МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР «Звуки [С] и [Ш]»

Елена Погодина
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР «Звуки [С] и [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие № 2

Тема: «Звуки «С» и «Ш»

Цель: сформировать у детей представление о сходстве и различии звуков «С» и «Ш».

Задачи:

- упражнять детей в дифференциации согласных звуков «С»-«Ш» по артикуляционному и акустическому признаку в процессе различения их в слогах, словах, предложениях и тексте; формировать навык осознанного чтения слов, содержащих различаемые звуки;

Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР „Звуки [С] и [Ш]“» размещена в разделах

- развивать мыслительные операции (анализ и синтез) через формирование навыка слогового и звукового анализа слов, через подбор слов-предметов к словам-признакам с учетом родовой принадлежности, составление предложений к опорной схеме по опорным словам; развивать фонематическое восприятие посредством различения звуков, смешиваемых в произношении; развивать слуховое восприятие, память через запоминание слов, текста;

- воспитывать желание помочь сверстникам, формировать навык самостоятельной работы и самоконтроля.

Оборудование: квадраты-символы, полоски-символы, панно «Звуки в домиках», панно «Домики-буквы», на доске слова, схема предложения на доске, Р/ М: наборные полотна с раздаточным материалом (квадраты-символы, полоски-символы).

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед обращается к ребятам:

- «Сядет тот, кто придумает слово, в котором спрятался звук «Ш»

Дети называют слова и рассказывают, где спрятался звук «Ш».

2. Повторение

Дети вспоминают звук, с которым познакомились на прошлом занятии, подбирают квадрат-символ, дают характеристику звуку «Ш», опираясь на панно «Звуки в домиках», вспоминают, что он всегда твердый. Называют букву-домик, в которой живет звук «Ш» (панно «Домики-буквы», рассказывают, на что похожа буква.

- Игровое упражнение «Замени первый звук в слове на звук «Ш» (полоска-символ)

тапка - шапка

чашка – шашка

топот – шепот

фланг – шланг

Гарик – шарик

споры – шпоры

дар – шар

губы – шубы

мышка - шишка

3. Уточнение произношения звуков «С»-«Ш», их характеристика. Выделение и различение звуков в слогах, словах.

Логопед предлагает детям послушать скороговорку и догадаться, что за звуки они будут различать : «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Дети устанавливают, что в предложении часто встречаются звуки «С» и «Ш», пробуют сами повторить скороговорку, ошибаются, путают звуки.

Логопед оглашает тему занятия и предлагает на занятии поупражняться в различении данных звуков в слогах, словах, предложениях.

Дети подбирают квадраты-символы к звукам «С» и «Ш», устанавливают их сходство, дают им характеристики (панно «Звуки в домиках»). Логопед предлагает установить их отличие. Дети, по просьбе логопеда, произносят звуки с утрированной артикуляцией. Устанавливают их различия по артикуляции и звучанию.

Проводится игровое упражнение «Речевая зарядка»

Дети индивидуально воспроизводят слоговые цепочки вслед за логопедом, утрированно выделяя артикуляцию звуков.

сма-шма-сма-шма

шно-сно-шно-сно

ашн-асн-ашн-асн

суп-шуп-суп-шуп

шты-сты-сты-шты

ски-ски-шки-шки

Если ребенок ошибаются, логопед предлагает помочь ему другим ребятам.

Логопед проводит игру «Измени слово»

На наборном полотне символ-полоска слова-предмета и буквы в помощь (С-Ш). Логопед предлагает заменить звук «С» на звук «Ш» в слове, получить новое слово. А буквы помогут не забыть о звуках.

сутки – шутки;

каска – кашка;

Марс – марш;

миска – мишка;

басня – башня

маска – Машка

Внимание детей привлекается на доску и предлагается поиграть в игру «Вставь нужную букву»

Дети выходят к доске и дописывают буквы, оречевляют свои действия («Я вставил букву «С» и получилось слово «санки»)

…анки, …ушка, …ла, со…ала, Са…а, насо, ду, шала.

Логопед предлагает выбрать и назвать слова-предметы (полоска-символ) и слова-действия (полоска-символ)

Работа с раздаточным материалом

Логопед вносит предметную картинку «сушки». Дети называют слово и осуществляют слоговой и звуковой анализ слова с организующей и направляющей помощью логопеда:

- Сколько слов вы назвали? (Одно слово) Положите полоску-символ.

- Как вы думаете, сколько слогов в слове и почему (Два слога, потому что два гласных звука). Назовите гласные звуки.

- Кто разделит слово на слоги правильно с помощью хлопков? (суш-ки)

Назовите первый слог. Кладите полоску. Назовите второй слог. Кладите полоску.

- Кто скажет слово с ударением? Назовите ударный слог, ударный гласный звук.

- Выложите звуковую схему слова самостоятельно. Будьте внимательны.

- Тима, проверь, правильно ли выложил схему Толя. Аня, подумай, и исправь ошибку самостоятельно. Катя, назови гласные звуки в слове «сушки». Коля, назови согласные звуки. Аня, назови все звуки по порядку в слове.

- Откройте кассы и выложите слово из букв. Повторите слово «сушки» быстро 5 раз. Кто ошибся?

Физкультминутка «Прошагай («пропрыгай», «проприседай»)чистоговорку»

Шу-су, шу-су, мишку встретил я в лесу.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Шишка на сосне, шашки на столе.

4. Работа со словосочетанием.

Проводится игровое упражнение «Подбери слово-предмет» Логопед вносит полоску-символ слова-признака. Предлагает поиграть в игру - подобрать к слову-признаку слово-предмет (выставляет полоску-символ).

Указание: «Слово-признак нужно говорить четко, следить за губами и языком. Про что, или про кого можно сказать …»

«пушистый», «пушистые»; «смешная», «смешное»

Дети предлагают различные варианты, исправляют ошибки других: пушистый – снег, котенок, воротник…

5. Работа с предложением Логопед предлагает запомнить слова-помощники, повторить их, выделяя звуки «С» и «Ш», составить предложение к схеме, а слово-предлог выбрать самим. (Слово-признак+ слово-предмет+ слово-действие,+слово-предлог+ слово-предмет).

сушки, сладкие (Сладкие сушки лежат на столе)

мышонок, шустрый

кошка, пушистая

малыш, смешной

собака, страшная…

6. Работа с текстом. Дети слушают текст и отвечают на вопросы полными предложениями.

Пушок и Машка

У Саши собака Пушок. А у Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Саша и Даша за ними ухаживают.

Вопросы: Как называется рассказ? Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что любит Машка? Где спит Пушок? А где спит Машка? Что делают Саша и Даша?

7. Итог занятия. Дети называют звуки, которые различали. Вместе вспоминают, чем они похожи и чем отличаются. Рассказывают, какие игровые упражнения им больше понравились, кому было трудно, а кому легко. Логопед предлагает произнести скороговорку в медленном темпе: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», выясняет, кому стало легче произносить это трудное предложение, кто не ошибся. Логопед подводит итог, предлагает затрудняющимся детям свою дальнейшую помощь и помощь ребят.

Публикации по теме:

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности Период Лексическая тема Развитие лексико-грамматических средств языка Развитие связной речи Подготовка к овладению элементарными навыками.

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР «Звуки [С] и [Ш]»
Опубликовано: 20 ноября 2014 в 14:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР «Звуки [С] и [Ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Погодина (УИ 272364) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД