Осина Светлана
Конспект занятия по обучению грамоте «Закрепление и обобщение изученного за год»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: закрепить и обобщить знания детей по развитию речи и грамоте за год : умение делать фонетический анализ слова; знание букв русского алфавита; умение составлять слово, имея в наличии несколько слогов для комбинаций; умение делить слова на слоги и расставлять в них ударение; умение читать схему предложения; составлять по схеме предложения, различные по цели высказывания; умение объяснить наличие заглавной буквы в начале предложения и при написании имен собственных; умение слышать звук в слове (в начале, в середине, в конце слова); умение объяснить смысл прочитанного.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Закрепление и обобщение изученного за год“» размещена в разделах
Оборудование: фишки синего, красного и зеленого цветов для фонетического анализа слова; картина с изображением зоопарка; магнитные фигурки животных; карточки с изображением различных предметов для демонстрации при угадывании звука в слове; карточки-рисунки «тарелки», «паук», «пчела», «арбуз»; карточки - буквенные записи с аналогичными словами как раздаточный материал; листы для раздачи с записью чистоговорок; изображение схем предложений на формате А 3 для демонстрации; листы со словами, в которых пропущены буквы для раздачи; «слоги-яблоки» магнитные для демонстрации и каждому для раздачи; свиток с записью пословицы для демонстрации
Ход занятия.
-Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда, вы мне сейчас сами попробуете ответить, отгадав загадку.
Здесь прекрасные соседи:
Волки, зайцы и медведи,
Аистята и лисята,
И веселые тигрята,
И слоны, и попугаи-
Где, скажите, так бывает? (В зоопарке).
-Правильно. Мы отправляемся на экскурсию в зоопарк. И первым на нашем пути встречается….(медведь).
-Молодцы. Медведь хочет получить документ на право проживания в зоопарке, но не знает, как же ему записать свое имя. Дети, давайте попробуем всеми возможными способами назвать медведя. (Медвежонок, Мишутка, Мишенька, Миша и т. д.).
-Ребята, давайте запишем имя медведя как «Миша». А печатью в документе будет звуковой анализ слова. (Один ребенок пишет и делает звуковой анализ на доске, остальные - на готовых бланках за партами).
-Объясните, почему мы записали слово «Миша» с заглавной буквы….)
-Дети, а вдруг кто-то возьмет паспорт нашего Миши и не сможет правильно произнести его имя. Что еще нужно указать специальным значком в этом слове, чтобы сомнений в произношении не возникало.
(Ударение).
-Верно, теперь уже никто не назовет Мишу Миша.
- А теперь нам встречается…. (Муравей).
Муравей просит вас угадать, кто же является его друзьями. А друзья муравья- это все слова, в которых есть звук, на который оканчивается его название. На какой звук оканчивается слово «муравей»(Й).
Я буду сейчас показывать вам карточки с изображениями предметов, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда увидите изображенный предмет, в названии которого есть звук Й. (Показываю карточки
КЛЕЙ, ЙОГА, ЙОД, ТЕТРАДЬ, КНИГА, ЖАБА, РУЧЕЙ, МАЙКА, ЛЕЙКА. Слова-картинки с Й вывешиваю на доску).
-Муравей говорит вам: «Спасибо». Благодаря вам у муравья появилось много новых друзей.
- А вот следующий зверек в зоопарке встречается нам. Кто это? (Это белочка).
-Это белочка не простая. Это белочка-поэтесса. Она сидит на веточке и сочиняет стихи. Но что-то у нее с рифмами туговато. Давайте ей поможем. Белочка будет начинать строчку, а вы продолжать и выбирать из предложенных вам карточек со словами нужную, поднимая ее вверх. А я в свою очередь буду показывать вам нужные рисунки-слова.
Кошка помогала белке.
Перемыла все (тарелки).
Летать над лугом начала
Трудолюбивая (пчела).
Знает каждый карапуз-
На бахче растет (арбуз).
Ткань ткет, не покладая рук,
Трудолюбивый ткач – (паук).
-Молодцы. А вот кто же встретится нам дальше. Попробуем отгадать, записав рядом буквы, с которых будут начинаться ответы в загадках.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна). (Дети записывают на доске В, т. к. с этой буквы начинается отгадка).
Листья пожелтели,
Поля опустели,
Птицы улетают…
Когда это бывает? (Осень). (Запись на доске буквы О).
Висит груша, нельзя скушать. (Лампочка). (Запись на доске буквы Л).
В огороде вырос он.
Сам, как свинка, хвост-крючок. Что за овощ?. (Кабачок). (Запись на доске буквы К).
Получилось ВОЛК.
-Волк предлагает вам прочитать чистоговорки, записанные на листочках, а потом вместе произнести их хором. (Детям дается 2-3 минуты на прочтение записей, после чего дети хором читают вслух).
Ва-ва-ва- у реки растет трава.
Ву-ву-ву- лягу спать я на траву.
Вы-вы-вы- нету лучше той травы.
-Отлично. Но кто же спрятался в следующем вольере? Давайте внимательнее посмотрим.
Гимнастика для глаз.
Зажмурьте сильно глаза и после широко их откройте (3-5 раз).
-Да это зайчишка-трусишка. Он, наверное, услышал рычание волка и испугался так сильно, что растерял все слова из схем предложений, которые подготовил для нас. Давайте поможем зайцу придумать предложения по следующим схемам:
Схемы вывешиваются на листе формата А3 на доске.
(По ходу задания ведется беседа о заглавной букве в начале предложения, о знаках препинания в конце, о количестве слов и их взаимосвязи).
-А вот и хитрая лиса. Она, как всегда, что-то скрывает. А скрывает она буквы в словах. Давайте попробуем восстановить эти слова, вставив на место пропусков нужные буквы.
…НИГА
ТЕ…РАДЬ
ПЕНА…
УЧЕН…К
…КОЛА
Один ребенок работает у доски с записанными заранее словами, остальные на распечатках за партами.
-Дети, а как между собой могут быть связаны все эти слова)
-А как приятно встретить в зоопарке запасливого ёжика. Ёжик несет на своих иголках яблочки со слогами и знак препинания, соединив которые в нужном порядке, мы получим предложение.
Же ла ю ус пе ха!
-Что же мы прочитали? (Желаю успеха)
- Молодцы. И вот мы добрались до двери в дупло мудрого филина. Но, кажется, его нет дома. Смотрите, дети, филин оставил нам какую-то записку. Вынимаю свиток с записью и вывешиваю его сверху доски:
Азбука- ступенька к мудрости.
(Один из детей читает, после чего дети объясняют, что это пословица и раскрывают ее смысл).
Итог занятия.
Звучит фонограмма «Сюрприз». Входит смотритель зоопарка и раздает детям памятные призы, подводит итоги занятия.
Памятный приз-задание на бланке грамоты :
3 10 5 9 4 8
3+1= д
5-2= п
6+3= е
7-2= б
10+0= о
8-0= а