МААМ-картинки

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 4–5 лет

Шарапова Алена
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 4–5 лет

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему : «Извержение вулкана»

Для детей 4-5 лет

Подготовила: Шарапова А. С.

Цель: познакомиться с профессией вулканолог; познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности „Извержение вулкана“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Задачи: познакомить детей с понятием «Вулкан», дать представление о происхождении вулкана, о строении вулкана, формировать представление о природном явлении извержение вулкан.

.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Знакомство с профессией.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята, скажите пожалуйста, с какими профессиями вы уже знакомы? (ответы)

(Воспитатель берет мяч и по очереди кидает каждому ребенку).

(П/и «Профессии» с мячом)

1. Введение в игровую ситуацию. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель: Сегодня я получила загадочное письмо. Давайте откроем и посмотрим, что в нем написано. Ребята, нам прислали загадку, чтобы мы отгадали с какой профессией мы будем знакомиться дальше.

2. Решение.

Воспитатель: Давайте отгадаем загадку.

Взметнулся в небо ураган

Горячего и злого нрава:

Откупорив из камня жбан,

Льёт вниз расплавленную лаву

И вьюжит в воздухе отраву

Разгневанный седой … (Вулкан)

Воспитатель: Как думаете, как называется профессия человека, который исследует и изучает вулканы?

Ответы детей.

Воспитатель: Вулканолог.

Воспитатель: Сегодня я вам расскажу об удивительной и увлекательной профессии, о которой вы еще не слышали.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, какой была наша Земля много миллионов лет назад? На что она была похожа? (слайд№1)

Правильно наша земля была похожа на раскалённый огненный шар. А почему? (слайд№2)

Да солнце грело сильно, извергались вулканы (слайд№3)

Воспитатель: Ребята, а что такое вулкан? Кто знает?

Воспитатель: А хотите, я расскажу вам легенду о том, как появился вулкан?

«Жил на свете бог по имени Вулкан» (слайд№4)

И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. (слайд№5) Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель: Ну что интересная легенда? Так представляли вулкан люди в древности, а как же дело обстоит на самом деле?

Я приготовила вам иллюстрации с изображением вулканов. Посмотрите (слайд№6) это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора (слайд№7) только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите (слайд№8) какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть (слайд№9) на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами (слайд№10) а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость (слайд№11) выходящая из вулкана, называется лавой. Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают (слайд№12) получаются новые камни – они называются пемза. (слайд№13) Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые (слайд№14). Как вы думаете, как называют этих ученых?

Этих ученых называют вулканологами. (слайд№15) С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. У нас в стране (слайд№16) есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Хотите я покажу вам, где это находится?

Как вы думаете, ребята, что нам нужно знать, что бы стать настоящими вулканологами? Первое, что мы должны знать - это какие виды вулканов бывают? Чем они похожи? Чем отличаются? Ребята вулканы бывают трех видов :

Действующий - это тот который извергает лаву. (слайд№17)

Потухший - который тысячу лет не извергает лаву. (слайд№18)

Спящий- он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву. (слайд№19)

Воспитатель: Сегодня я хочу показать вам действующий вулкан (просмотр видео).

Ребята, как можно охарактеризовать профессию вулканолога, какая она? Каким нужно быть человеком, чтобы стать вулканологом? (ответы детей)

Хотите, я вас научу зарядке, которую делают все настоящие вулканологи?

Физкультминутка

Вулканы начали «играть» -

Из жерла лаву извергать. Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид! Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать. Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул - Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул. Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Опыт «Извержение вулкана»

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю провести опыт, который называется «извержение вулкана».

Воспитатель:

Ребята, я для вас изготовила макет вулкана. Но наш вулкан, пока, какой? Спящий. Хотите его разбудить?

Ответы детей.

Воспитатель: Для того, чтобы разбудить вулкан нам потребуется : лимонная кислота, дрожжи, краситель красного цвета и питьевая сода.

(Воспитатель приготавливает смесь и аккуратно наливает лимонную кислоту.) Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана (дети наблюдают извержение вулкана).

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

Вы теперь настоящие вулканологи и можете самостоятельно проделать такой же опыт в своих мини лабораториях.

Воспитатель: предлагаю вам слепить из пластилина свои вулканы.

Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Угадай вулкан».

Разделимся на 2 команды. Первая команда среди картинок должна найти изображение действующего вулкана, вторая – спящего.

Итог занятия. Рефлексия: Что нового вы сейчас узнали? На что похож вулкан? Что извергается из вулкана? Как называется застывшая лава? Чем опасны вулканы? Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают?

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Извержение вулкана»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Извержение вулкана» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Извержение вулкана» Цель: Расширять.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Извержение вулкана» Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №29 Конспект НОД по экспериментальной деятельности.

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана?» для старших дошкольников Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Задачи: Образовательные: Содействовать формированию.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержения вулкана»Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержения вулкана» открытое занятие "извержение вулкана" 07 декабря 2017 Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана».

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 3-4 года Подготовила: Шарапова.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Программное содержание: - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; - дать представление о том, что он занимает место.

Сказки в экспериментально-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста "Как Айка и Идейка ходили в гости к тучке"Цель: помочь детям добыть первые элементарные знания о круговороте воды в природе, показать разнообразие.

Экспериментальная деятельность детей «Извержение вулкана»Экспериментальная деятельность детей «Извержение вулкана» Цели: - создавать условия для экспериментальной деятельности; - вовлекать детей в исследовательскую деятельность, поощрять стремление.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо-магнит» Цель: Уточнить и расширить знания детей о магните. Закрепить умения детей получать новые знания в поисковой деятельности, делать выводы,.

Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 25 июля 2018 в 07:30
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД