Конспект урока по биологии «Класс Паукообразные» в 7 классе (презентация)

Шуст Любовь Михайловна
Конспект урока по биологии «Класс Паукообразные» в 7 классе (презентация)

ТЕМА УРОКА: «КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ (ARACHNIDA)»

Преподаватель: Шуст Любовь Михайловна

Класс: 7 «А»

Цель урока: охарактеризовать особенности строения и образа жизни паукообразных. Оценить их многообразие, а также значение в природе и жизни человека.

Задачи урока:

- Сформировать у учащихся представления о классе Паукообразные, познакомить учащихся с общей характеристикой класса Паукообразные, продолжить формировать общеучебные и специальные умения;

- Продолжить формировать у учащихся память, мышление, через изучение темы «Класс Паукообразные»;

- Продолжить формировать у учащихся научно-материалистическое мировоззрение, эстетическое и экологическое воспитание;

Тип урока: комбинированный.

Методы и методологические приемы:

- Словесный (рассказ, беседа);

- Наглядный (таблицы, рисунки учебника, презентация, видео ролик);

- Организационные приемы

Средства обучения:

Натуральные (коллекция Паукообразных, культура дафний, циклопов, креветки);

Изобразительные (таблица «Внутреннее строение представителей класса Паукообразных», фотографии представителей класса Паукообразных на доске);

Учебники «Биология» Константинов В. М. ,

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Класс Паукообразные».

План урока:

I. Организационный момент – 2-3 мин;

II. Проверка усвоения материала прошлого урока – 7-10 мин;

III. Изучение нового материала – 25 мин;

IV. Закрепление изученного материала – 5-7;

V. Домашнее задание – 2-3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент (перекличка, выявление дежурного, проверка готовности класса к уроку);

II. Проверка усвоения материала прошлого урока (по вариантам):

Внешнее строение речного рака;

Внутреннее строение речного рака;

III. Изучение нового материала

Активизация познавательной деятельности.

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди гнать и преследовать будут всегда, и вовеки.

Будут страшиться тебя, и рвать паутину. А мастерство твоё, коим ты столько гордилась, пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою. Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. А наука о пауках – арахнология. И так, сегодня на уроке речь пойдет о пауках и о животных, сходных с ними по определенным признакам.

Необходимо отметить, что в отличие от ракообразных паукообразные приспособились к жизни на суше и лишь некоторые из них ведут вторично водный и паразитический образ жизни.

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие. А нашим проводником будет паук Паша.

Показ презентации: «Тип Членистоногих. Класс Паукообразных».

Основные особенности строения паукообразных:

– тело разделено на головогрудь и брюшко (слайд 4);

– подчеркнуть, что у всех паукообразных имеется 4 пары ходильных ног (важное, хорошо заметное отличие и от ракообразных, и от насекомых, а также две первых пары специализированных конечностей – хелицеры и педипальпы, глаза простые или отсутствуют (слайд 5);

паук – хищник, он вооружен приспособлениями для умерщвления жертв, которыми чаще всего бывают мухи. Каждая челюсть на вершине имеет членик в виде острого подвижного когтя. Под основанием челюстей помещаются ядовитые железы, вырабатывающие яд. Когда челюсти вонзаются в тело жертвы, яд через отверстия челюстных когтей выпрыскивается и умерщвляет ее (слайд 6);

– представители отряда пауков отличаются наличием паутинных желез и способностью конструировать из паутины разнообразные ловчие сети (слайд 7,8) – показ видео ролика, рассмотреть рис. 92 учебника – стр. 120;

– пищеварение у пауков внеполостное (наружное) (слайд 9-10,на стр. 122 найдите и напишите в тетрадь, что такое мальпигиевы сосуды и какую функцию они выполняют;

– дышат легкими или трахеями – определение в тетрадь на стр. 121 (слайд 11);

паукообразные раздельнополы, оплодотворение внутреннее (слайд 12);

- прочитать вслух текст на стр. 121 про кровеносную систему, записать под диктовку учащегося в тетрадь (неземкнутая, гемолимфа);

По характеру питания паукообразные являются хищниками (пауки, скорпионы, сенокосцы, наружными и (реже) внутренними паразитами (клещи, фитофагами и потребителями мертвой органики (клещи).

В заключение обсудить вместе с учащимися значение паукообразных в природе и жизни человека. Особо следует отметить меры осторожности в отношении клещей (переносчики энцефалита и других тяжелых болезней) и ядовитых пауков (обитающие в степях и пустынях каракурт и тарантул; живущие в помещениях человека пауки не ядовиты, поэтому уничтожать их не нужно).

Закрепление изученного материала

Показ представителей класса (коллекция). Ответить на вопросы, представленные в учебнике на с. 125.

Домашнее задание

Проработать тему паукообразные, с. 119–122. Доклады о многообразии паукообразных

(Пауки, сенокосцы, скорпионы, клещи). Основные понятия.

Внешнее строение речного рака

1 — длинный усик;

2— короткий усик;

3 — клешня;

4 — ходильные ноги;

5 – глаза;

6—головогрудь;

7—брюшко;

8—хвостовой плавник

Внутреннее строение речного рака:

1 — желудок;

2—печень;

3— сердце;

4 — кровеносные сосуды;

5 —яичник;

6— кишка;

Прикреплённые файлы:

paukobraznye_3f58h.ppt | 13557 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект и презентация урока по Орксэ в 4 классе «Свобода и ответственность» Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области Урок по предмету: ОСНОВЫ.

Конспект урока математики «Решение задач» в 3 классе Конспект урока. Школа. МБОУ Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово МР Куюргазинский район РБ. Автор разработки: Сарбаева.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Конспект урока по биологии «Класс Паукообразные» в 7 классе (презентация)
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 13:43
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

23 февраля. День защитника Отечества

23 февраля вся Россия, а также Беларусь, Киргизия и Таджикистан отмечают День защитника Отечества. Это праздник всех, кто с оружием в руках защищал Родину и всех, кому предстоит в будущем надеть военную...

Картотека загадок про весну для 2 класса
Совсем скоро наступит долгожданная весна! Это подборка загадок для второго класса. Буду рада, если кому-то пригодится. Рыхлый снег на солнце тает,...
Влияние родителей на развитие речи детей
Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования. В дошкольном...
Проект «Игрушки» в младшей группе
Паспорт проекта «Игрушки» Вид проекта: творчески – игровой, краткосрочный. Дата реализации проекта: 1-30 сентября Участники проекта: дети, родители,...