Вера Мишунина
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Там, на неведомых дорожках…» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Вызвать интерес у детей к росписи дымковской игрушки и положительный эмоциональный отклик.
Задачи:
Образовательные:
• Знакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушкой,
• Формировать умение выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях,
• Расширять кругозор детей, создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию „Там, на неведомых дорожках…“ для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание,
• Развивать эстетический вкус, формировать интерес и любовь к народному творчеству,
• Обогащать активный словарный запас детей.
Воспитательные:
• Воспитывать уважение к труду народных умельцев и бережное отношение к традициям.
Предварительная работа:
• Подготовка презентации о России, подборка музыкального сопровождения,
• Изготовление фигурок лошадок из соленого теста.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.
Материалы:
• Аудиозаписи, видеозаписи, экран, проектор, ноутбук,
• Письмо, клубочек,
• Фигурки лошадок,
• Гуашевые краски, баночки с водой, кисти, ватные палочки, салфетки, фартуку и нарукавники.
• Атрибуты для мини-выставки.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Воспитатель:
Добрый день, мои друзья!
Не узнали вы меня?
Я - веселая девица,
Я – девица-мастерица!
Любите загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте меня!
Загадка.
О ней все знают,
Любят, уважают!
Выглядит красиво,
А зовут…
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
II. Основная часть.
А) беседа о России.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия.
(показ презентации «Россия – наша Родина!»)
Скажите, пожалуйста, чем богата наша Россия?
Дети: Есть в России высокие горы, полноводные реки, густые леса, поля, болота, полянки и маленькие овражки.
Б) Просмотр слайдов.
Воспитатель: А еще наша Россия богата русскими мастерами, которые с давних времен прославляют нашу Родину народными промыслами.
(просмотр слайдов о ремеслах).
Ребята, может быть, вы уже знаете какие-нибудь народные промыслы?
Дети: Хохлома, Городецкая роспись, Гжель, Дымка.
(останавливаем просмотр на Карте «Родина дымковской игрушки»).
Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный клубочек, он приглашает нас в путешествие в Дымково.
В) чтение воспитателем стихотворения о Дымково.
А знаменито Дымково -
Игрушкою своей.
Там любили песни, пляски.
И в селе рождались сказки.
Вечера бывали длинные,
А лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны как березки:
Кружочки, точечки, полоски -
Простой, казалось – бы, узор…
Но отвести не в силах взор.
Это большое село, которое расположено на берегу реки Вятка. Называется оно «Дымково» потому, что из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки, высоко в небо поднимался дым из трубы.
Г) Физическая минутка.
Давайте наберемся сил перед дорогой.
(звучит музыка)
Дети встают вкруг.
Наши руки крендельком, (Руки на поясе.)
Щеки будто яблоки. (Руками касаемся щек.)
С нами издавна знаком (Руки вперед ладонями вверх.)
Весь народ на ярмарке. (Руки разводят в стороны.)
Дымковские барыни (Руки на пояс.)
Всех на свете краше. (Делают пружинку с поворотом туловища вправо и влево.)
А гусары баловни - Кавалеры наши. ( Выполняют движения: носок, пятка, 3 притопа.)
А чтобы клубочек указал нам дорогу, давайте скажем: «Ты катись, катись, клубочек, по горам и по долам, приведи ты нас, клубочек, на выставку к мастерам».
Оказались мы в мастерской, а на столе – письмо (свиток) от мастеров.
Письмо.
Скоро праздник. Мы готовили подарки… Так бы мы и делали наши чудесные игрушки и радовали людей, если бы не случилось несчастье: злой волшебник Чернушка смыл все краски с игрушек, а сделать все заново сами не успеваем.
Просим вас помочь расписать дымковские игрушки, рассеять чары злого волшебника. А готовые подарки раздать людям!
Мастера по росписи.
Воспитатель: Давайте поможем заколдованным игрушкам и украсим их!
Дети: Давайте!
Д) Рассматривание расписанного коня.
Воспитатель: Сегодня мы с вами побудем мастерами из Дымково и распишем коней.
Чтобы стать нам мастерами, фартуки наденем с вами!
(надеваем фартуки и нарукавники)
(показ слайда с дымковской игрушкой - коня).
А коня выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных и злых сил.
Воспитатель: Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Дети: круги, овалы, клетки, полоски.
Воспитатель: Какие цвета нужны для росписи игрушек?
Дети: желтый, синий, красный, зелёный, черный.
Воспитатель: Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.
В ряд, в шахматном порядке.
Е) Роспись коней.
Дети рассаживаются за столы.
(Последовательно показываю, дети смотрят и выполняют).
Рисовать мы будем не только кисточкой, но и ватной палочкой (тычком). Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. При работе не набирайте на кисточку много краски, лишнюю воду можно убрать с помощью салфетки. Помните, что тонкие линии и точки рисуем кончиком кисти и без нажима, а полосы с нажимом. Чем сильнее нажим, тем шире будет полоса.
III. Заключительная часть.
А) Обобщение воспитателя.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно справились. Ваши дымковские игрушки получились красивые и нарядные. (Обязательно обратить внимание на то, что все дети помогли дымковским мастерам).
(снимаем фартуки)
Побывали, как во сне, мы в далекой стороне.
А теперь пора прощаться, в детский садик возвращаться!
Конь меня в дорогу ждёт,
Бьёт копытом у ворот
На ветру кивает гривой,
Пышной, сказочно - красивой.
Клубочек нам и обратно путь укажет. Нужно только сказать: «Ты катись, катись, клубочек, по долам и по горам, приведи ты нас назад, в наш любимый детский сад!»
Воспитатель: Ребята, по какой стране мы путешествовали? (по России)
А в каком селе побывали? (в Дымково).
А чем оно знаменито? (дымковской игрушкой). Вот сколько дымковских игрушек мы рассмотрели, а объединяет их цвета красок и узоры.
А какой добрый поступок мы совершили?
А кому мы помогли? (мастерам по росписи).
(показ слайда с дымковской игрушкой).
Дарим работы гостям!
Б) Анализ НОД.