Светлана Аминева
Конспект занятие по развитию речи с детьми ТНР в старшей группе «Путешествие сказочную страну Красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательно – речевой активности детей по теме «Весна»
Задачи:
Образовательные:
1. систематизировать знания детей о времени года «весна»;
2. формировать умение правильно образовывать множественное и единственное число существительных;
3. формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;
Развивающие :
4. развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движениями;
Публикация «Конспект занятие по развитию речи с детьми ТНР в старшей группе „Путешествие сказочную страну Красивой речи“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
6. совершенствовать навыки артикуляции, фонематическое восприятие;
Воспитательные:
7. формировать умение слушать сверстников и слышать их ответы;
8. прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.
Предварительная работа: беседа по теме, рассматривание иллюстраций на тему «Весна», чтение произведения Л. Толстого «Пришла весна…», слушание фрагмента произведение П. И. Чайковского «Весна» из цикла «Времена года», наблюдение во время прогулок
Оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки», мольберт, мяч
Демонстрационный материал : картинки-схемы, мнемотаблица по теме «Весна»
Раздаточный материал: Су-джоки мячики по количеству детей
Методы и приемы:
Наглядный – картинки-схемы, мнемотаблица по теме «Весна»
Словесный –вопросы, напоминание, индивидуальные ответы детей, поощрение.
Игровой – пальчиковая игра, логопедическая гимнастика, упражнения на координацию речи и движения, самомассаж
Место проведения: групповое помещение
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем здороваться необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом!
Дети присаживаются на стулья
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А что такое фантазия? Как вы думаете? Ответы детей. Если не смогли ответить помочь детям (фантазия-это наши мечты, когда мы, о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле). Дети продолжают сидеть в кругу.
Воспитатель: Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка) Закройте глаза. Представьте, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха.
(На мольберте весит картина волшебной страны Красивой речи)
Воспитатель: Открываем глаза. Смотрите, ребята, какая красивая страна. Как и в любой сказочной стране, на её границе стоят волшебные ворота, а на них висит замок. Давайте мы его откроем! Приготовили пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Замок"
На двери висит замок,
Кто открыть его бы смог,
Потянули-потянули,
Покрутили-покрутили,
Постучали-постучали
И открыли!
Воспитатель: Замок мы открыли, молодцы! Ой, ребята, а здесь письмо! «Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали солнышко и в нашей стране Красивой речи не наступит весна. Помогите нам расколдовать солнышко!» Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, без солнышка с его тёплыми лучами, в разноцветной стране Красивой речи стало тускло и мрачно! Солнышко совсем загрустило, не светит, не греет.
(Воспитатель указывает на предметную доску, на которой помещено изображение грустного солнышка без лучиков)
Ребята, давайте, поможем солнышку! А чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания! Но для начала, давайте, подготовим язычок. Сели удобно, спина прямая, ноги вместе.
Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.
Воспитатель: Молодцы ребята! В старину, чтобы солнце светило ярко и грело землю, водили хороводы и зазывали солнышко. Давайте, мы тоже с вами позовем солнышко.
Игра на координацию речи и движения «Солнышко»
Солнышко, золотое донышко – ходят по кругу
Гори ясно, чтобы не погасло – меняют направление
Побежал в саду ручей – держась за руки бегут по кругу
Прилетели сто грачей – машут «крыльями» - руками
А сугробы тают – приседают на корточки
Цветочки подрастают – трясут пальцами вверху
Воспитатель: Ну вот нам удалось расколдовать первый лучик (воспитатель прикрепляет первый лучик). Весной у всех животных и птиц появляются детеныши. Давайте вспомним и назовем детенышей животных (игра с мячом).
Игра «Назови детеныша»
У медведицы – (один) медвежонок – (много) медвежата
У лисицы – (один) лисенок – (много) лисята
У бельчихи – (один) бельчонок – (много) бельчата
У волчицы – (один) волчонок – (много) волчата
У зайчихи – (один) зайчонок – (много) зайчата
У ежихи – (один) ежонок – (много) ежата
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну вот и второй лучик расколдовали (прикрепили лучик). А я знаю очень интересную сказку про маленького ежика. Нам понадобятся наши массажные мячики, наши верные друзья. (Воспитатель раздает детям маленькие массажные мячики.) Сели ровно, приготовились.
Массаж су-джок мячиками.
Воспитатель: В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. (показать шарик в открытой ладони).
Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался. (несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок)
Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая. (катать шарик по ладони вперед- назад).
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик. (круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против).
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег (прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).
А там поляна — большая, круглая, красивая! (круговые движения шариком по ладони).
На поляне видимо-невидимо первоцветов: подснежники, красиво, как в сказке! Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый, пятый, и он на другом берегу (прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).
Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика (катать шарик по ладони вперед- назад).
А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном (зажать шарик в ладошке).
Воспитатель: Ну вот, ребята, третий лучик появился у солнышка! (прикрепляет лучик). А пока ежик спит мы прогуляемся.
Физминутка «Вместе по лесу пойдем»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! (присели, руки в стороны)
Вот подснежники проснулись (протирают глаза,
Улыбнулись (улыбаются,
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (встают, потягиваются — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (дети садятся на свои места)
Воспитатель: Отдохнули немного. Давайте, попробуем расколдовать четвертый лучик. Приготовили ладошки, повторяем за мной, стараемся проговаривать все звуки четко (сопровождая хлопками проговаривают чистоговорки)
Ритмическая игра с чистоговорками
На-на-на – наконец пришла весна
Не-не-не – очень рады мы весне
Ко-ко-ко – солнце светит высоко
Чи-чи-чи – солнца теплые лучи
Ши-ши-ши - рады солнцу малыши
Ло-ло-ло - всем от солнышка тепло
Воспитатель: Осталось расколдовать последний лучик и солнышко засияет. Для этого нам нужно рассказать о весне. Давайте придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной». А помогут нам в этом картинки-помощники. (дети составляют предложения, опираясь на картинки-схемы)
Весной солнце яркое, теплое, ласковое.
Весной начинается капель.
Весной тает снег, бегут ручьи.
Весной появляются первые весенние цветы.
Весной у животных появляются детеныши.
Весной прилетают перелетные птицы.
Воспитатель: Молодцы, придумали много предложений про весну. (воспитатель прикрепляет последний лучик). Ребята, вот и засияло солнышко и наступила весна в этой замечательной стране. Давайте теперь попробуем рассказать про весну, ведь мы много предложений придумали. Сначала, послушайте мой рассказ. (выставляется мнемотаблица, сначала по схеме составляет рассказ воспитатель, затем 2-3 воспитанника по мнемотаблице составляют рассказ) Вам понравился мой рассказ? Кто попробует рассказать про весну?
Наступила весна. Весной солнце яркое, теплое, ласковое. Начинается капель. Тает снег, бегут ручьи. Появляются первые весенние цветы. Прилетают перелетные птицы. У животных и птиц появляются детеныши.
Воспитатель: Молодцы, какой интересный рассказ получился про весну. А нам пора отправляться обратно в детский сад, закрывайте глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха. (Звучит музыка).
Воспитатель: Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие подошло к концу. Ребята, в какой стране мы сегодня с вами побывали? Кому помогли в этой стране? А что мы делали, чтобы расколдовать лучики? А что случилось, когда мы расколдовали все лучики? А что происходит весной в природе?