Получи документы

Конспект урока по народному творчеству «Ритуальная еда (каша, кутья, блины)». Школа искусств

Кузнецова Анна
Конспект урока по народному творчеству «Ритуальная еда (каша, кутья, блины)». Школа искусств

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Вытегорского муниципального района «Вытегорская школа искусств»

Конспект урока по народному творчеству на тему : «Ритаульная еда».

Разработала преподаватель

по народному творчеству

Кузнецова А. Н.

г. Вытегра, 2018 г.

«Ритуальная еда».

(каша, кутья, блины)

Публикация «Конспект урока по народному творчеству „Ритуальная еда (каша, кутья, блины)“, Школа искусств» размещена в разделах

С древних времен еда связана с идеей жертвы. Освящение плодов в храме — это традиционная «десятина Богу». Предложение пищи богам — символ покорности. Ритуальная еда, сохранившая свое значение, и по сей день, занимала значительное место в древних обрядах и ритуалах. Часто это были обычные блюда, только и из высококачественных продуктов.

Наиболее широко употреблялась в ритуалах каша.

Каша. Она составляла обязательную часть жертвоприношений божествам плодородия, т. к. готовили ее из семян растений, чаще всего жита, пшеницы.

1. Ели ее и по случаю рождения человека, свадьбы, смерти.

2. При крестинах был ритуал дележа и выкупа каши, который так и назывался – «Каши». Крестильная каша – «богатая», т. е. сытная, приготовленная на молоке с добавлением большого количества масла. Она должна была даровать счастье, здоровье, благополучие.

3. 8 января варили «бабьи каши». Это праздник повивальных бабок и рожениц. Мужикам и девушкам на эти каши вход был запрещен. Рецепт такой каши теперь давно забыт.

4. Переезд в новый дом также отмечали кашей.

5. Кашу нужно было готовить и есть после окончания жатвы, чтобы земля сохраняла урожайность.

Кутья (коливо) - крупяная каша из нераздробленных продолговатых зерен, чаще всего пшеничных, имела исключительно ритуальное значение. Владимир Даль пишет «…кутья - каша с сытою, изюмом, из обдирного ячменя, пшеницы, рису, из толстой крупы». Приготовление кутьи было связанно с приметами. Если каша поднимется выше краев горшка и наклонится вглубь печи - предвещает благополучие, а если наклонится к устью печи - дому грозит разорение и несчастье.

1. Варили кутью в горшочке, в нём же и подавали на стол или относили на кладбище при поминовении умерших. Во время похоронных и поминальных обрядов кутью подавали с изюмом или медом, а в сочельник, на родинах и крестинах – с маслом. Пшеница – знак возрождения, подобно тому как из зерна прорастает злак. Мед – знак приобщения к райской сладости и бессмертной жизни, противопоставленных адской «горечи».

2. В рождественский сочельник (кутейник). Кутью варили вечером. Перед ужином хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, он несколько ложек кутьи выбрасывал в дверь на двор, угощая духов и Мороза:

Мороз, Мороз

Не бей наш овёс.

А лён и конопи

Как хочешь молоти!

Ели кутью из горшка. В недоеденной кутье оставляли ложки (символически - бедным странникам).

3. Кутью использовали в зимних святочных гаданиях: чтобы узнать имя суженного, гадалка с чашей еще неостывшей кутьи, спрятанной под фартуком, выбегала на улицу и швыряла горсть каши в лицо первому встречному мужчине, спрашивая при этом его имя.

Блины как и каша сопровождая человека от первого до последнего дня жизни.

Блины (млины) – от слова молоть (из молотых зерен, обозначая, таким образом, пищу из размолотого зерна. Возможно, первоначально муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками, потом однажды пролили на раскалённые камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусная. Блины до крещения Руси были у восточных славян жертвенным хлебом. Они неотъемлемый атрибут многих священных ритуалов.

1. Роженице давали блин, чтоб роды шли гладко. После родов тоже потчевали блинами. Считалось, что нечистая сила, которая может навредить роженице, пугается образа Ярилы, улетая прочь.

2. Готовили блины и на свадьбу, где невеста прощалась со своим девичеством и начинала новую жизнь молодой хозяйкой.

3. Поминальные блины до сих пор считаются непременным атрибутом поминок. Такие блины связаны с представлениями о смерти и потусторон-нем мире. Их даже в гроб покойнику клали. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не резали, а рвали на части и раскладывали на окнах, чтобы паром от него питалась душа умершего. Блины пекли на девятый, на сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в календарные поминальные («родительские») праздники: на Фоминой неделе (на «дедовую неделю», Красную Горку, Радуницу, в Дмитровскую субботу. Считалось, что кто «печет» блины на поминки, «печется» о насыщении души умершего. До сих пор в нашем крае в ходу поговорка: «Поминают не вином, а блинком, кисельком, яичком да рыбничком.»

4. В Масленицу Русичи молили солнце - бога Ярилу послать хорошую погоду и богатый урожай. В его честь пекли ритуальную еду – блины, знак солнца. Кроме того, на Масленичной неделе был хороший обычай, способствующий укреплению семьи. В среду теща приходила к зятю на блины. Да-да, первая приходила именно теща. А зять должен был ее потчевать блинами и комплиментами, не умолкая ни на минуту. Попросить прощения за все обиды. Одним словом, умаслить "вредную" родственницу. А в пятницу следовал ответный визит к теще. Вот почему и сейчас блины пекут на поминках и на масленицу, когда празднуется победа над злой Богиней Мораной – холодом, смертью и тьмой, празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны.

Постепенно ритуальное значение блинов утратилось, и они стали обычным блюдом.

Из других ритуальных блюд почетное место занимали яичница или крашеные яйца, печеная курица, кисель и квас.

Яйца.

Важную роль в различных ритуалах играли куриные яйца и блюда из них. Яйцо, как и зерно, семя, - идеальная форма вечной цепи превращений жизни, смерти и возрождения. Катание яиц - это магическое оплодотворение земли и символ созревания семян, которые подобны яйцам» В восточнославянской народной традиции существует огромное количество представлений о ритуальном назначении яйца.

1. Перед первым севом собирали в складчину яйца, клали в шапку и тянули их по очереди. Сев начинал крестьянин, которому досталось самое большое яйцо. Яйцо закладывали и в новую пашню.

2. В вепсских деревнях нашего района после завершения жатвы всей семьей садились за стол и съедали яичницу. В настоящее время традиционные черты у вепсов в определенной степени продолжают сохраняться.

3. Люди верили, что яйцо охраняет жилища от грома и пожара: если с пасхальным яйцом обойти три раза горящий дом и бросить его в огонь, огонь потухнет.

4. Освященные яйца имеют целебную силу и для людей. Чтобы щеки были румяными, на Пасху умывались водой, в которую по приходу из церкви клали крашеное яйцо. Считалось, что умывание и поглаживание лица яйцом принесут красоту и здоровье.

5. Занимая центральное место в весенних поминальных обрядах, яйцо проходит через все весенние праздники, вплоть до Петровок. Вареными яйцами поминали покойных. Существует древнее убеждение в том, что благодаря чудесным силам яйца можно устанавливать контакт с предками. Если положить на могилу первое, полученное на Пасху яйцо, предок услышит обращенные к нему слова. Яйца приносили на кладбище на Радуницу, там их катали по могилам и закапывали в могильный холм.

6. Яичница была ритуальной едой в свадебных обрядах.

Особое место яйцо занимает в обрядах, приуроченных к первому выгону скота.

1. Водой со скорлупой пасхального яйца поили домашних животных, оберегая тем самым их от болезней, и яйцом его оглаживали.

2. С пасхальным яйцом искали заблудившуюся скотину,

Кисель следует, скорее, отнести к ритуальной еде, чем к питью. Чаще готовили овсяные кисели. Его готовили следующим образом: запаривали кипятком муку (чаще овсяную, реже пшенную или пшеничную, подслащивали мёдом, потом он должен был постоять в тепле – «закваситься», после чего его нужно было процедить и упарить в печи. Ели такой кисель, нарезая ножом на куски, и горячим и холодным, а для «закрасы» вливали в середину миски молоко, отсюда и присказка: «Молочные реки, кисельные берега». На крестины или праздники, на свадьбу, как правило (исключение – в Вологодской губернии, кисель не подавали. Эта еда все же считалась, скорее, поминальной, хотя все же для поминок с древнейших времен кисели готовили особым способом: в заква-шенную муку втыкали горящие лучины, и кипятили дальше с помощью горячих камней, что, понятно, требовало и сноровки, и умения. За поминальным столом в прежние времена подавали именно кисель из зёрен злаковых, а не из ягод и фруктов, так как зерно символизировало будущее воскресение умершего. Как из зерна вырастает новая жизнь, так праведный человек воскресает для новой жизни.

Овсяным киселем угощали Деда Мороза: «Мороз, мороз не морозь мой овес, иди киселя поешь!». А раньше, когда еще отмечали комоедицу, подавали кисель и медведю (человеку в шкуре, чтобы тот летом овес не топтал.

Квас. Особый разговор о ритуальных напитках, в первую очередь, о квасе. Речь пойдет не о прохладительном напитке, а о древних ритуалах. И, действительно, квас не в меньшей мере сопровождал человека в жизни, чем каша. Хлебный квас считали оберегом от многих напастей: 1. Считалось, что пожар от попадания молнии бесполезно тушить водой, в таком деле нужен только квас.

2. Роженице при тяжелых родах давали выпить квасной гущи, 3. Новорожденному перед первым купанием вливали в рот капельку другую кваса – чтобы не простудился во время купания.

4. По случаю рождения ребенка пили квас.

5. На свадьбе без кваса не обходилось, как и на поминках.

Квасную гущу использовали и как лекарство:

. от «ногтоеда» на пальцах (грибка);

. от сглаза – соль, смоченная квасной гущей.

С давних времён для человека трапеза была не просто физиологическим насыщением, а нечто большим возвышенным завершающим этап в сложном и многотрудном процессе выращивания зерна, овоща, животного, его переработки, хранения, приготовления блюд, в праздничной, бытовой и семейной обрядности. Недаром до сих пор сохранилась поговорка: «Еда на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол доска». Еда организовывалась таким образом, чтобы представить пищу, подаваемую хозяйкой, как дары, исходящие от Бога.

Хлеб. Освоив приготовление блинов, древнейшие предки славян, так или иначе, научились печь хлеб. Всем нам приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Причё м причину обычно называют одну: мол, в хлебе, заключён нелёгкий труд. А ведь нелёгкий труд вложен в любую хорошую вещь или пищу. Так почему же именно хлеб «всему голова»? Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях. В изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времён в традиционных узорах вышивки на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов. Хлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. Древние считали, что души умерших тоже участвуют в выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части.

Все видели тесто, приготовленное для пирога? Оно кажется живым – тёплое, нежное, дышащее. Поверий связанных с тестом и хлебом великое множество!

Например: 1. Возвращаясь, домой с похорон, наши предки старались первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог.

2. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтоб новая семья жила весело, богата, дружно и многодетно. Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились мякушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде.

3. На свадьбах перемешивали хлеб, испеченный в доме невесты, с хлебом, испеченным в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи». 5. Было принято, чтобы хлеб постоянно лежал на столе в красном углу. Он на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил.

5. Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба - специфически женскими занятиями.

6. У всех славянских народов ронять крошки на пол во время еды считалось большим грехом, поэтому их тщательно собирали, целовали и ели сами, скармливали птицам или скоту, стряхивали в огонь.

Хлеб широко использовали в качестве оберега: 1. Клали его в колыбель к новорожденному.

2. Брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути. 3. Клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть и умерший не унес с собой плодородия.

Соль. Соль - вид пищи, использовали самостоятельно и в сочетании с хлебом в качестве оберега.

1. В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню; при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, (имя) не боялась ни опризорищей, ни оговорищей»,- и бросала соль наотмашь.

2. В Страстной четверг заготавливали т. н. четверговую соль. Её пережигали в печи или оставляли на ночь на столе, или выносили на улицу под звезды. Четверговую соль хранили в течение всего года и использовали от «сглаза» и при лечении самых разных болезней, в том числе детских и домашнего скота. 3. В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, охраняла хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил.

Хлеб-соль Хлеб в быту и в обрядах часто объединяется с солью. Наиболее сакральными видами пищи у восточных славян были хлеб и соль. Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия. Например, в Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдешь!» Этикетной формуле «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Считалось, что этим отгоняются, по их убеждению, злые духи».

Публикации по теме:

«Детская школа искусств» в гостях у дошкольников». Фотоотчет«Детская школа искусств» в гостях у дошкольников». Фотоотчет «Детская школа искусств» в гостях у дошкольников». Фотоотчет. Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Хочу поделиться.

Конспект интегрированного занятия по рисованию в младшей группе «Ой, блины-блины-блиночки!»Конспект интегрированного занятия по рисованию в младшей группе «Ой, блины-блины-блиночки!» Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие» Способы: Сюрпризный момент, проблемная ситуация,.

Конспект урока математики в 1 классе на тему «Многоугольники» по УМК «Школа России» Конспект урока математики в 1 классе Тема: «Многоугольники» (УМК «Школа России») Составила: Хромова Наталия Сергеевна Цель: создать условия.

Конспект урока по математике в 3 классе «Единицы массы. Грамм» по УМК «Школа России» Тема урока: Единицы массы. Грамм Цель: познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом. Формировать.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по математике во 2 классе «Знакомство с уравнением» по УМК «Школа России» Тема урока: «Знакомство с уравнениями» Цель: познакомить обучающихся с понятием «уравнение», его отличительными особенностями. Задачи: дать.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

План-конспект урока математики в 1 классе «Знаки плюс и минус» по УМК «Школа России» Формулирование темы и деятельности на уроке. Цель: формулировка главных целей и темы урока, Физкультминутка.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (с 25.02.2020 г. по 06.03. 2020г.) Актуальность: Актуальность заключается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по народному творчеству «Ритуальная еда (каша, кутья, блины)». Школа искусств
Опубликовано: 21 мая 2020 в 10:07
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД