Папки-передвижки

Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В стране вулкана»

Татьяна Кайванова
Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В стране вулкана»

Цель:

познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;

использовать в работе с дошкольниками региональный компонент;

развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

Участники деятельности : исследователь-вулканолог, дети-лаборанты.

Оборудование

Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы „В стране вулкана“» размещена в разделах

• картинки–ответы на загадка (вода, ураган, луна, капель, айсберг, небо);

• на всех детей с набор для опыта : сода; лимонная кислота; мыло жидкое, салфетки, мерные ложечки, тарелка глубокая для опыта.

• указка маленькая

Спецодежда для опыта: фартуки, шапочки на всех детей и халат для взрослого.

• презентация «Вулканы. Извержение»

• презентация «Горы КМВ и Эльбрус»

• документальный фильм про извержение вулкана

• видео (легенда про вулкан)

Предварительная работа: изготовление макета гор, макет большой горы для взрослого, макет горы в разрезе, уменьшенные макеты гор на детей для проведения опыта.

Ход занятия

Меня зовут Т. Б. (под тихую музыку). Давайте возьмемся за руки.

Глазки свои мы закрываем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший и умный каждый из вас,

Вы - самое лучшее, что есть на свете

Глаза открываем, здравствуйте, дети (снятие психоэмоционального напряжения)

Исследователь : Я пришла сегодня к вам в детский сад для того, чтобы вместе с вами провести очень интересное исследование. Ребята, кто проводит исследование? Ответ: Исследователи, ученые.

Кто такие – исследователи? Чем они занимаются? Как ученого, археолога можно назвать по-другому?

Дети: Это люди, которые занимаются научными исследованиями, чтобы другие люди получили много знаний. Занимаются опытами. Исследовать -значит искать ответ, изучать неизвестное, неизведанное, природные явления.

Исследователь : Где они занимаются своими опытами? (В лаборатории). Да, в лаборатории много разных научных предметов, много разного материала для опытов. Я предлагаю вам посетить мою лабораторию. Согласны? Но сначала разгадайте загадки, чтобы понять, чем мы с вами сегодня займемся.

Исследователь : Я буду загадывать вам загадки о природных явлениях, вы должны их отгадать, но не просто отгадать, а еще назвать первую букву угаданного вами слова. Из этих букв мы потом составим ключевое слово и узнаем, что же мы сегодня будем изучать. Слушайте внимательно.

1. Воет ветер, гонит пыль,

Гнёт к земле траву, ковыль.

Хлещет ливень, гром гремит,

Небо с нами говорит.

Мчится, словно хулиган,

Этот страшный. (Ураган)

В слове «Ураган» какая первая буква? (Ураган – это очень сильный ветер, разрушающий все вокруг).

Дети: «У»

2. Только за окошком

Отпустил мороз,

Потекли сосульки

Бусинками слез.

Ну, а ты, дружочек,

Отвечай скорей —

Под моим окошком

Весной звенит? (Капель).

Какая первая буква?

Буква «К» Что (Падение капель оттаявшего во время оттепели снега с крыш и деревьев).

3. Очень добродушная я, мягкая, послушная,

Но когда я захочу, даже камень источу. (Вода).

Какая первая буква в слове «Вода»? (Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ).

Дети: «В

4. Выше леса, выше гор, расстилается ковер,

Он всегда везде раскинут, над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он ярко-голубой (Небо)

В этом слове какая первая буква? (Небо – это пространство над землей, в виде купола)

Дети: Буква Н

5. Ночью страшно и темно, я гляжу в свое окно,

Льется с неба тусклый свет,

Это чудо или нет?

Золотиста и бледна

Освещает мир она (Луна)

Какая первая буква в слове «Луна»?

Дети: «Л» (Луна – это небесное тело, вращающееся вокруг земли)

Исследователь : Может кто - то уже догадался, что это за слово?

Чтобы точно убедиться, что вы угадали правильно, я загадаю последнюю загадку.

6. Он плывет, блестя на солнце,

Этот остров ледяной,

Он большой и не качается

Даже сильною волной. (Айсберг)

Какая первая буква? (Айсберг — это огромная плавающая глыба льда, отколовшаяся от полярных ледников или льдин, плавающих в Ледовитом океане).

Дети: Буква А

Исследователь : (если не смогут прочитать). Посмотрите внимательно, кто сможет прочитать, какое слово получилось? Если затрудняетесь, то еще послушайте загадку и ответ на нее - это и есть наше зашифрованное слово.

Я плююсь огнём и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой.

Как зовут меня (Вулкан)

Дети: Вулкан.

Исследователь : сейчас мы совершенно точно узнаем, что такое вулкан и как он извергается. Но сначала я расскажу вам легенду о вулкане. Присаживайтесь на подушки поудобнее. (показ презентации «Легенды о вулкане из песка» на проекторе, воспитатель читает текст легенды)

Рассказ легенды:

«Жил на свете волшебник по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди, все огнедышащие горы, стали называть «вулканами».

Исследователь : Ребята, как вы думаете, почему люди уходили подальше от вулканов? Ответ: Потому что люди боялись огня, лавы и т. п.

Исследователь : Пришло время нам узнать, что такое вулкан и как происходит его извержение.

Исследователь :.Я приготовила для вас уменьшенную во много раз копию вулкана, а на языке исследователей уменьшенную копию называют макетом. Давайте его рассмотрим. (Рассматриваем макет вулкана на столе целого, а затем в разрезе). Посмотрите перед собой, что вы видите? Чем обычная гора отличается от вулкана? Ответ: это гора, в которой есть углубление. Такая гора с углублением называется вулкан. На вершине вулкана что имеется? Кто знает? (Кратер).

Исследователь : Что такое кратер? Кто-нибудь знает? Дети - это углубление или впадина в виде воронки. Когда вулкан начинает извергаться, происходит выброс из кратера лавы.

Исследователь : Давайте рассмотрим вулкан в разрезе и узнаем, что такое лава и откуда она берется. Посмотрите, пожалуйста, от кратера вниз идет канал, он называется жерло. Жерло уходит глубоко в землю. По этому каналу из глубины земного шара при определенных условиях могут подниматься потоки расплавленных камней, горных пород. Почему они расплавленные? Кто знает?

Дети - Температура очень высокая.

Исследователь : Температура настолько высокая, что даже при выходе из кратера, уже когда лава стекает по склону вулкана, камни расплавленные. Представляете, как та горячо? Когда все это находится внутри вулкана- это магма. А при выходе из кратера – это уже лава. Предвестниками извержения вулканов являются землетрясения. (извержение вулкана показываем на проекторе).

Исследователь : Кто-нибудь знает, как называют исследователей, ученых, которые занимаются изучением вулканов? (Вулканологи). Не знаете? Я вам скажу: вулканологи эти такие исследователи, которые занимаются изучением вулканов.

Исследователь : Теперь представьте, что мы находимся в опасной зоне и ученые–вулканологи предупредили нас, что через 3 дня произойдет извержение вулкана. Что нужно сделать, чтобы не пострадать? Как вы думаете?

Дети: нужно покинуть опасную территорию, запастись марлевыми повязками, эвакуироваться.

Исследователь : А сейчас давайте эвакуируемся из этой опасной зоны. Повторяйте все за мной.

Физкультминутка

По дорожке мы шагаем, (шагаем друг за другом)

И ворон мы не считаем, (повороты влево, вправо)

Смело мы идем вперед, (руки вытянуть вперед)

Где вулкан нас не найдет (показать руками образ горы)

Исследователь : Давайте посмотрим, куда же мы пришли? Ответ - это лаборатория.

Исследователь : А как вы догадались, что это лаборатория? Ответ: прочитали, увидели специальную одежду, материалы для опыта.

Исследователь : Но прежде чем мы приступим к исследованию, что нужно сделать, чтобы не испачкать одежду?

Дети: мы должны надеть спецодежду, чтобы не испачкать одежду при проведении опыта.

Исследователь : прежде чем мы займемся нашим исследованием, давайте вспомним правила поведения в лаборатории: вести себя тихо, не трогать материалы без разрешения, работать только на своем месте, не пробовать на вкус, соблюдать осторожность.

Исследователь : верно, теперь займите свое место и давайте рассмотрим, что перед вами находится? Что вы видите перед собой?

Дети: сода, мыло, уменьшенный макет вулкана, ложка, вода.

Исследователь : Кто-нибудь догадался, чем мы с вами сейчас займемся? Мы проведем опыт, который поможет смоделировать извержение вулкана. Нам понадобится сода, перемешенная с кристаллами лимонной кислоты, вода, смешенная с жидким мылом. Итак, начинаем наш опыт.

1. В жерло наших вулканов, насыпаем 2 ч ложки белой смеси. Наливаем 2 ч ложки жидкого мыла. А теперь внимание! Потихоньку наливаем воду. Смотрите, что происходит.

Исследователь : Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан? Он извергается спокойно. Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. А бывает, лава вытекает “спокойно”, как сейчас у нас (показ презентации про извержение вулкана, документальный фильм)

Исследователь : На планете Земля существует огромное количество вулканов. Посмотрите на карту мира, вулканы отмечены красным. На языке исследователей эти красные точки обозначают сейсмоопасные зоны. У нас в стране они тоже есть. Посмотрите на карту России. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

Мы с вами живем на Северном Кавказе. На Кавказе много гор, кто знает, есть ли среди этих гор вулканы? (показ презентации про горы Кавказа и Эльбрус).

Исследователь : некоторые горы Кавказа – это неудавшиеся вулканы и спящие вулканы. Одним из спящих вулканов является Эльбрус. Его можно видеть из нашего города в хорошую ясную погоду. Много тысячелетий назад было извержение этого вулкана.

Заключительная часть

Исследователь : Молодцы ребята, вы были сегодня замечательными исследователями. Напомните мне, что мы сегодня исследовали?

Какие горы называют вулканами? (Горы, у которых есть кратер и т. п.)

Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей). Может быть кто то из вас в будущем пожелает стать исследователем- вулканологом. На память о нашем сегодняшнем исследовании вы получаете вот такие замечательные магниты «Юный вулканолог».

Исследование наше окончено. Всем спасибо. До новых встреч.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД «Извержение вулкана» с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Знакомство с вулканом»Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Знакомство с вулканом» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Мир тканей» Цель: Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования на примере тканей. Задачи: 1.

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана?» для старших дошкольников Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Задачи: Образовательные: Содействовать формированию.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Удивительные камни» для детей старшей группы. Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. 2. Закреплять умения, получать информацию о новом объекте в процессе.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 3-4 года Подготовила: Шарапова.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 4–5 лет Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 4-5 лет Подготовила: Шарапова.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 5–7 лет Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 5-7 лет Подготовила: Шарапова.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы «Путешествие по стране Грамотной речи» Итоговое логопедическое занятие для детей подготовительной группы. Тема: Путешествие по стране Грамотной речи. Цели: • Закрепить согласование.

Занятие по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Извержение вулкана» Цель: Познакомить детей старшей группы с природным явлением- вулкан. Задачи: Создать условия для познавательной, поисково- исследовательской.

Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В стране вулкана»
Опубликовано: 5 января 2019 в 19:00
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД