Наталья Шестакова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Помощь планете «Математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить полученные знания, умения, которые получили дети в течение учебного года
Образовательные задачи:
• познакомить детей с приемом «Кубик Блума»;
• учить детей ориентироваться по слову на грани кубика, осваивать технику его использования, анализировать вопросы;
• закрепить счёт в пределах десяти; умение соотносить цифры с количеством предметов;
• закреплять представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
• совершенствовать умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур;
• совершенствовать знания детей о цвете;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Помощь планете „Математика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
• уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны;
• закреплять представления детей о частях суток, времен года.
Развивающие задачи:
• развивать математические способности детей;
• развивать мыслительную и речевую деятельности, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, речевой слух, творческое воображение, тонкую моторику.
Воспитательные задачи:
• воспитывать умение общаться друг с другом, работать самостоятельно;
• прививать интерес и хорошее отношение к природе;
• воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
Методические приё мы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстраций, цифр).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых логических задач, наблюдение за вечерним небом, звёздами, беседы и рассматривание альбомов по теме: «Весна».
Оборудование: столы, стулья, магнитная доска, магниты.
Демонстрационный материал : письмо с планеты Математика, звёзды с заданиями, карточки с цифрами, кубик с цифрами, кубик с изображением геометрических фигур, кубик Блума, лазер
Раздаточный материал : наборы плоскостных геометрических фигур, кубики Блума.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите мы сегодня не одни. У нас сегодня гости! Давайте поздороваемся и улыбнемся нашим гостям.
Организационный момент:
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Воспитатель: Сегодня утром я встретила почтальона, и он мне передал письмо, хотите послушать его?
- Давайте встанем полукругом, я вам прочитаю письмо.
Основная часть.
Кому: Детский сад «Прогимназия», старшая группа № 2
От кого: С планеты «Математика»
Здравствуйте, ребята! Я принцесса «Арифметика» живу на планете «Математика», с нашей планеты исчезли 5 звезд. Наши разведчики выяснили, что звезды упали на планету «Земля», а именно в вашу группу. Их вернут, если вы нам поможете пройти все испытания и задания, помогать вам будут мои волшебные кубики. А доставит звезды на планету «Математика» мой помощник. Кто он, вы узнаете, когда соберете все звезды.
Воспитатель: Ребята поможем принцессе Арифметики собрать звезды и вернуть их на планету «Математика»?
Воспитатель: А вот и первая звезда.
- Чтобы вернуть первую звезду, нужно отгадать мои загадки. Вы готовы?
Задание 1. «Геометрические фигуры»
Воспитатель: 1. Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
2. На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
3. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник)
Воспитатель: Как одним словом назовем все эти фигуры? (геометрические фигуры).
- Давайте с вами рассмотрим первый математический кубик.
- Какие геометрические фигуры вам знакомы? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а скажите какая фигура здесь лишняя? (круг) Почему? (ответы детей)
Работа с кубиком Блума «Геометрическая фигура - круг»
Воспитатель: теперь давайте поиграем со следующим математическим кубиком. Этот волшебный куб хочет поиграть. Вы готовы?
Дети по очереди бросают куб, а воспитатель задает вопросы.
Объясни что такое круг? (это геометрическая фигура, состоящая без углов)
Почему круг катиться?
Назови, какая цифра состоит из кругов?
Предложи, найти и назвать предметы похожие на эту фигуру.
Придумай, как круга получить овал? (растянуть)
Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал круглые предметы.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием – первая звезда наша.
(Все собранные звезды крепятся на магнитную доску)
Воспитатель: А какое испытание нам приготовила вторая звезда?
Задание 2. «Загадочные цифры»
Воспитатель: Теперь для вас следующее математическое задание, но прежде чем мы приступим к его выполнению, вы должны ответить на некоторые вопросы. Готовы?
- А сейчас скажите мне:
- Сколько носиков на лице?
- Сколько ушек у собачки?
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько лап у кошки?
- Сколько пальцев на руке?
Воспитатель: Ответьте мне, какие числа вы называли? (воспитатель показывает цифры на доске, дети говорят). Покажите мне их на доске и скажите, в каких вопросах они встречались? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем, в этом нам поможет следующий математический кубик.
Вы должны будете соотнести столько определенных количество движений, с числом, которое видите на кубике.
- Столько раз поднимем руки (4).
- Столько выполним наклонов (5).
- Приседаем столько раз. (6)
- А притопнем столько раз. (7)
- А прихлопнем столько раз. (8)
- И покружимся столько раз. (3)
- Молодцы ребята, все справились с нашими заданиями – вторая звезда наша.
- Ребята теперь приглашаю вас пройти присесть за столы. (Воспитатель обращает внимание на правильную посадку и осанку детей)
Задание 3. «Времена года – «Весна»»
Воспитатель: Что же приготовила нам третья звезда?
- А вы хотите узнать какое время года на планете «Математика»?
- Я буду вам сейчас называть слова, а вы должны будете догадаться какое, время года на планете у принцессы Арифметики?
ЛУЖА, РУЧЬИ, ПОЧКИ, НЕБО, ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ, ПОДСНЕЖНИКИ.
- Вы догадались, какое сейчас время года? (ответы детей)
- Правильно, с наступлением Весны, все вокруг оживает после холодной зимы. Весна дарит нам тепло, красоту, радость, цветы. Дарит каждому то, что ему нужно. Вот почему у всех весело на душе весной!
Вопросы детям:
- А вам нравится весна и почему?
- Дети, какой цвет имеет Весна? (зеленый).
- А какие изменения происходит с природой весной, мы с вами скажем, поиграв с волшебными кубиками. Возьмите кубик, который лежит на столе слева (далее справа).
Работа с кубиком Блума «Весна и ее изменения»
Воспитатель: Молодцы, ребята, я думаю, Весна и принцесса Арифметика очень довольна вами, все справились с этим заданием – третья звезда наша.
Задание 4. «Части суток»
Воспитатель: Что же нам приготовила четвертая звезда. На планете Математики для вас приготовлено стихотворение, готовы слушать? (ответы детей)
"Ночью буду я гулять,
Днем я буду засыпать
Утром я не умываюсь,
Вечером гулять отправлюсь,
И снова день, я буду спать"
- Ребята, о чем я вам прочитала? (ответы детей).
- Ребята, скажите, что с этим стихотворением не так? (ответы-рассуждения детей, что ночью нельзя гулять, что утром нужно умываться, вечером готовится ко сну и т. д.)
Вопросы детям:
- Ребята, вечер, утро, день, ночь — это что дети?
- Из скольких частей состоят сутки, которые сменяют друг друга?
- Верно! Нам с вами нужно уже, наконец, разобраться и запомнить для чего нам нужны части суток и в какую часть суток нужно выполнять, то или иное действие. И стихотворение, которое у нас не правильно, его мы сделаем правильным, готовы?
- А теперь, давайте возьмем кубики, которые лежат посередине стола и с ними поиграем.
Работа с кубиком Блума «Части суток»
Воспитатель: А теперь послушайте правильное стихотворение.
"Ночью буду я ложиться спать,
Днем пойду я погулять,
Утром буду умываться,
Вечерком я гляну мультик
И пойду в кровать, я спать,
И снова день, пойду гулять"
Воспитатель: Теперь всё верно? Молодцы, Ребята!
- Предлагаю поиграть в игру «День-ночь»
Малоподвижная игра «Части суток»
Воспитатель: Молодцы, ребята, я думаю, принцесса Арифметика очень довольна вами, все справились с этим заданием – четвёртая звезда наша.
Воспитатель: Отдохнули, а для выполнения следующего задания я предлагаю вам подойти к столам и присесть.
Практическая часть.
Задание 5. «Конструирование из плоскостных геометрических фигур»
Воспитатель: А вот и пятая звезда.
- Ребята, послушайте пятое задание «Помогите собрать все звёзды и отправить их с помощником принцессы Арифметики» на планету Математики
- Дети, скажите мне, пожалуйста, как же нам можно отправить все звёзды на планету математики? Что можно сделать, как помочь? Ответы детей.
- Правильно ребята, все ваши ответы верны, но чтобы быстрее отправить все звёзды принцессе арифметики, это конечно помогут ваши космические ракеты.
- Перед вами на столе лежат конверты с геометрическими фигурами. Я вам предлагаю сконструировать из геометрических фигур свои ракеты.
Ребята выкладывают по своему замыслу ракеты из геометрических фигур.
Рефлексия.
- Ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Чем понравилось? Что узнали нового? Какие были затруднения? Спасибо за хорошую работу, вы все сегодня молодцы!
Гостям спасибо за внимание.