Лучший педагог года

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана?» для старших дошкольников

Светлана Семушина
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана?» для старших дошкольников

Цель:

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.

Задачи:

Образовательные:

Содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;

Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;

Совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач;

Развивающие:

Публикация «Конспект экспериментально-исследовательской деятельности „Как происходит извержение вулкана?“ для старших дошкольников» размещена в разделах

Развивать творческую исследовательскую активность детей;

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

Развивать аккуратность, взаимопомощь;

Воспитательные:

Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и умение работать в коллективе.

Предполагаемый результат:

Создать искусственный вулкан путем опытно - экспериментальной деятельности «Извержение вулкана»

Словарная работа: вулканологи, кратер, жерло, пемза.

Материал: презентация, схема последовательности проведения опыта, схемы по безопасности на занятии, макет вулкана, поддон, сода, уксус, красная пищевая краска, моющая жидкость, чайная ложка, пипетка. На каждого ребенка чистый альбомный лист для фиксаций наблюдений, цветные карандаши.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, просмотр фото и иллюстраций, наблюдения, изготовление макетов вулканов, дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства».

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. Наша страна Россия самая большая в мире. На дальнем Востоке нашей необъятной Родины есть такое волшебное красивейшее место Камчатка.

(Включается презентация)

Основная часть

Воспитатель: Ребята кто мне скажет тему нашей недели? (Хочу все знать). Молодцы. Сегодня мы с вами отправимся на Камчатку, там очень много интересного. Камчатка славится своими … отгадайте загадку:

Гора стоит, из нее дым валит,

Потом шум, да гром –

Все горит кругом. (вулкан)

Т. Носова

Воспитатель: (слайд № 2)

У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

Природа Камчатки прекрасна и разнообразна.

Воспитатель: (слайд № 3)

Как вы думаете, вулканы опасны для жизни человека? (ответы детей)Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды.

Воспитатель: (слайд № 4)

Изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкануне приблизиться – невыносимо жарко. Наблюдениями и исследованиями вулканомзанимаются в Институте вулканологии.

Воспитатель: На что похож вулкан? (вулкан – это большая гора с крутыми склонами)

Воспитатель: (слайд № 5) На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус)

Давайте заглянем во внутрь вулкана.

Что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (дети повторяют слово кратер)

А эта огромная яма, уходящая глубоко в землю – жерло вулкана. (дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана – расплавленное горячее вещество – магма. (дети вместе повторяют слово магма)

(дети вместе с воспитателем повторяют строение вулкана)

Воспитатель: (слайд № 6) Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие и уснувшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

Как вы думаете, какой этот вулкан, действующий, потухший или уснувший? (ответы детей). Почему вы так решили? (ответы детей). Правильно, ребята, этот вулкан действующий. Посмотрите, он словно взрывается, выбрасывая магму, камни и пепел вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно.

Воспитатель: (слайд № 7) Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (дети вместе повторяют слово лава) Лава кипит, бурлит, так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками. А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. Ребята, откуда появилась пемза? (из вулканической лавы)

Физкультминутка

Раз, два, три! (Дети шагают по кругу, остановились, повернулись в круг)

Раз, два, три!

Мы геологи, смотри! (Ладошка над глазами как козырек)

Ноги поднимайте, (Шагают на месте, высоко поднимая ноги, останавливаются)

Веселей шагайте!

Вот и речка впереди, (Показывают рукой извилистую речку)

Надо вброд её пройти (Движения руками в стиле «брас»)

Вышли на берег крутой (Наклониться, отряхнуть колени)

Горы выше нас с тобой! (Медленно поднять руки вверх и встать на носочки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот на этот обычный камушек. Это пемза. (дети повторяют пемза) Чем же пемза отличается от обычного камня?

(рассуждения, предположения детей)

Пемза – камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды. Пемза – это вулканический камень.

Воспитатель: Что имеется на вершине горы? (кратер). А что находится внутри кратера? (жерло)

Прежде, чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему правил безопасности (дети повторят правила безопасности):

1. Работа под наблюдением взрослых.

2. Все вещества эксперимента не трогать рукой.

3. Ложку в рот брать НЕЛЬЗЯ.

4. Беречь руки при работе.

5. Надо быть осторожными – может взорваться.

6. Осторожно – ГОРЯЧО.

Пред проведением опыта давайте изучим схему последовательности проведения опыта (воспитатель, совместно с детьми обсуждает схему)

А сейчас вы сидите на стульчиках, а я вам буду показывать опыт, как извергается вулкан, т. к здесь находятся очень опасные материалы.

Приступаем: из чего сделано основание вулкана? (из пластилина в форме конуса). Мы его сделали ранее вместе с вами. Из чего сделаем жерло вулкана? (можно вставить внутрь конуса пустую баночку) Все это ставим на поднос.

- насыпает 2 ст. ложки белого порошка (питьевой соды,

- добавляем красную краску.

- 5 капель моющей жидкости (пипеткой).

А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому.

(Звучит тревожная музыка)

Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана. Что вы наблюдаете?

(дети описывают свои наблюдения)

Заключительная часть

Воспитатель: А сейчас возьмите, присядьте за столы и зарисуйте свой опыт. Давайте подарим ваши зарисовки мамам и папам.

Воспитатель: Вот, ребята, вы своими глазами увидели красивое зрелище – извержение вулкана. Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю. Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это будет всегда, помните об этом. Спасибо всем большое за работу!

Публикации по теме:

Игры-экспериментирования как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольников Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Извержение вулкана»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Извержение вулкана» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Извержение вулкана» Цель: Расширять.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Извержение вулкана» Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №29 Конспект НОД по экспериментальной деятельности.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержения вулкана»Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержения вулкана» открытое занятие "извержение вулкана" 07 декабря 2017 Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана».

Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Преамбула: Образовательная деятельность осуществляется на базе рабочей программы разработанной на основе образовательной программы ГБДОУ.

Проведение опыта «Извержение вулкана» в старшей группеПроведение опыта «Извержение вулкана» в старшей группе Опыт в подготовительной группе - «Извержение вулкана» В рамках проекта «Что мы знаем о космосе» и чтобы вызвать у дошкольников интерес.

Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана» Видео Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана» Цель: Познавательное развитие: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо-магнит» Цель: Уточнить и расширить знания детей о магните. Закрепить умения детей получать новые знания в поисковой деятельности, делать выводы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана?» для старших дошкольников
Опубликовано: 21 мая 2018 в 15:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД