д.);
3. о способах исследования объекта (наблюдение, сравнение, измерение и т. п.)
Примерный алгоритм проведения
занятия-экспериментирования:
1. определение тематики занятия-экспериментирования;
2. выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи);
3. предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса;
4. выбор и подготовка пособий и оборудования педагогом, с учетом возраста детей и изучаемой темы;
5. уточнение с детьми правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
6. распределение детей на подгруппы;
7. эксперимент;
8. анализ и обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Материалы для организации экспериментирования в группе раннего возраста :
1. веревки, шнурки, тесьма, нитки, кусочки тканей.
2. пластиковые бутылочки разного размера.
3. разноцветные прищепки и резинки.
4. камешки разных размеров.
5. пробки.
6. пух и перья.
7. полиэтиленовые пакетики.
8. семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
9. вата, синтепон.
10. киндер-сюрпризы.
11. глина, песок.
12. вода и пищевые красители.
13. бумага разных сортов.
и т. п.
Игры с водой:
«Переливашки»
- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.
Игра «Тонет – не тонет»
- дать представления о плавающих и тонущих телах.
«Тучка и дождик»
- познакомить со свойствами губки (пористая, впитывает воду)
Игра «Тёплое – холодное»
- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной.
Игра «Разноцветная водичка»
- выявить свойство воды: вода прозрачная, но её можно окрасить в определенный цвет.
Игра «Ловим крышечки с помощью палочек»
-развитие усидчивости, точности движений, выдержки.
Игра «Ловим игрушки сачком»
-развитие умения
пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.
Игры с сухим песком.
-песок состоит из песчинок, они маленькие. Сухой песок сыпется струйкой.
-куличики из сухого песка не получились. Потому что сухой песок сыпучий.
Игры с мокрым песком.
- если в песок налить воду, он станет мокрым. Мокрый песок не сыпучий.
- мокрый песок способен сохранять форму, из него можно лепить куличики.
Игры с воздухом:
«Поймаем воздух» .
- «словить» воздух в шарики и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть
Игра «Ветер по морю гуляет».
- упражнять в умении выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
- при выдыхании воздуха образуется ветерок.
- знакомить детей с таким явлением как ветер.
Игры с бумагой.
- бумагу очень легко смять и порвать;
- боится воды;
- прозрачная и непрозрачная.
Игры с тканью.
- ткань не рвется, мягкая, мокнет, разноцветная.
ПРАКТИКА
- Предлагаю, уважаемые педагоги, перейти к нашей творческой лаборатории и объединиться в команды. Для этого вы должны выбрать любой природный материал из моей коробочки (камень, шишка, палочка). Затем внимательно смотрим на столы, и каждый педагог идет к тому столу, где видит тот или иной природный материал, что у вас в руках. Внимание! Сейчас я продемонстрировала один из способов, как можно объединить детей раннего дошкольного возраста в команды, так как само слово «команда» им еще не понятно.
Команда №1 проводит опыт с бумагой «Что боится бумага?»
Опыт :
- рассматриваем бумагу, говорим какая она – гладкая, разноцветная;
- импровизируем: «радостная», «улыбается»;
- опускаем бумагу в воду;
- наблюдаем, что случилось: бумага растворилась, намокла, «плачет».
Вывод:
- в воде бумага намокает и растворяется, рвется.
Команда №2 проводит опыт с водой «Разноцветная водичка»
Опыт :
- рассматриваем воду в прозрачном стакане, говорим, что вода прозрачная;
- кладем в стакан с водой камень и убеждаемся, что его видно, значит вода прозрачная;
- что же произойдет, если в воду добавим краску? С помощью кисточек, добавляем в индивидуальные стаканы с водой краску основных цветов;
-какая стала водичка? Каждый ребенок называет свой цвет воды, заодно закрепляем знания основных цветов: красная, синяя, зеленая, желтая.
Вывод:
- вода прозрачная, но ее можно окрасить и она станет разноцветная.
Команда №3 проводит опыт с песком «Пирожки для мамы»
Опыт :
- рассматриваем песок, берем его в ладошку и сыпем струйкой, говорим, что песок сыпучий;
- пробуем с помощью формочек слепить что-нибудь, не получается, говорим, что сухой песок не держит форму, рассыпается;
- добавляем в песок воды, начинаем его хорошо смешивать с водой, говорим, какой стал песок, влажный, мокрый, липнет к рукам;
- пробуем формировать «пирожки» из мокрого песка, угощаем маму, гостей.
Вывод:
- мокрый песок сохраняет форму и из него можно что-то слепить.
РЕФЛЕКСИЯ
- Спасибо, уважаемые педагоги, за проведенные опыты и творческий подход!
- В заключении я хочу предложить вам придумать «синквей», это такое стихотворение из 5 строчек, каждая строчка придумывается по определенному заданию:
1 строчка – одно слово существительное на тему нашего семинара-практикума.
2 строчка – два слова прилагательные
3 строчка – три слова глагола
4 строчка – предложение из четырех слов
5 строчка – замыкающее одно слово существительное на нашу тему.
ЭКСПЕРИМЕНТ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
ОТКРЫВАЕТ, ПОДТВЕРЖДАЕТ, ДОКАЗЫВАЕТ
ЖИЗНЬ БЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТОВ СКУЧНА!
ИССЛЕДОВАНИЕ
- Из нашего синквейна мы видим, что эксперименты помогают нам делать открытия, знакомят нас с чем-то интересным и увлекательным и без них в жизни будет скучно!
- Спасибо за внимание!