алевтина белоплотова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж] и буква ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы.
Подготовила и провела воспитатель: Белоплотова А. А.
Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
«Золотой петушок» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по
Республике Марий Эл»
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [ж] и буква ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Тема: «Звуки «ж», «жь» и буква
«ж».[/h4][/h4]
Программные задачи:
- Познакомить с новыми звуками и буквой «ж». Дать понятие, что это твердый звук, но имеет парного мягкого. Упражнять в чтении слогов и слов с этой буквой.
- Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, логическое мышление, связную речь и мелкую моторику.
- Воспитывать у детей усидчивость, активность, интерес к родному языку.
Оборудование к занятию:
Рабочие тетради, медиаторы, счетные палочки, аквариум (по Е. Е. Шулешко, ручки.
Ход занятия:
1. Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
-Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длиться до вечера!
Воспитатель: Ребята, давайте все улыбнёмся друг другу.
Дети: улыбаются.
2. Воспитатель : Скажите пожалуйста, как жужжат жуки?
Дети: ж-ж-ж, ж-ж-ж… .
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой «ж».
Воспитатель: В стране жужжандия жил- был звук «ж».
Жужжал, жужжал звук «ж», скучно ему стало. С кем бы подружится? Мы сможем ему помочь?
Ответы детей: (сможем, поможем).
Воспитатель: Сначала познакомим его с гласными звуками. Они написаны на доске, назовите их.
Дети: жа, жо, жу, жи, же.
Воспитатель: Правильно.
3. Задание дополни слог.
Воспитатель: А сейчас познакомим звук «ж» с будущими друзьями. Если к слогу «жу» пригласим звук «к». Какое слово получится?
Дети: слово (жук).
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А теперь будем сочинять слова со звуком «ж». Я буду называть слог, а вы следующие.
Дети: Называют следующий слог: жа (ба, у (жи, жи (раф, же (ня, же (на, е (жи) и т. д.
Воспитатель : Молодцы!.
4. Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: Дети, я вам читаю предложение, а вы мне говорите недостающее слово:
Вяжет мама длинный шарф
Потому что сын …. (жираф,
И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по ….(животикам,
Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать босиком по (лужам).
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе (живот).
Дети: Отгадывают слова.
Воспитатель: Все справились, молодцы. А теперь скажите мне пожалуйста, на какой звук начинались все эти слова?.
Дети: на звук «ж».
Воспитатель: Всё правильно!
5. Воспитатель: Отгадайте загадки.
а) Он высокий и пятнистый
С длинной, длинной шеей,
И питается он листьям, листьями деревьев.
Дети: слово жираф.
б) Шесть ног без копыт
Летит жужжит
Упадет - землю роет.
Дети: жук.
Воспитатель: Молодцы. Какой звук в начале этих слов?
Дети: звук «ж».
Воспитатель: Ребята, звук «ж», согласный, твердый, звонкий.
Воспитатель: Давайте, все вместе произнесём чистоговорку.
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Жи-жи-жи- под кустом сидят ежи,
жу-жу-жу- молоко дадим ежу.
Дети: Повторяют вместе с воспитателем.
6. Игра «Кто внимательный?» Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.
Слова: ужи, стрижи, кошка, ножницы, цапля, ежи, снежинка, лыжи, жук, жамок, лиса, карандаш.
Дети: отвечают по -одному.
7. Воспитатель: Ребята, вставайте все в круг, немного с вами отдохнём, разомнёмся. Физкультминутка: Раз - подняться, подтянуться, два-согнутся, разогнуться,
Три-в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре- руки шире, пять0 руками помахать
Шесть- на стульчик сесть опять (соответствующие движения).
Воспитатель: Садитесь на стульчики, сейчас мы с вами поработаем с аквариумом. Ко мне выйдут два человека. На листочке зашифрованы слова, а вы должны по этим числам найти слово. Дети: выполняют задание.
Воспитатель: Остальные ребята в это время достают счётные палочки, которые лежат на столах и выкладывают букву «Ж», затем пытаются выложит слово «жук».
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.
8. Знакомство с буквой «ж».
Воспитатель: На что похожа буква «Ж»? Скажите, как вы думаете?
Ответы детей…
Воспитатель: 1) Это-Ж,
Это- К,
Целый жук и пол жука.
2) Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж….
9. Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат медиаторы. Обведите пожалуйста медиатор, дорисуйте ему лапки, и голову, а внутри заштрихуйте прямыми линиями.
Дети : работают в тетрадях.
10. Итог:
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?
- С каким новым звуком и новой буквой мы сегодня познакомились?
-Что вы интересного для себя узнали сегодня?
Дети: Ответы детей…