Папки-передвижки

Конспект экскурсии по теме «Кто в Москве не бывал, красоты не видал»

Марина Игнатенко
Конспект экскурсии по теме «Кто в Москве не бывал, красоты не видал»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект экскурсии по музейной педагогике. Направление «Кукла в народном костюме».

Тема: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал»

Возраст детей – 5-6 лет (старшая группа)

Цель экскурсии: познакомить детей с особенностями истории, быта, народными промыслами жителей Московской губернии.

Задачи:

Публикация «Конспект экскурсии по теме „Кто в Москве не бывал, красоты не видал“» размещена в разделах

- создавать условия для личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка, а также формируя эстетический вкус в изделиях, изучая изделия прикладного искусства;

- развивать умение ребенка взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

- воспитывать нравственные качества личности ребенка - доброту, справедливость, уважение к человеку труда;

- систематизировать и закреплять знания о традициях, народном костюме и быте жителей Московской губернии;

- активизировать словарь детей, обогащая словами – археологизмами -губерния, картуз, лапти, душегрея, кокошник, терем и расширять понятийный словарь словами –экспонат, жилет, сарафан;

- Развивать диалогическую и монологическую речь.

Формы организации детей на экскурсии подгрупповая.

Форма проведения: интерактивная экскурсия.

Предварительная работа:

1. Просмотр презентаций «Народный костюм Московской Губернии», «Город и деревня», «Орнамент и костюм»;

2. Прослушивание русских народных песен, сказок жителей Московской губернии;

3. Беседы, рассказы по теме русского зодчества, рассматривание картины «Боярский двор» Е. Поленовой,1894г. и иллюстрации «Изба»;

4. Дидактические игры - интерактивная игра «Прошлое и настоящее», настольная игра «Наряди куклу».

Оборудование и материалы:

Основной фонд музея:

- кукла в народном костюме Московской губернии (женщина);

- кукла в народном костюме Московском костюме (мужчина);

- Сергиево - Посадская матрешка.

Вспомогательный фонд:

-макет деревянного терема;

- макет русской избы - русская печь, сундук, шкаф, глиняный горшок, лавки, глиняная посуда, кукла – пеленашка, самовар, баранки;

- элементы русского костюма - сарафан, кокошник, картуз, лапти.

Методы и приемы:

Словесные – рассказ;

Наглядные – слайд-шоу, показ проведения чаепития;

Практические – Игра «Убери лишнее», подвижная игра «Карусель».

1 вариант (с усложнением)

Ход экскурсии:

Ведущий – ребенок в костюме коробейника:

Эй вы, гости, проходите,

Да музей наш посмотрите!

Пятачок отсчитай и билет покупай!

Ребенок - билетер:

Добро пожаловать в наш музей. Покупайте билет.

Ведущий 1: Проходите, уважаемые гости! Сегодня мы вас пригласили в наш музей познакомиться с историей, бытом, традициями, а также с особенностями русского народного костюма жителей Московской губернии. Посмотрите на карту и обратите внимание (слайд 2, какую огромную территорию занимает Родина Россия. В России очень много городов, деревень, рек, гор, лесов, и все это мы называем одним словом – Родина.

Столица нашей Родины – Москва. И сегодня мы познакомим вас с городом Москва и Московской областью, а в старину область вокруг большого города называлась губерния. Губернии состояли из городов и прилегающих к ним земель.

Мы приглашаем вас погрузиться в историю жизни жителей Московской губернии. Это очень старинная губерния. Перед Вами экспонаты музея из старины и современного быта нашего народа. Предлагаем вам убрать предметы характерные для современности и оставить только старинные, а мы вам поможем (на музейной витрине макет русской избы и современный городской дом). В русской избе перемешаны предметы обихода старины и современности - плита электрическая, сундук, шкаф, стол, лавки, стулья, кукла – хозяйка в народном костюме и кукла в современной одежде. (Посетители музея и дети-экскурсоводы убирают лишние предметы).

Экскурсовод 1: Московская губерния находится в России около города Москвы. Простые жители Московской губернии проживали в деревянных домах - избах, а более богатые граждане - в теремах. Терема – это высокие старинные дома с красивым куполом и резными окнами.

В избах находилась русская печь – это главный предмет любого дома. В ней готовили еду и обогревали ею дом, а еще на печи спали. Особенно любили на печи спать дети (экспонат-печь). Посередине избы находился большой стол, где вечером собиралась вся семья. Семьи были большие, состоящие из разных поколений – бабушек, дедушек и множества детей. Вокруг стола и вдоль стен располагались длинные лавки для того, чтобы сидеть, а также они использовались для отдыха и сна. Сундук предназначался для хранения вещей.

Жители Московской губернии занимались разными ремеслами – изготавливали глиняную и деревянную посуду, пряли нити для вязания прялкой (показывает экспонат прялки, вязали тряпочные коврики (показывает коврик, шили одежду, а из остатков ткани изготавливали куколок. Кукла выполняла двойную функцию – являлась игрушкой и оберегом в доме. Посмотрите на экспонат – это кукла – пеленашка. Её изготавливали мамы для своего ребенка. Эту куколку клали в кроватку малышу, чтобы ему снились хорошие сны и оберегали их от нечистой силы. Женщины Московской губернии занимались росписью матрешек.

Днем люди, в особенности мужчины, занимались земледелием и скотоводством (слайд).

Экскурсовод 2: Женский повседневный костюм московской губернии состоял из сарафана (слайд, передника (слайд, чтоб не запачкать сарафан, платка (слайд) для укрытия от непогоды, который также служил оберегом от плохого глаза.

А на ноги надевали лапти, (слайд) - обувь, распространённая на Руси в старину, из древесного лыка - т. е. коры дерева. Лапоть привязывался к ноге веревками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Когда становилось прохладно, сверху на сарафан надевали душегреи (слайд) или душегрейку - теплую и легкую женскую одежду.

Экскурсовод 3: На праздник люди надевали праздничный наряд. Женщины – сарафан (слайд) - народная русская одежда в виде платья, кокошник (слайд) - головной убор в виде гребня вокруг головы, сапоги. А мужчины – картуз (слайд, так назывался головной убор, жилет (слайд) - верхняя одежда без рукавов, рубаху с вышивкой, которая называлась косоворотка (сайд) с разрезом сбоку, порты – мужские штаны и кафтан (слайд) - верхняя мужская одежда для прохладной погоды. А на ноги сапоги. У мужчин оберегом считался пояс (слайд) – поэтому мужчины всегда ходили подпоясанными. Оберег нужен, чтобы оберегать от несчастья.

На праздниках жители Московской губернии играли в разные игры: «Хмель», «У медведя во бору», катались на карусели. Устраивали ярмарки, где продавали глиняную посуду - горшки, кувшины, тарелки и предметы, сделанные вручную - самовар, матрешек, корзины, лапти.

Сейчас мы предлагаем Вам покататься на карусели, как раньше на ярмарке. Занимайте места, держитесь крепче, смотрите, не упадите с карусели. Сначала карусель крутится медленно, а потом всё быстрее и быстрее, потом опять медленно. (ребенок рассказывает правила игры).

«Еле-еле, еле- еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом,

Тише – тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра»

Ведущий - ребенок: А теперь мы приглашаем Вас на русское чаепитие. Посмотрите, как наливали чай из самовара в кружку. А затем наливали в блюдечко, чтобы не обжечься (показ ребенка). Присаживайтесь, дорогие гости.

2 вариант

Ход экскурсии:

Ведущий – ребенок в костюме коробейника:

Эй вы, гости, проходите,

Да музей наш посмотрите!

Пятачок отсчитай и билет покупай!

Ребенок - билетер:

Добро пожаловать в наш музей. Покупайте билет.

Ведущий 1: Проходите, уважаемые гости! Посмотрите на карту (слайд 2). Какую огромную территорию занимает Россия. В России очень много городов, деревень, рек, гор, лесов, и все это мы называем одним словом – Родина.

Столица нашей Родины – Москва. И сегодня мы познакомим вас с территорией вокруг города Москва – Московской областью, а в старину она называлась губерния. Губернии состояли из городов и прилегающих к ним земель.

Мы приглашаем Вас в Московскую губернию. Это очень старинная губерния. Перед Вами экспонаты. Предлагаем вам убрать предметы современные и оставить только старинные, а мы вам поможем (на столе - макет избы, городской дом, в русской избе – плита электрическая, сундук, шкаф, стол, лавки, стулья, кукла – хозяйка в народном костюме и кукла в современной одежде).

Экскурсовод 1: Московская губерния находится в России около города Москвы. Жители Московской губернии проживали в деревянных домах - избах, а те, кто побогаче, в теремах – это высокое здание с красивым куполом и резными окнами.

В избах находилась печь, большой стол, лавки и сундук для вещей.

Жители Московской губернии занимались разными ремеслами – шили одежду, а из остатков ткани изготавливали куколок. Кукла выполняла двойную функцию – являлась игрушкой и оберегом в доме. Посмотрите на экспонат – это кукла – пеленашка. Её изготавливали мамы для своего ребенка. Эту куколку клали в кроватку малышу, чтобы ему снились хорошие сны и оберегали их от нечистой силы. Женщины Московской губернии занимались росписью матрешек.

Днем люди, в особенности мужчины, занимались земледелием и скотоводством.

Экскурсовод 2: Женский повседневный костюм состоял из сарафана (слайд, передника (слайд, чтоб не запачкать сарафан, платка (слайд) для укрытия от непогоды, который служил он оберегом от плохого глаза.

А на ноги надевали лапти (слайд). Когда становилось прохладно, сверху на сарафан надевали душегреи (слайд) или душегрейку - теплую и легкую женскую одежду.

Экскурсовод 3: На праздник люди надевали праздничный наряд. Женщины – сарафан (слайд) - народная русская одежда в виде платья, кокошник (слайд) - сапоги. А мужчины – картуз (слайд, шапка, жилет (слайд) - верхняя одежда без рукавов, рубаха с вышивкой или косоворотка (слайд) и кафтан (слайд, а на ногах сапоги. У мужчин считался оберегом пояс (слайд, поэтому мужчины всегда ходили подпоясанными.

На праздниках жители Московской губернии играли в разные игры: «Хмель», «У медведя во бору», катались на карусели. Устраивали ярмарки, где продавали глиняную посуду - горшки, кувшины, тарелки и предметы, сделанные вручную - самовар, матрешек, корзины, лапти.

Сейчас мы предлагаем Вам покататься на карусели, как раньше на ярмарке. Занимайте места, держитесь крепче, смотрите, не упадите с карусели. Сначала карусель крутится медленно, а потом всё быстрее и быстрее, потом опять медленно. (взрослый рассказывает правила игры).

«Еле-еле, еле- еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом,

Тише – тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра»

Ведущий – ребенок. А теперь мы приглашаем Вас на русское чаепитие. Посмотрите, как наливали чай из самовара в кружку. А затем наливали в блюдечко, чтобы не обжечься (показ ребенка). Присаживайтесь, дорогие гости.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Кто-кто в рукавичке живет?» Художественно-эстетическое развитие. Рисование в средне группе. ТЕМА: Кто-кто в рукавичке живет. Пр. содержание : Учить рисовать,раскрывая.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Экскурсия по Москве» МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №112» г. Перми Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе. Разработала воспитатель:.

Конспект по ФЦКМ в подготовительной группы по теме: кто Я? Тема: Кто Я? Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6 - 7 лет Форма ОД: занятие по формированию целостной картины мира Форма организации:.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Кто же, кто же к нам приехал?» (с использованием песочного стола) Занятие по развитию речи детей во второй младшей группе " Кто же, кто же к нам приехал"(с использование песочного стола) Цель:- подводить.

Конспект занятия по закреплению знаний детей о Москве (старшая группа) Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №1989 "Центр образования" г. Москва К О Н С П Е К Т интегрированной образовательной.

Конспект занятия по окружающему миру «Кто — кто в водяном домике живёт?» «Кто – кто в водяном домике живёт?» Цель: Дать элементарные представления о рыбах и среде их обитания. Обратить внимание детей на аквариум.

Конспект занятия по развитию речи «Кто, кто в теремочке живет? Составление описательных рассказов об овощах» Коррекционно-образовательные цели. • Закрепление знаний детей об овощах (цвет, форма, место произрастания, какой на вкус, какой на ощупь,.

Квест «Кто в походе не бывал, тот много потерял» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД № 208 «Солнышко».

Методическая разработка по теме «Кто нам строит новый дом?» для детей 3–4 лет. Методическая разработка «Кто нам строит новый дом?» для детей 3-4 лет Цель: расширить и углубить знания детей о профессии строителя. Задачи:.

Конспект ООД «Кто-кто в рукавичке живет?» Тема: «Кто-кто в рукавичке живет?» (рассказывание сказки «Рукавичка») Цель: развивать связную монологическую речь детей с помощью мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии по теме «Кто в Москве не бывал, красоты не видал»
Опубликовано: 25 апреля 2017 в 14:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экскурсии по теме «Кто в Москве не бывал, красоты не видал»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Игнатенко (УИ 1160064) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД