Получи документы

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома»

Екатерина Алексеевна Глебова
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома»

Конспект совместной деятельности художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Золотая хохлома»

Задачи:

образовательные - закрепить знания об особенностях хохломской росписи, ее истории;

развивающие – развивать умение детей создавать узоры на полосе из знакомых элементов хохломской росписи на силуэтах посуды;

упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора;

Публикация «Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах

упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тампоном, спичкой, пальцем; развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов;

воспитательные - воспитывать у детей любовь к природе, своей Родине, народному творчеству.

Коррекционно-речевые задачи:

развитие связной речи, продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи;

развитие мелкой моторики рук посредством работы с кистью, пальчиковой гимнастики;

активизация слов: хохлома, элемент росписи, изделие, мастер, вытачивают, расписывают, и т. д.

Предварительная работа:

1. Беседы о декоративно-прикладном искусстве.

2. Рассматривание иллюстраций по декоративно-прикладному искусству.

3. Знакомство с историей промысла.

4. Дидактические игры «Девочка Хохлома» «Чудо узоры», «Русские узоры».

5. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть.

Материалы и оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства, акварель, кисти №2, №4, тампоны, ватные палочки, салфетки, стаканчики «Непроливайка.

Методические приемы:

1. Игровая мотивация «Девочка Хохлома»

2. Дидактическое задание «Найди картинку»

3. Рассматривание иллюстраций «Голубая гжель»

4. Пальчиковая гимнастика «Рисовать мы захотели»

5. Гимнастика для глаз.

6. Практическое задание - расписывание шаблонов посуды.

7. Анализ деятельности.

Ход образовательной деятельности:

Вводное слово воспитателя. Игровой момент. (раздаётся стук в дверь).

Девочка Хохлома (логопед) : - Здравствуйте, скажите, пожалуйста, я в детский сад попала? (ответ детей).

Воспитатель: - Да, к ребятам в детский сад. Это вы нам письмо прислали?

Девочка Хохлома : - Да, я.

Воспитатель: - Давайте познакомимся!

Девочка Хохлома : - Я, девочка из села «Хохлома» и зовут меня Хохлома. Это не простое село. (дети проявляют приобретё нные ранее знания: рассказывают, что в село свозилась вся расписная утварь и уже оттуда отправлялась на ярмарку, поэтому деревянные изделия и получили название «хохлома»).

– А почему, золотая, тоже знаете? (ребята рассказывают о покрытии деревянных изделий глиной, льняным маслом и олифой, после просушки изделия покрывались алюминиевым порошком, который при помещении изделий в печь становился золотым).

Девочка Хохлома : - Какие вы молодцы! Я знала, что надо к вам ехать, точно мне поможете.

Воспитатель: - Мы постараемся, правда, ребята. Ой, какой у тебя необычный чемоданчик, а ещё коробочка интересная такая (педагог продолжает заинтересовывать детей).

Девочка Хохлома : - Да – а! только в них столько заданий, что мне одной и не управиться. Ребята, вы мне поможете (привлекает детей?

-Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснёмся с искусством наших предков, с природой, овладеем приёмами и способами хохломской росписи. Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки.

- В чём же секрет красочной хохломской посуды? Как её делают?

- Оказывается это совсем непросто.

Сейчас я вам расскажу об этапах работы:

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины. Глина закрывает поры дерева, создаёт водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. Затем за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для (каления). Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».

- По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

- Какие цвета предпочитают художники? (Помимо красного, чёрного, золотого цвета, используется зелёный, жёлтый цвет. Сочетание красного и чёрного придаёт изделиям праздничный, торжественный вид.)

- Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, чёрную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнёт веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому. Давайте прорисуем в воздухе элементы травки.

- Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы.)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

- А сейчас сравним хохломскую роспись и гжель. Что вы знаете о мастерах гжельской росписи? (ответы детей.)

- Рассмотрите образцы гжельской керамики. Как называют глиняные изделия, обожжённые в печи? (ответы детей.)

- Какой узор преобладает в росписи гжельской посуды? (ответы детей.)

- Назовите цвета гжельской керамики? (ответы детей.)

- Назовите основной цвет в росписи гжельской керамики? (ответы детей.)

- Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что известны они не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть «лучшую из всех, делаемых в России». Что только не делают из Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причём только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой. Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частицу своего сердца, доброту души. Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти тёплым. Взгляните, ребята, на изделия с гжельской росписью, полюбуйтесь этой красотой. Послушайте стихотворение И. Кадухина:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Её трава шелковая, её цветы весенние –

И мастерство волшебное достойны восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

- Почему гжель называют нежно - голубым чудом?

- Какие элементы есть в гжельской росписи? (ответы детей.)

Пальчиковая гимнастика «Рисовать мы захотели» :

Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни:

(смотрим на раскрытые ладони и вертим ими).

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (потираем руками).

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладони)

Не сидится им опять. (встряхиваем кистями)

Постучали, повертели, Рисовать мы захотели.

В: Теперь можно смело приступать к работе!

Воспитатель: - А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем её красочными узорами и подарим нашей хозяйке. (Дети расписывают шаблоны посуды.)

«Гимнастика для глаз»

Воспитатель: Поднимите пёрышко вверх, посмотрите на него. Теперь – влево, вправо. Поднесли к носу, вытянули руку вперёд, смотрим на своё пёрышко! Замечательно! А теперь пёрышки положили на место, встали, потянулись, кому как хочется.

Воспитатель: Давайте покажем друг другу свои работы.

Итоги:

- Что интересного было?

- Что нового узнали?

- С какими народными промыслами вы познакомились?

- О чем расскажете дома своим родителям?

- Мне очень понравилось, как вы украсили посуду. Надеюсь, что в дальнейшем вы самостоятельно сможете украсить вылепленную посуду гжельским и хохломским узором. Молодцы!

Воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 77 г. Новосибирска Глебова Екатерина Алексеевна

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятии по рисованию «Золотая хохлома». Расписывание тарелок с детьми подготовительной группыФотоотчёт о занятии по рисованию «Золотая хохлома». Расписывание тарелок с детьми подготовительной группы Цель: развивать интерес детей к народному декоративно - прикладному искусству. Задачи: - формировать композиционные навыки, и умение получать.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома» Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие» Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование) Тип: интегрированное.

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октябряКонспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октября Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Золотая хохлома» в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома».(итоговое) Цель: Роспись деревянных заготовок разной формы хохломскими узорами. Программное содержание: Обобщать.

Конспект НОД в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в подготовительной группе: «Золотая хохлома». Задачи: вызвать интерес к народно – прикладному искусству; закрепить знания.

Конспект ООД открытого занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая Хохлома» Конспект ООД открытого занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Золотая Хохлома». Программное содержание: • Продолжать.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе (эбру)Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе (эбру) Эбру - рисование на воде. Образовательные задачи: - познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования на воде – эбру. - формировать.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Золотая осень» в технике «монотипия»Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Золотая осень» в технике «монотипия» Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе. Тема: «Золотая осень», техника монотипии Цель: Познакомить детей с нетрадиционной.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома» Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи" (выполнено в нетрадиционной.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома»
Опубликовано: 1 октября 2021 в 10:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД