Получи документы

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Знаки < >»

Надежда Афошина
Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Знаки < >»

Тема: Знаки >; и <

Цель: сформировать представление о знаках >; и <.

Задачи: сформировать умение использовать их для записи результата сравнения по количеству предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько -Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с взрослыми

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает их, кем они хотят стать, когда вырастут.

Публикация «Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе „Знаки < >“» размещена в разделах

После ответов детей воспитатель задает им еще один вопрос:

— Как вы думаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает?

Как правило, дети отвечают, что мужчина должен быть сильным.

— Зачем мужчине быть сильным?

После обсуждения приходим к выводу о том, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы защищать, но и для того, чтобы помогать более слабым.

— Кому должны помогать мальчики? (Мамам, бабушкам, девочкам, 60лее младшим детям.)

Воспитатель рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить в магазин за картошкой. Ваня как настоящий мужчина сказал, что картошку из магазина понесет он. Но Таня тоже хочет быть помощницей.

— Как быть? (Надо, чтобы Ваня нес тот пакет, в котором больше картошки, а Таня — тот пакет, где картошки меньше.)

— Хотите сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать картошку?

— Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «За картошкой».

дети подходят к доске — магазину.

Воспитатель — продавец магазина рассказывает покупателям, что картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошек поровну, а в некоторых — нет.

Воспитатель располагает таблицу N2 1 с изображением пар мешков (Д—1).

— О чем рассказывают знаки, стоящие между пакетами? (Знак = говорит о том, что в пакетах поровну картошки, а знак — о том, что в пакетах картошки не поровну.)

— Какая из этих пар мешков подойдет Тане и Ване? Почему?

Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, так как в этом случае Ваня не сможет взять более тяжелый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак #, подойдут, так как они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше.

З. Затруднение в игровой ситуации.

З. 1. Игра «За картошкой» (продолжение).

— Какой мешок возьмет Ваня?

Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака Хотя этот знак и рассказывает о том, что картошки не поровну, но он не говорит, где картошки больше, а где меньше

— Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором картошки больше? (Нет, не смогли.)

— Почему не смогли? (Потому что у нас нет знака, который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше.)

— Значит, что нам надо узнать, чтобы помочь Ване? (Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.)

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра «Столбики».

— Как мы можем это узнать?

К этому времени дети уже знают способы действий «спросить у того, кто знает», «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по учебнику». Если они назовут первые два способа, воспитатель должен сориентировать их на третий способ.

— А давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете?

Дети садятся за столы по 4 человека. На каждом столе лежат кубики ЛЕГО четырех цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку и 8 полосок картона одинакового цвета, длины и ширины.

Воспитатель предлагает взять по 5 кубиков одного цвета.

Может возникнуть ситуация, когда кубики одного цвета захотят взять двое, трое или все четверо детей. Эту проблему они должны решить самостоятельно.

— Постройте из ваших кубиков столбик.

— Как вы думаете, сколько таких же кубиков вам понадобится взять, чтобы построить столбик такой же высоты? (Понадобится пять таких же кубиков.)

Воспитатель кладет на столы дополнительные кубики, и дети строят еще один столбик.

— Поставьте два ваших столбика на одну полоску, а сверху положите другую.

— Какой знак получился из полосок? (Знак =.)

— Как вы думаете, почему получился знак =? (Потому что в обоих столбиках одинаковое количество кубиков.)

Воспитатель пишет на доске: 5 = 5.

Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, убрать с правого столбика разное количество кубиков. Для выполнения этого задания детям придется договариваться.

В результате один ребенок должен убрать 1 кубик, другой — 2 кубика, третий — З, а четвертый — 4 кубика.

Воспитатель предлагает детям поставить столбик на место и положить сверху полоску.

— Что интересного вы заметили? (Полоска лежит неровно.)

— Где расстояние между полосками меньше? (Оно меньше там, где меньше кубиков.)

— Сколько у вас кубиков в левом столбике?

У всех детей в левом столбике по 5 кубиков. Воспитатель пишет на доске одну под другой четыре цифры 5.

— Сколько кубиков осталось в правом столбике?

дети по очереди называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5 названное число:

5 1;5 4;5 3

Куда больше раскрыты полоски? (В сторону большего числа.) Воспитатель пишет на доске знак >;.

— так? (Да.)

Можем мы его назвать знаком «больше»? (Да.) Воспитатель пишет знаки между числами :

5 >2

5 >3 дети хором читают записи.

Воспитатель предлагает детям поменять столбики местами и положить на них полоску.

— Сколько теперь кубиков в столбиках слева (справа?

дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 1 до 4, а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5.

— Куда больше раскрыты полоски? (В сторону большего числа.)

— Какие знаки вы предложили бы записать между числами 1 и 5, 2 и 5, з и 5, 4 и 5?

Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило, по аналогии они пишут знак «меньше» правильно. А если кто-то запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа.

дети хором читают записи:

— Как вы назовете знак, который только что придумали? (Знак «меньше».)

Воспитатель хвалит детей и говорит им о том, что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше.

Дети подходят к доске, и воспитатель открывает таблицу N2 2 (Д—2).

— Какой же мешок возьмет Ваня? (Он возьмет мешок, который расположен справа.)

— Почему вы думаете, что это будет мешок, расположенный справа? (Потому что между мешками стоит знак, который ОТКРЫТ вправо, значит, в правом мешке больше картошки.)

— Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Ване (да)

— Молодцы!

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1. Работа в учебнике-тетради (<<Игралочка — ступенька к школе». ч. З).

— На что похож клюв пеликана в первом (втором) случае? (На знак «больше» («меньше»).)

— В какую сторону больше раскрыт клюв? (В сторону аквариума с большим числом рыбок.)

— Совпадают ли эти знаки с тем, что сконструировали вы? (Да.)

5.2. Игра «Кого больше?».

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что Таня и Ваня принесли картошку домой и пошли поиграть во дворе.

— Хотите поиграть вместе с ними?

Таня и Ваня предлагают детям разбиться на две группы по какому-либо признаку.

Дети могут предложить разбиться на мальчиков и девочек, на тех, у кого есть брат или сестра, и тех, у кого их нет, и т. п.

Воспитатель может предложить детям разделиться на тех, чье имя состоит из двух частей (слогов, и на тех, имя которых состоит из З частей.

— В какой группе больше детей? (Больше, например, тех, у кого имя состоит из двух частей, потому что их 5, а тех, у кого имя состоит из трех частей, — 4.)

— Придумайте, как можно изобразить знак «больше».

Знак «больше» можно изобразить, соединив локти и разведя руки в сторону большего количества, можно изобразить ладошками, указательным и средним пальцами, разведя их в стороны, и т. д.

Аналогично дети придумывают изображения знаков «равно» и «меньше».

5.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. З).

ДР 1. С. 39

«Сравни с помощью знаков >;, < или =».

Воспитатель предлагает детям помочь Ване выполнить домашнее задание, а для этого сравнить по количеству предметы, разложенные в мешки.

Вначале надо определить, верно ли сосчитано количество предметов в мешках.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть первые два мешка. Дети пересчитывают бабочек и цветки и убеждаются, что числа записаны правильно.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что знак Ваня уже поставил, но не может объяснить, почему он поставил именно этот знак.

— Объясните, как правильно надо было сравнивать количество бабочек и цветков.

Дети должны рассказать, что вначале надо было провести ниточки. Дети проводят ниточки между бабочками и цветками.

Затем нужно было обвести цветки, имеющие пару. Дети обводят 2 цветка красной линией.

Затем нужно посмотреть, сколько цветков осталось без пары. Остался лишний цветок. Значит, бабочек меньше, чем цветков. Поставили знак «меньше», полоски раскрыты в сторону цветков: 2 < З.

— На сколько бабочек меньше, чем цветков? (На 1.) — На сколько цветков больше, чем бабочек? (Тоже на 1.) Второе задание выполняется фронтально.

— Что делаем сначала? (Проверяем, правильно ли посчитаны огурцы и помидоры.)

— Что нужно сделать для того, чтобы сравнить по количеству огурцы и помидоры? (Надо провести ниточки и составить пары между огурцами и помидорами. Затем нужно обвести огурцы, у которых есть пара.) Дети проделывают названные действия.

— Какой вывод можно сделать? (Что огурцов больше, чем помидоров, потому что не всем огурцам хватило пары.)

— В какую сторону раскрыты полоски? (В сторону огурцов.) Дети рисуют знак.

— На сколько огурцов больше, чем помидоров? (На 1.)

Воспитатель выставляет образец выполнения задания Д—З (1) для самопроверки.

Третье задание дети выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой д—З (2).

Ваня благодарит детей за то, что помогли ему выполнить задание, и предлагает детям отдохнуть и поиграть в игру «Живые числа».

5.4. Игра <<Живые числа>>.

Дети берут карточки с написанными на них числами по количеству детей, причем числа идут подряд, начиная с 1 (если детей в группе 10, то от 1 до 10).

— Образуйте числовой ряд.

Дети должны выстроиться по порядку слева направо от 1 до 10.

Воспитатель предлагает детям представить, что числа ожили и вышли погулять. Дети с карточками в руках ходят по группе.

После этого воспитатель останавливает их и рассказывает, что числам пора домой.

— Первым домой пришло число, которое меньше 4, но больше 2.

Ребенок, у которого в руках карточка с числом З, должен встать лицом к воспитателю.

Затем прибежало число, которое:

меньше 8, но больше 6, меньше 10, но больше 8, меньше 6, но больше 4, меньше З, но больше 1, меньше 5, но больше З, МеНЬИје 2, меньше 7, но больше 5, меньше 9, но больше 7,

больше 9.

Дети должны образовать из чисел числовой ряд.

5.5. Игра «В школу».

Дети садятся за столы по четверо.

дист к заданию 5.5. «Составь и реши задачи».

Воспитатель предлагает детям помочь Ване выполнить еще одно задание — составить и решить задачи по картинкам. Причем за каждым столом двое детей составляют и решают одну задачу, а двое остальных — другую.

Поэтому вначале дети, сидящие за одним столом, должны разбиться на пары и договориться, какую задачу выбирает каждая пара.

Детям предоставляется самостоятельность. В результате работы у каждой пары на столе должно появиться выложенное из карточек с числами решение задачи.

После выполнения задания всеми детьми воспитатель помещает на доску такие же картинки, как у детей. Показывая на первую (вторую) картинку, воспитатель задает вопрос:

— Кто решал эту задачу?

— Что в ней нужно найти? (Целое (часть) — Как найти целое (часть?

— Какое равенство у вас получилось?

Дети читают равенство, которое они выложили, воспитатель пишет на доске образец выполнения задания.

Ответы детей к 1-й задаче

Мама положила в пакет сначала З огурца, а затем 2 помидора. Надо узнать, сколько всего овощей положила мама в пакет.

Здесь неизвестно целое. Чтобы найти целое, части надо сложить. З + 2 = 5.

Ответы детей ко 2-й задаче

Было 5 морковок, зайчик съел З морковки. Надо узнать, сколько морковок осталось.

Здесь неизвестна часть. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. 5 — З = 2.

Можно спросить детей, что интересного, особенного в полученных равенствах. Дети должны заметить, что в этих равенствах одинаковые части и целое.

После самопроверки воспитатель задает вопрос:

— Кто составил равенство правильно? — Молодцы! Вы очень помогли Ване.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.

дети собираются около воспитателя.

— Кому вы сегодня смогли помочь?

— Что вам было наиболее трудно?

— Что было интересно?

Публикации по теме:

Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию «Путешествие в страну знаний» «Познавательно-исследовательская деятельность: математическое и сенсосенсорное развитие»: «Путешествие в страну знаний» Программное содержание:.

Итоговое занятие по математическому развитию в старшей группе «Поможем королеве математики» Итоговое занятие по математическому развитию в старшей группе Тема: «Поможем королеве математики» Харитонова Н. Г. Задачи: 1. Упражнять в.

Конспект НОД по математическому развитию во 2-й младшей группе «В гостях у матрёшек»Конспект НОД по математическому развитию во 2-й младшей группе «В гостях у матрёшек» Цель: Продолжать работу по обогащению сенсорного опыта (обследование предметов и выделение их величины, цвета); Задачи: Образовательные.

Конспект по математическому развитию в средней группе ОВЗ «Четырехугольник»Конспект по математическому развитию в средней группе ОВЗ «Четырехугольник» Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений Педагогическая цель: учить составлять.

Конспект занятия по математическому развитию «В гостях у Золушки» Цели: Развивать умственные способности, познавательную активность, любознательность. Поощрять стремление сравнивать, обследовать свойства,.

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Путешествие в космос» Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. Тема: "Путешествие в космос" Автор: Команда Татьяна Николаевна Цель: формирование.

Конспект занятия по математическому развитию «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» в старшей группе Тема: Путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Цель: Выявить сформированность знаний, умений и навыков по ФЭМП Задачи: - Закреплять счёт до.

Конспект НОД по математическому развитию в средней группе «Мишутка и снежинки» Программные задачи: Образовательные: • Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации). • Формировать.

Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе с использованием ИКТ «Помоги Снеговику» Программное содержание: Образовательные: • Упражнять детей в количественном счёте в пределах 10. • Продолжать учить определять признаки.

Разработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группеРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Знаки < >»
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 13:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД