Папки-передвижки

Конспект занятия по формированию фонематического слуха детей старшей группы с ТНР

Юлия Матросова
Конспект занятия по формированию фонематического слуха детей старшей группы с ТНР

КОНСПЕКТ обобщающего, подгруппового занятия

по формированию фонематического слуха у детей старшей группы с ТНР «В гостях у тетушки Совы»

Цель занятия : систематизировать и обобщить знания детей о гласных звуках [А, У, И, О].

Задачи занятия :

образовательные:

1) уточнить знания по теме «звук», «буква»,

Публикация «Конспект занятия по формированию фонематического слуха детей старшей группы с ТНР» размещена в разделах

2) закреплять умение определять наличие или отсутствие заданного звука, позицию звука в слове,

3) совершенствовать навык выделять первый и последний звук в слове,

4) совершенствовать умение образовывать имена существительные множественного числа.

коррекционно-развивающие:

1) развивать зрительное внимание и восприятие,

2) развивать артикуляционную, мелкую и общую моторики,

3) развивать фонематический слух,

4) развивать речевое дыхание (плавный выдох воздушной струи,

воспитательные:

1) воспитывать интерес к звукам речи,

2) формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Обогащение словаря:

звук, буква, слово, первый звук, последний звук, гласный звук,

Активизация словаря:

Схема слова, позиция звука,

Оборудование:

Интерактивная доска с презентацией, карта, плоскостное изображение домовенка Кузи, плоскостное изображение листьев с картинками на звук [у], плоскостное изображение Кота в сапогах, мяч, подносы, фишки, схемы для определения позиции звука, книги-подарки.

Предварительная работа:

• индивидуальная работа с каждым ребенком,

• проведение комплекса занятий по каждому заданию из обобщающего занятия,

• дидактические игры и упражнения «Где спрятался звук?», «Гласный или согласный», «Хлопки», «Подбери слово», «Цепочка слов» и др.

Ход занятия:

Часть занятия Деятельность педагога Деятельность детей

Организационный момент (1 мин.)

Дети входят в кабинет, встают в круг.

Дети совместно с учителем-логопедом проговаривают текст приветствия «Здравствуйте» и выполняют соответствующие движения. (см. Приложение №1)

Напоминание логопеда: «Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре, верно, четко говорим, никуда мы не спешим»

Сообщение темы занятия

(2 мин.)

Логопед. (Л.) Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся в гости в научное дупло к тетушке Сове. Пожалуйста, проходите.

На интерактивной доске включается видеозапись фрагмента «Уроки тетушки Совы»

На экране появляется тетушка Сова

«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я очень рада вас видеть у себя в гостях! Ребята, из моей азбуки-малышки исчезли некоторые звуки и буквы. Мне так грустно!»

Л. Какие звуки и буквы исчезли?

Сова (С.) : «Какие звуки исчезли, вы узнаете, если внимательно на меня посмотрите»

Упражнение «Угадай, по артикуляции»

Л. Ребята, поможем, тетушке Сове найти звуки и буквы.

С. «А поможет вам карта с заданиями и мои помощники»

Сова отдает карту. (Приложение 2) Дети подходят к интерактивной доске и встают полукругом.

Дети угадывают звуки, называют их: [А,У, О, И]. Гласные звуки

Ответы детей

Основная часть

(20мин)

Л. Дети, на карте написана загадка, давайте попробуем её угадать, тогда узнаем, кто нам поможет.

Как вы догадались?

Какой первый звук в слове «Айболит»?

Кого лечил Айболит?

(на экране появляются животные, которые лечил Айболит)

1 задание. «Назови животного со звуком [А]»

Давайте, внимательно посмотрим на экран и назовем животных, в названии которых есть звук [а].

Животных, с каким звуком называли?

Можем мы видеть звук [а], а что мы можем видеть?

Я что-то слышу. (На экране – азбука, слышится звук [а] и появляется буква А).

Верно выполнили задание, молодцы! Ответы детей «Айболит»,

В слове «Айболит» первый звук [а]

Айболит лечил животных

Дети называют по очереди животных, в названии которых есть звук [а].

Ответы детей

Ответы детей

Л. Настала пора узнать, кто нам поможет дальше в поиске. (Загадываю загадку).

Правильно, домовой.

Кто у нас самый известный домовой?

2 задание. Игровое задание «Волшебные листья»

Посмотрите, сколько листьев Кузя собрал! Эти листочки непростые, волшебные: если на них подуть, можно увидеть рисунок. Каждый себе возьмет по листочку, подует на него и внимательно посмотрит, что нарисовано. Дуем правильно, делаем вдох носом, выдыхаем через рот, щеки не надуваем. (Спрашиваю по очереди у детей, что у них нарисовано)

Какой первый звук в словах, которые вы произносили?

Можем мы видеть звук [у], а что мы можем видеть?

Я что-то слышу. (На экране – азбука, слышится звук [у] и появляется буква У). Мне понравилось, что вы старались правильно дуть и полным ответом отвечали на вопросы. Домовой,

Кузя

Дети подходят к мольберту с изображением домовенка Кузи.

Дети дуют на листья.

Дети отвечают:

У меня удод, (утюг, удочка, укроп, уши, утка, улитка, удав)

Ответы детей

Л. : Третью загадку слушайте внимательно, отвечайте старательно. (Загадываю загадку)

Правильно, Кот в сапогах. Подойдемте к нему, присаживайтесь на стульчики. Ребята, что такое сапоги?

3 задание. Игра «Один-много»

Давайте с вами поиграем в игру «Один-много» Например, Я буду кидать мяч и говорить: «Сапог», а вы мне будете мяч возвращать и говорить: «Сапоги».

Один ботинок

Одна кроссовка

Одна босоножка

Одна туфля

Одна тапочка

Одна балетка

Один валенок

Отлично, справились с этим заданием.

Какой звук вы называли последним во всех предметах обуви?

Можем мы видеть звук [и], а что мы можем видеть?

Я что-то слышу. (На экране – азбука, слышится звук [и] и появляется буква И).

Верно, и с этим сложным заданием мы справились. Ответы детей.

Кот в сапогах.

Это обувь.

ботинки

кроссовки

босоножки

туфли

тапочки

балетки

валенки

Ответы детей

Ответы детей

Л. Следующий герой скоро пойдет к своему другу на день рождения. Давайте, попробуем отгадать, кто он? (Загадываю загадку)

4 задание. Упражнение «Где живет звук [О]?»

Верно, скоро у Малыша день рождения, Карлсон приготовил ему подарки: весло, сок, обруч.

Послушайте еще раз и скажите, какой звук чаще всего встречается в словах?

Звук [о] гласный или согласный?

Почему он гласный?

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Где может «жить» звук в слове?

Определим, где живет звук [о] в слове «весло».

Можем мы видеть звук [о], а что мы можем видеть?

Я что-то слышу. (На экране – азбука, слышится звук [о] и появляется буква О). Вы мои, умники и умницы, это задания оказалось нам по силам. Молодцы!

Карлсон

Звук [о]

Гласный

Его можно спеть

Красным цветом обозначаем гласные звуки.

В начале, в середине и в конце слова.

В конце слова

Дети на индивидуальных листах определяют позицию звука в словах «весло», «сок», «обруч».

Все звуки и буквы мы нашли, смело можем возвращаться к тетушке Сове. Давайте, в научном дупле организуем выставку картин!

5 задание. Упражнение с элементами кодирования «Выставка картин»

Надо нарисовать картину и вставить её в рамку: если название предмета будет начинаться на звук [а], то в красную рамку, [у] – оранжевую, [и] – розовую, [о] – фиолетовую.

Ответы детей

Дети по очереди подходят к интерактивной доске, «рисуют» картину, определяют место на выставке.

«Я нарисовала арбуз, слово начинается со звука [а], картину вставлю в красную рамку.

Заключительная часть

(3 мин)

Появляется тетушка Сова с азбукой-малышкой: «Мои, дорогие друзья, я так рада, что вы нашли звуки и буквы! Вы настоящие помощники! В знак благодарности я дарю вам, увлекательные книги с интересными заданиями! И до новых встреч!»

Итог занятия :

Л. Вопросы

У кого были в гостях?

Какие задания были легкие?

В чем испытывали трудности?

Что больше всего запомнилось?

Ещё пойдем в гости к тетушке Сове?

Мы сегодня долго трудились, выполняли трудные задания. Вы молодцы! Я вами горжусь! Можете отдохнуть!

До свидания!

Ответы детей

Список использованных источников

1. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5до 6 лет и с 6 до 7 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье»Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье» Занятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда?». Программное содержание: закрепить представления о правилах ухода за телом, о значении.

Конспект занятия по формированию ЗОЖ у детей подготовительной группы «Добрый доктор Айболит» Конспект занятия по формированию ЗОЖ у детей подготовительной группе «Добрый доктор Айболит». Программное содержание: 1. Дать детям общее.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию фонематического слуха детей старшей группы с ТНР
Опубликовано: 16 января 2020 в 07:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД