Татьяна Морозова
Конспект занятия «Звуки «[Д] — Д’]» — «[Т] — [Т’]» и буквы «Г» — «К»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Закрепить знания детей о звуках «Д», «ДЬ» (звонкие) и «Т», «ТЬ» (глухими). Учить читать слова и проводить их фонетический разбор. Закреплять умение соотносить схему слова с названием предмета, определять место звука в слове. Сравнивать первые звуки в словах по твердости – мягкости. Продолжать знакомить с условным обозначением мягких согласных - зеленый круг, гласные – красный, твердые согласные – синий круг.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
Воспитывать интерес к чтению.
Публикация «Конспект занятия „Звуки „[Д] — Д’]“ — „[Т] — [Т’]“ и буквы „Г“ — „К“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Материал и оборудование: Демонстрационный материал «Звуки и буквы» (лист 22, лист 23) Е. В. Колесникова; разрезная азбука большого формата.
Раздаточный материал: набор магнитных букв, слоговые домики, карандаши, тетрадь лист 19 стр. 2, схема предложения.
Методы и приемы: Показ, вопросы к детям, объяснение, самостоятельная работа детей с раздаточный материалом, индивидуальная помощь, итог.
Ход:
- Назовите предметы (ЛИСТ 22). (Дудка, дятел.)
- Какой первый звук в слове «дудка»? («Д».)
- Какой первый звук в слове «дятел»? («ДЬ».)
Игра «Мягкий-твердый»
- Какие гласные звуки указывают на твердость согласного? («а», «о», «у», «ы», «э»).
- Какие гласные звуки указывают на мягкость согласного? «я», «ё», «ю», «и», «е»).
- Поднять синюю фишку, если в слове первый звук твердый, зеленую, если первый звук мягкий. Приготовились. (Дом, день, дым, диван, дуб, дача, друг, дядя)
Чтение слогов в слоговых домиках
Буква Д нам всем знакома
Ведь она как крыша дома
- Найдите букву «Д» (дети находят букву среди других букв)
- Прочитайте слоги в слоговом домике.
- Одинаково ли произносится «Д» в слогах? (Нет, перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э» он произносится как звук «Д», а перед «я», «ё», «ю», «и», «е» - как звук «ДЬ»)
Аналогично с буквой «Т»
- Назовите предметы (ЛИСТ 23). (Утка, клетка.)
- Есть ли в этих словах звук «Т»? (Да.)
Предложить произнести звуки «Д» - «Т». Провести с детьми сравнение этих звуков
- Сравните звуки [д] и [т].
- Что у них общего?
(согласные, твердые, имеют мягкую пару)
- А чем отличаются? (у детей возникает проблемная ситуация)
- Давайте понаблюдаем, как произносится каждый звук.
[д] – горлышко работает, в ушах звенит;
[т] – горлышко не работает, в ушах не звенит
[д] – звонкий согласный звук. (выставляется схема звоночка)
[т] – глухой согласный звук.
Работа в тетради «Узнай какой звук» (лист 19 стр 2)
- Назовите картинки со звуками «Д-ДЬ» (удочка, диван)
- Обозначте место звука «Д-Дь» в прямоугольниках под каждым предметом, используя условные обозначения. (Синим или зеленым карандашом дети рисуют кружок)
Аналогично с картинками (Ракета, тигр)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись. Имитация движений.
ЧТЕНИЕ И ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ (ЛИСТЫ 22, 23)
- Прочитайте слова («дом», «друг», «дог», «длина», «дым», «крокодил», «три», «лето», «кто», «танк», «кот», «утро» (одновременно веду указкой от начала слова к концу, добиваясь от детей слитного произношения слов).
Соотнесение слова и модели.
- Выбрать из написанных на доске слов те, которые подходят к модели.
Повторить с детьми, какими знаками обозначаются звуки в схемах слов. (Гласные - красным квадратом, твердые согласные - синим квадратом, мягкие согласные — зеленым квадратом.)
- Рассмотрите схемы слов (ЛИСТ 22, назовите предмет, соответствующий каждой схеме.
- Сравните схемы слов «дятел», «дудка».
- Чем они похожи, отличаются? (Пять звуков, два гласных, три согласных; отличаются 1-м и 2-м звуком - в первой схеме это мягкие согласные, во второй - твердые. Аналогичная работа на листе 23
- Прочитайте предложение. Кошка лакает молоко.
- Из чего состоит наше предложение?Предложение состоит из слов.
- Сколько слов в предложении? Три слова.
- Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют).
- Что ставиться в конце предложения.
- В конце предложения ставиться точка.
- С какой буквы будем писать начало предложения?
- Начало предложения пишется с большой буквы.
- А теперь составим схему нашего предложения.
- Мы с вами повторили: что слово, только называет какие — то предметы, а предложение сообщает о чем — то, выражает мысли.
- Что мы сегодня изучили?
- Что понравилось в занятии больше всего?