Людмила Кондратьева
Конспект занятия по обучению пересказу дошкольников с ЗПР рассказа «Петя помог» посредством использования мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению пересказу дошкольников с ЗПР рассказа «Петя помог» посредством использования мнемотехники
Цель: Формирование навыка пересказа рассказа с использованием мнемотехники.
Задачи:
Коррекционно-обучающие :
- активизировать речевую деятельность детей;
Публикация «Конспект занятия по обучению пересказу дошкольников с ЗПР рассказа „Петя помог“ посредством использования мнемотехники» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл рассказа;
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами;
- упражнять детей в выстраивании плана содержания рассказа по мнемотаблице.
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки подробного пересказа с опорой на мнемотаблицу рассказа;
- развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- развивать память, внимание, творческое мышление;
- развивать положительную установку на участие в занятии;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения между педагогом и детьми;
- воспитывать любовь к животным, к природе.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор признаков, синонимов, прилагательных).
Оборудование: мольберт, предметные картинки к тексту, мнемокарточки, игра «Собери картинку», герой Символик, мнемокарточки, мнемотаблица.
Предварительная работа:
- Чтение рассказа «Петя помог»;
- Рассматривание иллюстраций;
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром;
- Лексико-грамматические упражнения.
Лексический материал: Существительные: ласточка, гнездо, птенчик.
Глаголы: выглядывать, падать, кружиться, пищать, посадить, кормить.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети все вместе
Взялись за руки, друзья,
Встали в круг: и ты, и я.
Ждут нас игры и успех, радости, улыбки, смех.
Слышится стук в дверь.
П: - Ребята, к нам кто-то пришел. Символик принес письмо. От кого оно? (Педагог открывает конверт) От лесных жителей, в лесу случилась беда. Птенчики выпали из гнезда, и просят нас о помощи.
П: - Поможем? (Ответы детей). Здесь в конверте для нас задание, если мы справимся, то поможем лесных жителям и спасем птенчиков.
2. Подготовка к восприятию текста
Игра «Собери картинку» (на картинке птенцы в гнезде, 6 частей)
П: - Ребята, вы молодцы! Посмотрите что нарисовано на картинке?
Д: - Птица, птенчики, гнездо.
П: - Как называется птица?
Д: - Ласточка.
П: - Каких птиц вы знаете еще? (Ответы детей)
П: - Как называют детенышей птиц?
Д: - Птенчики.
П: - Как называется дом птенчиков?
Д: - Гнездо.
П: - Ребята, как вы думаете оком мы будем читать рассказ?
Д: - О птицах.
П: - Ребята, рассказ будет о птенчиках и птицах, а называется рассказ «Петя помог», вы внимательно послушайте рассказ и скажите, почему он так называется?
3. Чтение рассказа
Над окном одного дома было ласточкино гнездо. Из гнезда выглядывали четыре птенчика.
Вдруг один птенчик упал из гнезда. Ласточкам жалко было птенчика. Они кружились над ним и пищали, но помочь не могли.
Это увидел Петя. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Ласточки весело защебетали и стали кормить птенчика.
4. Беседа по содержанию
Что было над окном одного дома? (Ласточкино гнездо)
Кто был в гнезде? (Птенчики)
Что случилось? (Птенчик упал из гнезда)
Как поступили ласточки? (Ласточкам стало жалко птенчика, они кружились, пищали над ним, но помочь не могли)
Кто помог птенчику? (Петя)
Как помог Петя? (Петя поднял птенчика и посадил в гнездо)
Что потом делали ласточки (Ласточки весело защебетали и стали кормить птенчика)
П: - Ребята, почему же рассказ называется «Петя помог»?
Д: - Рассказ называется так, потому что Петя спас птенца и посадил его в гнездо.
П: - Ребята, и Петя и мы с вами помогли птенчикам, пора нам отдохнуть и поиграть в игру «Птички».
5. Физкультминутка «Птички»
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят,
И тихонько все летят.
(Дети «разлетаются» - машут руками, как крыльями.)
6. Повторное чтение рассказа. Составление плана-рассказа по мнемотаблице.
П: - Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти мнемокарточки.
В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается план рассказа из мнемокарточек в мнемотаблицу.
7. Коллективное составление алгоритма рассказа.
П: - С чего начнем мы наш рассказ?
- Что было дальше? И т. д.
В своих ответах дети опираются на мнемокарточку, таким образом, закрепляя в ней главную мысль каждого предложения, которое оформляется фразой.
Педагог: - С чего начнем мы наш рассказ?
- Что было дальше? И т. д.
В своих ответах дети опираются на схемы.
8. Итог занятия.
Педагог: - Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали?
- Вам понравился рассказ?
- Мне и Символику понравились ваши рассказы. Молодцы, ребята! До скорой встречи!
В конце занятия детям домой раздаются мнемокарточки для закрепления пересказа текста с родителями в свободное время.