Татьяна Иванова
Конспект «В мире сказок А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №88 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей в подготовительной группе «В мире сказок А. С. Пушкина»
Технологии:
• Здоровьесберегающие
• Личностно-ориентированные
• Игровые
Воспитатель: Иванова Татьяна Александровна
Публикация «Конспект „В мире сказок А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Конспект «В мире сказок А. С. Пушкина»
Цель:
• Расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина, его сказках;
• Показать детям красоту поэзии А. С. Пушкина и объяснить, почему Пушкина называют народным поэтом;
• Учить детей подбирать рифмы к словам;
• Формировать умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы;
• Объяснить детям этимологию устаревших слов
Словарь:
Обогащение:
[/i]
Землянка - жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли;
Ветхая – разрушающаяся или пришедшая в негодность от времени, употребления;
Невод – сеть для ловли рыбы;
Рать – войско, армия;
Гонец – тот, кто послан со срочным поручением, известием;
Темница – тюрьма;
Светлица – светлая парадная комната
Затейница - выдумщица
Материалы и оборудование: портрет А. С Пушкина, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина разны художников, фонограмма отрывков из опер Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…» («Полет шмеля» или «Океан – море синее».)
Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, домашнее чтение и разговоры с родителями о поэте.
Часть 1
Рассказ воспитателя о творчестве А. С. Пушкина
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Я расскажу вам сейчас, почему Пушкин так любил русские сказки и почему он хотел, чтобы его сказки были похожи на русские народные. Когда Пушкин был совсем маленьким и все знали его просто Сашей, у него была нянюшка – простая русская крестьянка, которую звали Арина Родионовна. Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня, и ему очень нравились напевные, выразительные, настоящие простые слова, которыми говорила его няня. В то время в дворянских семьях, какой и была семья Пушкина, считалось модным говорить по-французски, а не по-русски. Русский язык считался грубым, непоэтичным. Но, слушая сказки и песни своей няни, юный поэт понимал, что это не так, что нет на свете языка более поэтичного и красивого, чем русский язык.
Когда Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту и выразительность русского языка и поэтому писал свои стихи простым языком, который был понятен всем русским людям, любящим свою Родину, - и бедным, и богатым, и маленьким, и взрослым. Поэтому Пушкина и называют народным поэтом.
А сказки доброй няни Арины Родионовны Пушкин любил слушать и тогда, когда стал взрослым. Послушайте слова из стихотворения «Зимний вечер»
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла
Сказки и песни старой нянюшки словно успокаивали и утешали поэта в его жизненных невзгодах. Они прошли рядом с ними всю его жизнь и оставили яркий след в его творчестве.
Часть 2
Отгадывание сказок А. С. Пушкина по отрывкам
Воспитатель. Сейчас, ребята, мы с вами отправляемся в чудесную страну сказок А. С. Пушкина. Я прочитаю вам отрывок, а вы определите, из какой сказки взяты эти строчки.
1. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда.
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ:
«Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где найти мне такого
Служителя не очень дорогого?»
(«Сказка о попе и работнике его Балде».)
2. Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал, было, рыбку:
Золотую рыбку, не простую,
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценой откупалась,
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп,
Так пустил с нее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял с нее корыто.
Наше-то совсем раскололось».
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним одним она шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
4. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком,
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица. -
Я б для батюшки царя
Родила богатыря».
(«Сказка о царе Салтане…»)
Воспитатель. Правильно, вы просто молодцы, вы хорошо знаете сказки Пушкина. А теперь в нашем путешествии по сказкам А. С. Пушкина музыкальная остановка. Я хочу чтобы вы послушали музыку, отрывок из оперы Николая Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…».
Звучит фрагмент «Полет шмеля» или «Океан-море синее»
Воспитатель предлагает детям подвигаться под музыку, изображая летящего шмеля, который кружится над цветком, или море в разную погоду – грозное, штормовое или спокойное, ласковое.
Часть 3
Игра в рифмы
Воспитатель. Мы немного отдохнули, а теперь продолжим. Все сказки Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам подобрать рифмы к словам. Поиграем в рифмы.
Воспитатель называет слова, а дети предлагают свои варианты рифм к ним.
ЛОЖКА – кошка, плошка, мошка, картошка,
СОВЕТ – ответ, привет,
МАЙКА - гайка, зайка, зазнайка,
ПАЛКА - галка, скалка, скакалка,
КОТ – бегемот, кашалот,
КРУЖКА – подружка, клюшка,
КРЫЛЬЦО – кольцо,
БЕРЕЗЫ - розы, мимозы, занозы,
ОСИНА - кручина, перина, пучина,
ГРАД – виноград, шоколад, мармелад.
Часть 4
Значение устаревших слов
Воспитатель. Молодцы, я думаю, что если вы поупражняетесь в подборе рифм, то вскоре и сами сможете сочинять стихи.
Раздается стук в дверь, и группу входит мальчик в костюме петушка.
Петушок. Здравствуйте, ребята! Я узнал, что сегодня на занятии вы разговариваете о сказках Пушкина, и решил прийти к вам в гости. Кроме того, я принес вам письмо из другого детского сада, где дети просили ответить на несколько вопросов. Я не смог им помочь, может быть, вы сможете.
Воспитатель. (открывает и читает письмо). Да, действительно, дети из соседнего сада просят вас объяснить значение некоторых слов, которые встречаются в сказках Пушкина. Все вы, наверное, помните строки из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Ребята просят вас объяснить смысл слов «землянка», «ветхая», «невод».
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, вы все согласны? Может, кто-то считает по-другому?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Мне очень нравится, как вы рассуждаете. Землянка – это жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.
Петушок. Ой, а я-то не знал, как объяснить это ребятам. Но теперь с вашей помощью я уже знаю, как им помочь. А вот что означает слова «рать», «гонец» из «Сказки о царе Салтане…»?
Ответы детей.
Петушок. Вот еще непонятное слово «затейница» - это о моей подруге белочке из «Сказки о царе Салтане…».
Ответы детей.
Воспитатель. Молоды! А вот еще два слова с противоположным значением «темница» и «светлица».
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, молодцы ребята! Вот и закончилось наше путешествие по сказкам Пушкина. Мы узнали много нового и интересного. И хотя наше занятие закончено, с героями сказок А. С. Пушкина вам предстоит встретиться еще не раз.