Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения «Приходите на чай»

Алёна Миргород
Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения «Приходите на чай»

Тема недели: «Посуда».

Тема дня: «Приходите на чай».

Форма проведения: подгрупповая.

Группа : средняя.

Цель: углубить представления детей о чайной посуде, расширять социальные умения.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- упражнять в обследовании основных признаков и свойств предметов (чайной посуды) с помощью зрения и осязания;

- учить понимать назначение чайной посуды и называть ее основные детали и знакомить с правилами сервировки стола;

Публикация «Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения „Приходите на чай“» размещена в разделах

- закреплять умение понимать обобщающее слово «посуда»;

- обогащать словарь по теме (чашка, блюдце, чайник, сахарница, чайная посуда, чайная ложка, заварочный чайник, крышка, носик, ручка, скатерть).

2. Коррекционно – развивающие :

- развивать тактильную чувствительность;

- развивать зрительное восприятие, зрительное внимание;

- развивать словесно-логическое мышление;

- развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

- развивать прослеживающую функцию глаз;

- развивать социальные умения.

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии;

- воспитывать желание быть гостеприимным и доброжелательным по отношению к окружающим;

- воспитывать аккуратность.

Методы: практические (самостоятельное выполнение предметно – практических действий, игровой метод (создание игровой ситуации «Накрой на стол», словесный (беседа, наглядные (рассматривание натуральных объектов посуды).

Предварительная работа:

1. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», стихотворений о посуде, загадок, рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному;

2. Экскурсия на кухню, знакомство с трудом работников детского сада (повара, младшего воспитателя);

3. Рассмотреть кукольную и настоящую посуду, пояснить, для чего нужна та или иная посуда и как она называется;

4. Сюжетно-ролевые игры «Магазин посуды», «Дом», «Угостим кукол чаем».

Оборудование: мягкая игрушка Нюша, чайный сервиз (чайник для заваривания чая, чайная ложка, чашка, блюдце, сахарница, салфетки бумажные, салфетница, скатерть.

Ход занятия:

I. Вводная часть:

Т. : Ребята, вы слышите кто – то стучит? Кто это?

Это - Нюша из веселых историй про смешариков. Но что – то она невеселая. К Нюше должны прийти гости, она хочет угостить своих друзей чаем со сладостями. Но не знает, как правильно накрыть к чаю стол. И поэтому ей грустно. Хотите помочь ей?

Д. : -

II. Основная часть:

1. Дидактическое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай».

Т. : Ребята, сначала мы отгадаем загадки.

(По мере отгадывания, тифлопедагог выставляет на стол предметы.)

Чаю выпить я хочу,

Воду в нём прокипячу.

А потом беру я кружку

И его возьму за дужку.

В чём я воду кипячу,

Если выпить чай хочу?

(Чайник) Чтоб есть суп – она большая.

И для каши есть такая.

Меньше чайная немножко.

Что это? Конечно … (Ложка)

Если хочешь выпить чай –

Так меня и получай,

Распрекрасную милашку,

Всю в цветочках, с блюдцем.

(Чашку) Из неё обедать буду,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Называется …

(Тарелкой).

Т. : Ребята, расскажите, как эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда).

Д. : -

Т. : Для чего нужна посуда? (Посуда нужна, для того что бы из нее есть, пить.)

Д. : -

Т. : Т. : Давайте вспомним, как называется посуда, необходимая повару для приготовления пищи и находящаяся на кухне? (Кухонная). Какую посуду возьмем для того, чтобы поесть за столом? (Столовую.) А если пригласим гостей на чашечку чая? (Чайную.)

Т. : Нюша, сейчас мы с ребятами научим тебя сервировать стол.

Т. : Для этого нам понадобиться чайный сервиз, но сначала Нюша хочет вместе с вами сделать зарядку для глазок (Дети встают напротив тифлопедагога).

2. Зрительная гимнастика.

(Вверх - вниз.) 2-3 раза

(Вправо - влево.) 2-3 раза

(Вверх - вниз.) 2-3 раза

(Прослеживание глазами за Нюшей по кругу в одну и в другую сторону).

(Вправо - влево) 2-3 раза.

Зажмурьте глазки, поморгайте (2-3 раза).

3. Игра «Накрой на стол».

Дети сидят полукругом. На столе предметы чайного сервиза: чашка с блюдцем, чайная ложка, чайник для заваривания чая, сахарница, салфетница, скатерть.

Т. : Вот теперь я предлагаю всем вместе накрыть стол к чаю.

Обязательным атрибутом праздничного стола является белая скатерть.

Т. : Для чего нужна скатерть? (Ею накрывают стол).

Д. : -

Т. : Накрыли стол скатертью. Каким стал стол? (Нарядным, уютным, красивым, праздничным).

Д. : -

Т. : В центр стола ставим салфетницу.

Т. : А что в ней? (Салфетки.)

Д. : -

Т. : Ребята, а для чего нам нужны салфетки?

Т. : Правильно! Чтобы когда мы покушаем вытирать: что сначала?

Т. : Да ротик, а затем руки!

Т. : В центр стола ставим также сахарницу.

Т. : Для чего нужна сахарница? (Для того, чтобы насыпать сахар.)

Д. : -

Т. : Еще в центр стола обязательно ставим чайник для заваривания чая.

Т. : Для чего этот чайник? (Для того, чтобы заваривать чай.)

Т. : Что такое заварка? (Чайные листочки, которые окрашивают воду в коричневый цвет и придают вкус.)

Д. : -

Т. : Давайте вместе рассмотрим чайник для заваривания чая и расскажем, из каких частей он состоит. (Тифлопедагог показывает. Предлагает детям обследовать чайник, направляя их руки).

Т. : У чайника есть носик. Вот он. Для чего он нужен? (Чтоб через него лилась заварка).

Д. : -

Т. : Что это? (Крышка.) Для чего она нужна? (Чтобы сохранить высокую температуру и чайные листочки заварилась.)

Т. : А это что такое? (Показываю ручку.)

Т. : Для чего она чайнику. Вы знаете? Может быть без ручки лучше?

(Нет, если чайник будет горячий, то без ручки будет неудобно им пользоваться и можно обжечь руки).

Д. : -

Т. : Правильно.

4. Физкультминутка «Я – чайник ворчун»

Т. : А сейчас отдохнём и проведём физкультминутку «Я – чайник ворчун»

Я – чайник ворчун, хлопотун, сумасброд. (Шагаем на месте)

Я всем напоказ выставляю живот. (Руки на поясе, повороты вправо

и влево)

Я чай кипячу, клокочу и кричу, (Хлопаем в ладоши)

Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте)

Т. : Хотите, ребята, продолжить накрывать на стол?

Д. :-

Т. : Перед сидящим ставим чашку с блюдцем.

- Это блюдце. Обхватите блюдце двумя руками. Вот так. Какой оно формы? (Круглой.)

Д. : -

Т. : Правильно. Проведите пальчиком по краю блюдца, опустите пальчик на дно. Блюдце какое? (Мелкое.)

Д. : -

Т. : На него ставят чашку с чаем и кладут ложку, чтобы не испачкать скатерть.

Т. : А это что? (Это чашка.)

Д. : -

Т. : Правильно, обхватите чашку двумя руками. Вот так. Она круглая. Проведите пальчиком по стенке чашки. Вот так. Почему ваш пальчик с края чашки не сразу опускается вниз? (Потому что чашка глубокая.)

Д. : -

Т. : Еще у чашки есть ручка. Найдите ее и проведите по ней пальчиком. Зачем нужна ручка? (Педагог направляет руки каждого ребенка для обследования предметов чайной посуды). (Что бы держать чашку.)

Д. : -

Т. : Чайную ложечку кладём справа, выпуклой стороной вниз. Вот она. Эта ложка меньше, чем ложка для супа. Поэтому ее назвали чайной ложкой. Для чего она нужна? (Ложкой размешивают сахар в чашке.)

Д. : -

Т. : Делают это осторожно, не стучат об стенки чашки и не расплескивают чай на блюдце. Вот так. (Тифлопедагог показывает все действия, дети повторяют).

Т. : А теперь закройте глаза, послушайте, как звенит чашка, когда мы ставим ее на блюдце, послушайте, как звенит ложка, когда мы кладем ее на блюдце.

5. Зрительная гимнастика «Пальминг».

Вы хорошо потрудились, а сейчас сделаем пальминг, чтобы ваши глазки отдохнули.

Вот рука и вот рука, мы потёрли их слегка;

Так сложили их …И раз!

Глазки в домике сейчас.

III. Заключительная часть:

Т. : Вот, Нюша, мы и накрыли стол для чаепития. Все запомнила?

Давайте, ребята, ещё раз напомним Нюше, как накрыть стол для чаепития.

Т. : Чем накрывают стол? (Скатертью.)

Д. : -

Т. : Что поставим в середину стола? Салфетницу.

Д. : -

Т. : Для чего нужна салфетница? (Для того чтобы когда мы покушаем вытирать рот и руки.)

Д. : -

Т. : Что еще поставим в середину стола? (Сахарницу.)

Д. : -

Т. : Для чего нужна сахарница? (Для того чтобы насыпать сахар.)

Д. : -

Т. : Еще что поставим в середину стола? (Заварочный чайник.)

Д. : -

Т. : Для чего этот чайник? (Для заваривания чая.)

Д. :-

Т. : Что еще должно быть на столе для чая? (Чашка с блюдцем.)

Д. : -

Т. : Куда их поставим? (Перед сидящим.)

Д. : -

Т. : А что кладут справа от блюдца с чашкой? (Чайную ложку.)

Д. : -

Т. : Для чего она нужна? (Ложкой размешивают сахар в чашке.)

Д. : -

Т. : Ну, что, Нюша, теперь ты точно все запомнила?

Нюша говорит вам спасибо и всегда будет обращаться к Вам за помощью. До свидания!

Т. : Молодцы, вы справились со всеми заданиями! И я скажу вам по секрету, наша гостья, оставила вам сладкий подарок, вот он, угощайтесь.

Список используемой литературы:

1. Воспитание и обучение слепого дошкольника /Под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной (2-е изд. с изменениями). – М. : ООО ИПТК «Логос ВОС», 2006.

2. Григорян Л. А., Кащенко Т. П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994.

3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : Методическое пособие. – М. : Экзамен, 2006.

4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. – М. ,1997.

5. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – Калуга. : ГороД, 1998.

6. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : ИКП РАО, 1995.

7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Экзамен, 2003.

8. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряковова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Педагогика-Пресс, 1996.

9. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения. /Под ред. Е. Н. Подколзиной. – М. : Город Детства, 2007.

Публикации по теме:

Конспект игровой деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения «Прогулка по зимнему лесу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 141 «Лукоморье».

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Конспект индивидуальной НОД с незрячим ребенком по социально-бытовой ориентировке в средней группе «Наш гость снеговик»Конспект индивидуальной НОД с незрячим ребенком по социально-бытовой ориентировке в средней группе «Наш гость снеговик» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности с незрячим ребенком средней группы (2-й год обучения) по социально-бытовой.

Конспект НОД для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе «Путешествие в космические дали»Конспект НОД для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе «Путешествие в космические дали» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие.

Конспект НОД по ФПП об окружающем мире в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Домашние животные» Тема: Домашние животные. Цель: познакомить с овцой и бараном. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить с овцой и бараном;.

Конспект НОД по рисованию печатками в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Пряники» Тема занятия: «Пряники» Цель: научить детей выполнять оттиск печатками из поролоновой губки пряников Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Коррекционное занятие в старшей группе детей с нарушением зрения «Юные знатоки-огородники»Коррекционное занятие в старшей группе детей с нарушением зрения «Юные знатоки-огородники» Программные задачи: • Развивать зрительное восприятие. Закреплять знание основных цветов и их оттенков. • Продолжать формировать навык.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Занятие по рисованию «Кружевные шляпы» в старшей группе детей с нарушением зренияЗанятие по рисованию «Кружевные шляпы» в старшей группе детей с нарушением зрения Материал. Фломастеры (для каждого ребенка). Портреты мам, выполненные детьми на предыдущем занятии. Клей ПВА, кисть для клея и подставка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения «Приходите на чай»
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 17:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД