МААМ-картинки

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Буква ь»

Лариса Манзуланич
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Буква ь»

Тема: Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Цели: познакомить учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных; развивать речь, память, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать: особенности мягкого знака (звука не обозначает, но обозначает мягкость предшествующего согласного)

Уметь: отличать букву «мягкий знак» от других букв, читать слова с новой буквой.

Метапредметные

Публикация «Конспект урока обучения грамоте в 1 классе „Буква ь“» размещена в разделах

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД: ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в учебнике, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя; строить речевые высказывания в устной форме;

умение формулировать собственное мнение и позицию.

Сценарий урока

I. Оргмомент.

Ладошки открыли –

Все страхи забыли!

Луч солнца поймали –

Сильными стали!

Лень сбросили,

От себя отбросили!

За парту сели,

Удобно устроились,

На работу настроились!

II. Речевая разминка: 1) Дыхательная гимнастика «Свечи».

2) Поработаем язычком и губами: «Улыбка»/»Трубочка», «Иголочка», «Лошадка», «Расческа».

3) Рок, рок, рок – начался у нас урок!

Чай, чай, чай – на уроке отвечай!

Ник, ник, ник – я хороший ученик!

Ра, ра, ра - начинается игра!

II. Актуализация знаний

1) Игра «Засели домик»

На доске буквы разбросаны : О Л Ы И Р Д

- Какое задание можете предложить? (Заселить домики, сложить слово)

- Кто такие лодыри?

2) Работа в паре. Чтение стихотворения «Приятели-лодыри» с. 9.

3) Работа над пословицами с. 9.

4) Работа с лентой букв : Сколько гласных букв изучили? (7) Согласных(14) Сколько всего букв в русском алфавите? (33) Сколько осталось? (12)

III. Введение в тему:

1) Отгадайте загадку:

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый … (Лось)

2) - Составьте звуковую схему слова ЛОСЬ.

-Сколько звуков? (3) Попробуем записать это слово буквами. ЛОС?

- Как же обозначить мягкость согласного звука в слове лось? С этой же проблемой столкнулись и наши герои на лесной поляне…

Давайте попробуем им помочь!

- Кто догадался, как обозначить мягкость согласного? - Добавляем букву ь.

- Сколько теперь букв в слове? (Четыре буквы)

- А сколько звуков? (Три)

- А почему букв больше, чем звуков? (Потому что буква ь- мягкий знак звука не обозначает. Буква есть, а звука нет)

- А для чего он служит? (Для смягчения согласных звуков)

- Мягкий знак – это буква? (Да)

- Докажите? (Можно написать)

3) Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока. («Мягкий знак ь – показатель мягкости согласных звуков»)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Познакомиться с новой буквой; научиться читать буквосочетания, слова с новой буквой; узнать особенности (секреты) этой буквы)

IV. Работа по теме урока :

1) Лучше узнать секреты этой буквы вам поможет сказка.

Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.

Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

— Что ты за буква? — возмущались они.

Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гусь.

Стали буквы составлять слово гусь. А получается ГУС.

— Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [с] в слове «гусь» мягкий, а у нас твердый.

Буква И вдруг говорит : — Встану я и обозначу мягкость С, — и быстро пристроилась в конце.

— Но получилось «ГУСи», на нужно было составить слово ГУСь.

— Лучше я встану, — сказала буква Я. Получилось ГУСя, опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.

Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.

— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.

Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось ГУСь.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.

-Понравилась сказка? На какую букву похож Мягкий знак? (Ы без палоски)

-Почему другие буквы не дружили с Ь?

-Смогли ли буквы обойтись без Ь, когда им пришлось складывать слово ГУСЬ?

-Зачем нужна эта буква?

Составьте схему слова ГУСЬ и ГУСИ. Чем они отличаются?

2) Откроем учебник «Азбука» на стр. 11

- Найдите букву мягкий знак (ь) в красном квадратике.

- Внимательно посмотрите на эту букву.

- Что заметили? (В красном квадратике она одна. Нет большой печатной буквы, значит и нет слов, которые начинаются с этой буквы).

Чтение правила Мудрой совы с. 11 (внизу)

3) Работа с материалом слайда:

Давайте поможем зайке и лосю решить их проблему. Какой буквой нужно дополнить слова, чтобы они правильно зазвучали?

- Придумайте сказочную историю, которая могла бы произойти в лесу.

-Обратите внимание, какое это время года? Какое время суток? Докажите.

ФИЗМИНУТКА

IV. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение буквосочетаний с мягким знаком

Какая буква стоит после согласных? (Мягкий знак)

- Значит как мы должны прочитать эти согласные звуки? (Мягко)

ль вь пь рь сь мь нь бь ть

2. Теперь научимся читать слоги.

АНЬ - АТЬ

ИБЬ - ОБЬ

ОРЬ - УРЬ

ИНЬ - ЯНЬ

АЛЬ - АРЬ

3. Работа с материалом учебника:

1) А теперь познакомимся с несказочной историей. Чтение текста на (с. 11)

– О ком говорится в рассказе?

– Чем питается лось?

– Что насыпали мальчики лосю?

– Как можно назвать рассказ? («Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам».)

Назовите слова, в которых встречается ь. Определяют, мягкость каких звуков обозначена с помощью ь?

2) Чтение слов с. 12.

Назовите слова, которые обозначают 1 предмет, много предметов.

Можно ли сказать, что все эти слова обозначают названия животных?

-На какие 3 группы можно разделить животных? (Звери, птицы, рыбы)

3) Прочитайте слова на листках календаря. Что общего в написании названий месяцев? (ь) Какой звук смягчает ь? Назовите осенние месяцы, зимние.

В декабре ударили первые морозы!

- Как вы понимаете это выражение?

- А чем можно заняться детям с приходом зимы?

Чтение рассказа с. 12 хорошо читающим учеником.

- О каком событии рассказывается? Придумайте конец рассказа.

V. Этап рефлексии учебной деятельности

(Диалог с учеником)

- Тим, ты чем был занят на уроке?

-Познакомился с новой необычной буквой.

- А они что делали?

- Мне помогали!

-Ну и ну…

– С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- В чем секрет этой буквы?

- Оцените свою работу на уроке.

Публикации по теме:

Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П. Задачи: -закрепить навыки чёткого произношения.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Изучаем букву Г, г» Конспект урока обучение грамоте (чтение) - 1 класс Учитель: Соболева Светлана Николаевна Тема урока Звуки [г], [г']. Буквы «Г, г» № п/п.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж» Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Задачи урока: образовательные:.

Конспект занятия по грамоте «Подарок от ёжика. Буква П»Конспект занятия по грамоте «Подарок от ёжика. Буква П» Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по грамоте «Подарок от ёжика буква «П»» в подготовительной группе.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного языка» Ф. И. О. педагога: Кругликова Арина Павловна Предмет: русский язык Название: Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Буква ь»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 10:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД