Наталья Ботвинова
Конспект занятия формирования целостной картины мира в старшей группе «Делами добрыми едины»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной, повторить последовательность весенних месяцев. Уточнить представления о частях растений и условиях их роста и цветения.
Развивать способность к наблюдению, формировать умение делать выводы из наблюдений, устанавливать связь между своими действиями и полученным результатом.
Воспитывать желание трудиться вместе со своими земляками по благоустройству и украшению родного города. Воспитывать интерес к изучению знаков природы.
Оборудование: земля, стаканчики от йогурта, лейка, семена настурции, ноготков и бархатцев, палочки-мерки, вода, влажные тряпочки,
Публикация «Конспект занятия формирования целостной картины мира в старшей группе „Делами добрыми едины“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: беседы с детьми о комнатных и садовых растениях, занятия на темы : «Растение – живое существо», «Условия для роста растений», экскурсии в парк в разное время года, наблюдение за растениями на участке детского сада.
1. Орг. Момент.
Воспитатель. Если солнце ярко светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер
Значит, к нам пришла весна.
Игра с мячом «4 сезона»
Воспитатель бросает мяч, называет явление природы. Ребенок ловит и называет время года, когда бывает это явление природы.
Игра останавливается на весне.
Повторение последовательности весенних месяцев и их особенностях.
Первый месяц весны Март. Март открывает весну. В народе март прозвали зимобором. Почему?
Ещё называют его капельником. Почему?
В марте появляются первые проталины, отсюда и другое название «Проталинник». Что такое проталины (ответы детей)
Прилетают птицы грачи, гнёзда строят. В народе говорят «Грач на дворе – весна на горе». «Грач зиму расклевал».
Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи. Апрельские воды будят землю. Апрель в народе называют водолеем: Почему? «Апрель водою славен, почками красен». Воспитатель: Просыпается река. Что происходит на реке?
Дети: Солнце пригревает, лёд трескается, и по реке идут большие и маленькие льдины.
Воспитатель. Это ледоход!
Воспитатель: Почему вода называется талой?
Дети: Снег тает, превращается в воду, её называют талой.
Воспитатель: Кого питает талая вода? (Деревья, траву, цветы)
Как изменилась жизнь растений и деревьев с приходом весны?
Дети: Они проснулись, лес оживает. Соки деревьев, согретые весенним солнцем, поднимаются от корней к набухающим почкам. На деревьях и кустах почки набухли, некоторые почки раскрылись зелеными молодыми листочками.
Воспитатель: Весной появляются первые цветы, а какие вы должны узнать сами. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови цветок». (На столе лежат картинки, разных весенних цветов). Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок. Объяснить детям названия цветов. (Первоцветы - мать-и-мачеха, подснежники, медуницы, хохлатки, ветреницы, ландыш). Нельзя собирать букеты из первоцветов, особенно из ландышей. Они растут 21 год, но цветут всего 2-3 раза в своей жизни. Они занесены в Красную книгу. Как можно любоваться цветами, не срывая их? (понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать). Рассказать детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.
Воспитатель: В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных) Дети рассказывают: (весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).
Воспитатель: Из тёплых стран прилетают перелётные птицы. Какие?
Дети: Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.
Воспитатель: С наступлением весны просыпаются насекомые, которые всю зиму прозимовали под снегом, они спали в листьях, в коре дерева, в щелях домов. Каких насекомых вы знаете? (ответы детей)
- Ранняя весна (презентация) неживая природа.
-Световой день стал длинее
- солнце над горизонтов выше и дольше.
- Тает снег, на реках ледоход.
-Скоро проснуться насекомые
-перелетные птицы (гнездование)
-У животных появляются детеныши
-медведи выходят из берлоги.
Вывод: стало тепло, появились проталины, проснулись насекомые, проснулись животные, потому что есть возможность добывать корм.
Работа с пищевой цепочкой.
Физминутка.
Представьте себе, что вы большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом ( изображаем сугроб: дети приседают на корточки в «кучу».) Но вот пригрело тёплое, весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб.
«Просыпайся, вставай скорее! Пора». Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие весё лые ручейки: (разбегаются по группе дети) Музыка «Времена года»
Игра весенние слова
Красивая, весёлая, солнечная, теплая, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, замечательная, интересная, величавая, очаровательная, звонкая, ласковая.
Весна в жизни людей.
С приходом весны просыпаются не только звери и растения. Человек также чувствует прилив сил. В это время работы достаточно много, особенно за городом. Ведь необходимо обработать землю, а потом засеять просо, ячмень и рожь. Также в это время сеют зелень, лук, морковь.
Световой день длиннее, по этому электричеством пользуются меньше.
Люди меняют одежду на легкую и не прмокающую.
А еще люди начинают готовиться к огородному сезону: отчищают все от мусора и прошлогодней травы, перекапывают землю, сеют семена на рассаду.
- Для чего мы выращиваем рассаду?
-почему нельзя сразу посеять на улице?
Работа со схемой растения.
Какие части растений вы знаете?
• Найдите корень. Покажите друг другу.
- Для чего нужен корень?
• Найдите листья.
- Для чего растению листья?
• Какие ещё части растения (Стебель)
– Для чего растению стебель?
– Посмотрите на доску. У всех ли растений стебли одинаковые?
– Вспомните следующую часть растений. (Цветы)
Игра «4 лишний»
Воспитатель предлагает найти на кортике цветок, который не украсит клумбу.
Почему полевые цветы нельзя садить на клумбу?
Какие еще цветы нельзя садить? (комнатные) Почему?
Я предлагаю вам поучаствовать в акции «Делами добрыми едины» и посадить семена цветов, которые мы высадим на наши клумбы.
Практическая работа
А сейчас приступим к посеву семян. Как вы будете их сажать? Почему следует брать осторожно? (потому что они живые)
- Да, семечко следует брать осторожно и класть по одному в свой рядок, на расстоянии друг от друга. По окончании посадки семян, спрашиваю:
- Что нужно сделать теперь? (Присыпать землей и полить).
Теперь осталось их утеплить. Тепло и влажность помогут им развиваться и расти.