Ксения Бычина
Конспект занятия «Ездим, плаваем, летаем» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа. Расскажите малышам о разных видах транспорта и покажите их на картинках и на улице. Скажите детям, что транспорт перевозит людей и грузы из одного места в другое. По городу ездят машины и автобусы. Машины которые возят тяжелые грузы — кирпичи, песок, мебель, называются грузовыми. Сообщите малышам, что каждый день к ним в детский сад тоже приезжает грузовая машина— она привозит для ребят продукты: хлеб, молоко, фрукты.
Кроме грузовых, бывают машины легковые — они перевозят людей. Спросите у детей, кто из них ездил на легковой машине. Скажите, что машиной управляет шофер.
Публикация «Конспект занятия „Ездим, плаваем, летаем“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Кроме машин, по улицам города ездят большие автобусы — они тоже перевозят людей. Люди, которые едут в автобусе, называются пассажирами. Спросите детей, были ли они когда-нибудь пассажирами автобуса.
Скажите малышам, что если людям надо попасть в другой город, который находится далеко, то тогда надо ехать не на машине, а на поезде, а еще лучше лететь на самолете. Поезд и самолет движутся быстрее, чем машина. Самолет летит по воздуху, а поезд едет по специальной железной дороге — по рельсам. Чтобы отправиться в дальний путь, надо сначала добраться на машине или автобусе до вокзала или аэропорта, а оттуда ехать на поезде по железной дороге или лететь на самолете по небу.
Ну, а если впереди море или большая река? Как попасть не другой берег? Надо плыть на корабле. Корабли тоже возят пассажиров и грузы, только не по земле, а по воде.
Предложите детям отгадать загадки о знакомых им видах транспорта:
В кабину сел шофер,
Ключом завел мотор.
Колеса крутятся — ура!
В дорогу нам давно пора.
(Машина)
Железная птица
По небу мчится.
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолет)
На море, в реках и озерах
По волнам плавает он скоро.
Везет и грузы, и людей
На море нет его быстрей!
(Корабль)
Братцы в гости снарядились
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
Дом по улице идет —
На работу всех везет.
(Автобус)
Вместе с детьми рассмотрите на картинке грузовую машину и назовите ее части: кабина, кузов, колеса. Скажите, что в кабину садится шофер. Он управляет машиной. Для этого шофер заводит в машине мотор и вращает руль. Позади кабины находится кузов, в который кладут разные грузы. Кроме того, у каждой машины обязательно должны быть колеса. Колеса крутятся, и благодаря этому машина катится по дороге.
Предложите детям собрать грузовую машину из геометрических фигур. Для этого дайте малышам по два кружка черного цвета, квадрат и прямоугольник. Положите фигуры так, как показано на рисунке. Когда грузовик будет готов, задай те детям вопросы: «Где кузов, кабина, колеса? Какой формы кабина? (Квадратная.) Какой формы кузов? (Прямоугольный.) Какой формы колеса? (Круглые.) Какого цвета кабина? Какого цвета кузов? Какого цвета колеса? В какую сторону едет машина?»
Затем предложите детям выложить для машины дорожку из счетных палочек.
Чему учим детей:
— даем представление о транспорте;
— вводим в активный словарь имена существительные (транспорт, дорога, груз, кузов, рельсы, шпалы, вокзал, аэропорт, самолет, корабль, автобус, пассажир, поезд); глаголы (ехать, лететь, плыть, воздух, земля, вода); имена прилагательные (длинный, короткий, железный, прямой, извилистый, легковой, грузовой); наречия (быстро, медленно, далеко, близко);
— закрепляем в речи предлоги «в», «по», «за», употребление имен существительных в предложном падеже;
— отвечать на вопросы полными ответами;
— развиваем общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— развиваем голос и дыхание (физиологическое и речевое, учим менять темп речи;
— координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;
— развиваем зрительное и слуховое внимание;
— развиваем мышление, учим отгадывать загадки;
— соблюдать правила подвижной игры;
— количественному счету в пределах пяти.
Оснащение: дорожка длиной 1,5-2 м из клеенки; предметные картинки «Транспорт»; пособие «Дорожки»; картинка «Рельсы для поезда» по количеству детей; пособие «Кораблик»; 4 счетные палочки на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять—будем транспорт называть.
Прочитайте вместе с детьми рифмовку, одновременно выполняя соответствующие движения.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем транспорт называть: (Шагать на месте.) По земле пассажиров возят
Машина, автобус и поезд. (Вращать перед собой воображаемый руль.)
Самолет стремится в полет, (Поднять руки в стороны и покачивать ими, как
самолет крыльями.)
А корабль по морю плывет. (Соединить ладони перед грудью, затем развести
руки в стороны волнообразными движениями,
имитируя морские волны.)
Предложите детям «проехать» по дорожке к стульчикам на воображаемых машинках, вращая перед собой воображаемый руль.
2. Едет, плавает, летает.
Попросите детей еще раз перечислить те виды транспорта, которые они только что изобразили (самолет, корабль, поезд, автобус, машина, и при этом загибать правой рукой пальцы на левой руке. Уточните у детей, сколько всего пальчиков они загнули (5).
Напомните малышам, что машины бывают разные — легковые и. (грузовые). Спросите детей: «Кого возят легковые машины (людей — пассажиров, а что перевозят грузовые (грузы? Попросите детей перечислить, какие это могут быть грузы.
Спросите, какой еще транспорт они видели на улицах города ( возможные ответы: трамвай, троллейбус, мотоцикл, велосипед).
Покажите детям одну за другой картинки «Транспорт» и попросите малышей прокомментировать, что из них ездит по дороге, что летает по воздуху, что плавает по воде, а что ездит по железной дороге.
3. Звуковые дорожки.
Дайте детям по пособию «Дорожки» и скажите, что перед ними дорожки не простые, а звуковые. Перед тем как поехать по дорожке, машина должна завестись и прогреть мотор. Вот так: подуйте на сомкнутые и слегка расслабленные губы, так чтобы они начали вибрировать. Попросите детей повторить это упражнение.
Затем продолжите: «Поехала машина по извилистой дорожке и стала бибикать, чтобы никто случайно на дорогу не выбежал, ей под колеса не попал. Грузовая машина сигналит громко: „БИ-БИ-И-И-И. ", а легковая машина бибикает тихо: „Би-би-и-и-и".».
Скажите малышам, чтобы они сами по очереди провели указательным пальчиком по извилистой дорожке на пособии и при этом длительно произнесли звукоподражание «Би-би» в соответствии с тем, какая у каждого из них нарисована машина. А остальные дети в это время постараются отгадать по силе голоса, какая именно машина едет по звуковой дорожке: легковая или грузовая. (Следите за тем, чтобы при длительном произнесении звука [и] дети широко улыбались.)
4. Плывем на корабле.
Скажите детям, что на машинах они ехали, ехали —до реки доехали. Как перебраться на другой берег?
Кругом вода, одна вода. (Развести руки в стороны волнообразными движениями.)
На чем мы поплывем туда? (Сложить ладони вместе в виде лодочки, большие пальцы под нять вверх.)
Когда дети дадут ответ на вопрос, поставьте на стол бумажный кораблик и покажите, как надо на него подуть, чтобы кораблик «поплыл по морю». Предложите детям по очереди дуть на кораблик.
5. Летим на самолете.
Продолжите рассказ: «Переплыли мы реку, вышли на берег. А там: Ни проехать, ни пройти
Всюду горы на пути. (Переплести пальцы и поднять руки перед
собой в виде горки.)
Что же делать? Полетим-ка мы на. (самолете.)
Самолет средь туч летит —
И гудит, гудит, гудит: У-У-У.»
Следите за тем, чтобы при длительном произнесении звука [у] дети вытягивали губы трубочкой. Предложите детям встать из-за стола и «полетать» по комнате. Скажите:
Самолеты все по кругу
Полетели друг за другом: У-У-У.
Затем дайте детям команду «идти на посадку» —сесть на свои места за столом.
6. Поезд едет—чух-чух-чух.
Попросите детей вспомнить, на каком транспорте они сегодня еще не ездили. Для этого прочитайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
Спросите детей: «Как называются братцы, которые уцепились друг за друга?» (Вагоны.) «По какой дороге отправился в путь поезд?» (По железной дороге — по рельсам.)
Покажите детям картинку «Рельсы для поезда» и скажите, что поезд по этой железной дороге ехать не может, потому что дорога сломана — на ней не хватает шпал. Дайте детям счетные палочки и предложите починить железную дорогу — выложить из счетных палочек отсутствующие шпалы. (Возможен другой вариант игры, когда дети рисуют шпалы фломастером или карандашом.) Когда ремонтные работы будут закончены, прочитайте малышам еще одну загадку:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
Спросите детей, что это за лестница лежит в поле (рельсы со шпалами) и какой по ней бежит дом (поезд).
Предложите детям самим изобразить поезд. Для этого попросите малышей встать друг за другом, положить руки на плечи впереди стоящего и отправиться в путь, произнося звукоподражания: «Чух-чух-чух» сначала медленно, а потом все быстрее.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «По дорожке»
Цель: развивать мелкую моторику; закреплять названия цветов (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой, дать представление о величине (длинный, короткий).
Описание игры. Положите перед детьми игровое поле (см. с. 109, на котором изображено 6 цветных дорожек, идущих от домика, расположенного в центре поля, в разных направлениях. Попросите детей по очереди прокатить по одной из дорожек маленькую машинку. Затем спросите каждого из детей, по какой дорожке он ехал, куда приехал, какого цвета и длины была его дорожка. А также пусть юный шофер скажет, какая была эта дорожка: прямая или извилистая.
Игра «Что везет машина?»
Цель: развивать мелкую моторику, связную речь; закреплять в речи предлог «для».
Описание игры. Покажите детям пособие «Грузовая машина» (см. с. 109) с кузовом, в который могут вставляться разные виды грузов и вместе с детьми называет их: «Песок, мебель, игрушки, арбузы». Скажите малышам, что эта грузовая машина едет в детский сад — она везет для ребят разные вещи и продукты.
После этого детям предлагается по собственному выбору вставить в кузов какой-либо из грузов и рассказать: «Машина едет в детский сад. Она везет фрукты для ребят». Или «Машина едет в детский сад. Она везет игрушки для ребят».
Игра «Мы ехали, ехали.»
Цель: развивать мелкую моторику и зрительное внимание; вводить в речь детей приставочные глаголы (въехать, съехать, объехать, проехать, приехать).
Описание игры. Раздайте детям пособия «Дорога» (см. с. 110) и скажите; «Сейчас мы поведем свои машинки по этой извилистой дороге». Затем попросите детей поставить на изображение дороги (в виде шнура, приклеенного к пособию) свой указательный палец и не спеша вести им по шнуру, говоря: «Мы ехали, ехали — до горы доехали. В горку въехали, с горки съехали — дальше поехали. До реки доехали. По мосту проехали и дальше поехали. До ямы доехали. Яму объехали — и дальше поехали. Мы ехали, ехали — и домой приехали».
Игра «Домино»
Цель: развивать внимание и память; закреплять в речи имена существительные — названия разных видов транспорта.
Описание игры. Возьмите себе одну из шести карточек домино с изображением двух видов транспорта, а остальные раздайте детям. Положите на стол перед малышами свою карточку и скажите: «У меня самолет и автобус». Попросите того из детей, у кого на карточке есть один из этих предметов, положить свою карточку рядом так, чтобы одинаковые картинки соприкасалась. Положив карточку рядом с предыдущей, ребенок говорит: «У меня самолет и грузовая машина».
Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут выложены в форме прямоугольника. Помогайте детям выкладывать карточки в форме прямоугольника, как это показано на картинке.