Получи документы

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»

Салихова Райсат
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»

Тема урока :Главные члены предложения. Подлежащее.

Тип урока :Урок открытия нового знания

Цели урока :

- повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;

- усвоить алгоритм нахождения подлежащего, выраженного разными способами;

- научиться находить грамматическую основу предложения.

Ход урока

I. Оргмомент, мотивация учащихся к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Когда мы улыбаемся,

Публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе по теме „Главные члены предложения, Подлежащее“» размещена в разделах

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут прочные знания.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. –

Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке?

- Откройте тетради и запишите число 23 октября. Классная работа.

II. Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Предлагаю вспомнить то, что нам уже известно по этой теме : сыграем в игру «Верите ли вы, что…»

1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

2)Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

3) Подлежащее стоит в именительном падеже.

4)Подлежащее обозначает действие.

5)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать?

6) Наступила осень - словосочетание.

Обучающиеся выполняют задания в тетрадях, отвечая на вопросы с помощью знаков + и - (1 учащийся за доской)

- Объясните, почему 4 и 6 утверждения неправильные?

- Чем является сочетание слов «Наступила осень»?

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

«Главные члены предложения. Подлежащее».

III. Объяснение темы урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о главных членах предложения. Но более подробно мы поговорим о подлежащем.

Показ слайда №2

О подлежащем вы много говорили в начальной школе и много знаете. Предлагаю перечислить всё, что вы знаете о подлежащем

- Сейчас я вам расскажу одну сказку. В одном сказочном королевстве, которое называлось «Предложение», жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга, и очень редко расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы: Кто? Что? А Королева была ужасной болтуньей и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что сделать? Каков? и др. И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего была одета в платье из глагола. И оба они любили наряжаться и играть в одну замечательную игру «Прятки» в своём королевстве «Предложение»

- Ребята, наши герои, а именно Король Подлежащее решил дать вам задание, и кто его выполнит попадет в их загадочное королевство

. Задание 1: найдите в предложениях подлежащее и укажите, какой частью речи оно выражено (задание выполняется устно).

*Быстро сгущались сумерки. На высоком небе робко проступали первые звёздочки. Они ярко блестели в тёмном небе. (подлежащее выражено существительным и местоимением в Им. п.)

- А сейчас мы с вами обратимся к нашему старому мудрому источнику – это к учебнику ($ 31, и там найдём сообщение о Короле Подлежащем (правило читает один ученик громко и выразительно).

- О чём нам поведал учебник? (дети отвечают)

- Ребята, чтобы нам ещё побольше узнать информации о Короле Подлежащем, мы должны выполнить еще одно задание. Но, прежде, чем вы начнёте выполнять это задание, я хочу сообщить вам по секрету, что Король Подлежащее может надеть ни один камзол из существительного, а ещё и рубашку (т. е. подлежащее может быть выражено не только одним словом, но и сочетанием слов (или словосочетанием).

IV. Исследование (разбор предложений) Запишем во 2 графу: чем выражается подлежащее?

Попробуем выполнить следующее задание.

- Спишите предложения, подчеркните грамматические основы.

1ряд. Три часа у проруби три вороны пробыли.

2 ряд. Десять делится на два.

3 ряд. Учиться всегда пригодится.

Взрослые сидели на террасе. (для всех)

Оцените работу + те, у кого было все правильно.

–Заполните третью графу таблицы

V. Физкультминутка с архаизмами

VI. Закрепление. Работа в парах (Соберите предложения) Жизнь прожить – не поле перейти; Жить- Родине служить

VII.Работа с текстом

На экране стихотворение, оно написано замечательным русским поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным.

Осыпают…ся астры (в) садах.

Стройный клен под окошком ж…лтеет.

И х…лодный туман (на) полях

Целый день неподвижно б…леет.

Ближний лес зат…хает

И в нем п…казались повсюду просветы.

И кр. сив он в убор. своем,

Золотистой л…ствою одетый.

(И. А. Бунин)

Как можно озаглавить это стихотворение?

Какие картины вы представляете, читая это стихотворение?

Каким настроением оно проникнуто?

Давайте вставим орфограммы.

Что такое грамматическая основа предложения?

Давайте выделим в стихотворении грамматические основы.

А как называются остальные члены предложения? (второстепенные)

Какими частями речи выражено подлежащее?

VIII.Рефлексия деятельности

Продолжите фразу:

Грамматическая основа – это….

Подлежащее – это ….

Подлежащее может быть выражено…

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Домашнее задание:

- П. 31 (правило,Написать мини-сочинение «Листопад»

или найти и записать 5 пословиц (поговорок) об учебе и труде. Подчеркнуть подлежащее. Определить способ выражения.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 5 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование и орфография» Сказка-исследование Повторение и обобщение по теме «Морфемика и орфография» (открытый урок русского языка в 5 классе) Учитель: Иванова.

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения» в 3 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Класс: 3 класс Тема: Простые и сложные предложения. Цель: Сформировать понятие простого и сложного.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Язык. Речь. Текст» Тема: Язык. Речь. Текст Цели: закреплять знания о языке и речи, о видах речи; повторить признаки текста; развивать умение определять тему.

Конспект урока русского языка «Повторение. Состав слова» в 4 классе Тема: Состав слова Цели: повторить виды орфограмм в корне слова; развивать умение правильно писать слова с орфограммами в корне. Формируемые.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание НЕ с глаголами» Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами». Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами; способствовать обогащению.

Конспект урока русского языка в 1 классе «Перенос слов с двумя слогами» Цель урока: -научить переносить слова типа «хата» «изба»; Планируемый результат: -научиться переносить слова типа «хата» «изба»; Задачи.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе Технологическая карта урока Садыкова Татьяна Алексеевна ФИО участника конкурса ГБОУ № 599 Приморского района краткое название образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»
Опубликовано: 16 ноября 2019 в 22:03
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД