Лучший педагог года

Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной группы «Гончарное ремесло Египта»

Мария Манина
Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной группы «Гончарное ремесло Египта»

Программное содержание

• Познакомить детей с Арабской Республикой Египет, ее геральдикой и достопримечательностями.

• Познакомить с историей возникновения глиняной посуды; с работой гончара, с основными этапами производства глиняной посуды.

Материалы.

Географическая карта, макет самолета, глиняный горшок, «волшебная палочка», глина, доска для лепки, слайды.

Ход занятия.

Ребята! Для того чтобы узнать чему посвящено наше сегодняшнее занятие я предлагаю вам отгадать загадки.

В земле я родился,

В огне закалился.

Горшок

(показ глиняного горшка)

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной группы „Гончарное ремесло Египта“» размещена в разделах

Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи.

(Гончар.)

Сегодня наше занятие посвящено гончарному ремеслу. Кто знает, в чем заключается гончарное ремесло? (в изготовлении глиняной посуды).

Гончарное ремесло – это изготовление глиняных изделий.

Самые первые горшки из глины были изготовлены людьми около десяти тысяч лет тому назад. Для того чтобы зерна не высыпались через щели в корзинах, кто-то додумался смазывать внутреннюю часть плетеной корзины мокрой глиной. Одна из таких корзин попала в огонь. Деревянные прутья корзины, сгорели, а глиняная часть сохранилась. Более того, она стала твердой. Так, и появилось на свет первое произведение гончарного ремесла.

Кто помнит, в какой стране первой стали выпекать хлеб? Египте)

Правильно в Египте. И родиной гончарного производства принято считать Египет. Давайте мы с вами, сейчас и соверши туда путешествие. Кто покажет на карте нашу страну? (один ребенок показывает Россию на карте).

А вот здесь расположен Египет (показ на карте). Мы отправимся туда на самолете.

Египет - официальное название Арабская Республика Египет.

Перед вами флаг Египта. Посмотрите, он состоит из трех полос (показ слайда№3). Кто скажет, как называется такой флаг? (триколор). Флаг Египта - триколор. А в каких странах флаг тоже триколор, в какие цвета раскрашены флаги? (в России флаг бело – сине – красный, а в Италии - зелено – бело - красный, (показ слайда №4).

Давайте посмотрим на Герб Египта (показ слайда №5) - Золотой орел – символ египетского султана (правителя). А на гербе, какой страны тоже изображен орел? (на гербе России).

В чем отличие орла на гербе России и Египта? (на гербе России изображен двуглавый орел).

Столица Египта – город Каир. В аэропорту Каира совершает посадку наш самолет. Давайте с вами совершим небольшую экскурсию по столице Египта.

Мы с вами находимся на главной площади Каира - Тахрир (показ слайда №6). Кто скажет, как называется главная площадь Москвы? (Красная площадь).

Посмотрите на следующую достопримечательность (показ слайда №7). Как вы думаете, что это за здание? (дом, дворец, резиденция президента). Да. Перед вами резиденция президента Египта.

Кто скажет, что такое резиденция? (это место, где работает президент). Как вы догадались, что это президентский дворец? (над зданием поднят государственный флаг Египта).

Какие достопримечательности Москвы вы можете назвать? (Красная площадь, Спасская башня, Большой театр)

Главными достопримечательностями Египта являются пирамиды. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид.

Самые известные из пирамид расположены на окраине Каира, именно здесь стоят три великие пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина. (показ слайда №8)

Крупнейшая из них - пирамида Хеопса, второго фараона. Кто знает, кто такие фараоны? (древние правители Египта). Охраняет пирамиды фараонов Большой Сфинкс Египта (показ слайда №9, всемирно известный памятник, вырубленный из монолитной скалы с телом льва и головой человека.

Но для того, чтобы нам узнать, как появилось гончарное ремесло нам надо перенестись из современного Египта в Древний Египет, туда, где жили фараоны. И поможет нам в этом волшебная палочка.

Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре-

Полетели, закружились

дети шагают на месте.

Шагаем на месте и машем руками вверх, вниз, изображая крылья.

Дети машут руками и кружатся на месте.

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное. Кто напомнит, какой материал использовался для изготовления первой посуды? (глина).

Делали ее из самой простой глины, которая встречается на берегах озер и рек. Но, оказывается, просто глина не годится для изготовления посуды. Она при высыхании в огне трескается, и, конечно, горшок будет протекать. Для того чтобы глина стала прочной в нее нужно добавить мелкий песок, растертые ракушки и мелко - рубленую солому. Такой материал – глина с добавками и будет называться керамикой. Придать куску сырой глины форму кувшина или хотя бы простого горшка было нелегко. Обычно гончар, взяв комочек глины, путем выдавливания средней его части и осторожного сдавливания боков вылеплял днище. Затем к краю днища мастер начинал прилеплять раскатанные полоски глины и так постепенно получал стенки. Затем горшок заглаживали руками и наносили узоры острой палочкой, гребенкой или обматывали вокруг горшка веревку. В конце концов, выходил грубый сосуд. (Демонстрация изготовления глиняного горшка)

Люди постоянно думали, как им добиться того, чтобы горшок был ровным и красивым. В развитии гончарного производства большую роль сыграло изобретение гончарного круга. Сначала мастер прилеплял к готовому днищу кусочек глины и, вращая днище левой рукой, правой обводил кусочком по спирали, постепенно вылепляя грани горшка. При этом способе изделие выходило более ровным. Потом пришли к мысли, что процесс лепки значительно упростится, если заставить этот диск вращаться вместе с заготовкой — так был изобретен простейший ручной гончарный круг. Одной рукой мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой начинал лепку. Благодаря этому, работа заметно ускорилась и улучшилась. При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной. (Показ слайда №10)

Новым шагом на пути совершенствования гончарного искусства стало изобретение ножного круга. Усевшись рядом с кругом, гончар опирался ногой в нижний круг и вращал его. За счет этого вращался и верхний круг с заготовкой. (Показ слайда №11,12,13).

Как вы думаете, после того, как гончар снимал горшок с круга, его можно было использовать для приготовления в нем пищи? (нет нельзя). А почему? (горшок мог треснуть, глина пачкалась).

Правильно. Такой сосуд был непрочным. Для придания прочности, его сначала сушили, а затем обжигали.

Как вы, думаете, это делали? (в печке, на костре).

Первоначально это делали, прямо на земле - на костре (показ слайда №14). Но у такого способа есть свои недостатки: нужно было много людей и очень много дров. Ясно, что сушить и обжигать в печи удобней. Начало таким печам было положено ямами в земле. (Показ слайда №15) .Позже его стали производить в специальных печах. (Показ слайда №16)

Кроме обжига, для придания прочности, использовалось покрытие глазурью (т. е как бы стеклянной коркой). До изобретения глазури, по одному из древних рецептов, готовый горшок заполняли молоком и ставили в печь томиться. Внутри глиняного сосуда образовывалась жировая пленка, которая предотвращала впитывание глиной любой другой жидкости. Но со временем пленка выгорала, и сосуд снова давал течь. Люди долго не могли найти способ, чтобы сделать горшки прочными.

Но однажды, помощник египетского гончара, который не был очень аккуратен, уронил сосуд из сырого глиняного теста в случайно оказавшуюся под ногами смесь песка и соды. И потом, не сумев полностью его отчистить, сунул гончарное изделие в печь для обжига. В результате горшок оказалась покрытый тонкой стеклянной коркой-глазурью.

Египтяне считали горшок одним из главных атрибутов жизни. Они не только готовили в нем еду, но и еще хранили всякие ценные вещи. Украшали горшки во время лепки. Налепляли на него какую – ни будь фигурку (показ слайдов №16, наносили узор специальной палочкой, а потом разукрашивали его. Сначала в росписи встречались лишь геометрические фигуры. Потом сосуды стали украшать изображениями священных животных: барана, быка, крокодила, коровы, змеи, рыбы и т. д. (Показ слайдов №17,18,19). Вот так делали горшки в Египте. Современные Египетские гончары изготавливают уже вот такие красивые изделия

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной коррекционной группе «Зоопарк»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной коррекционной группе «Зоопарк» Цель: расширение представлений детей о зоопарке, как о части системы охраны животных. Задачи: • формировать представления детей о многообразии.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «История древнего Египта»Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «История древнего Египта» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Конспект открытого занятия по окружающему миру «Огонь — друг, огонь — враг» для детей второй младшей группыКонспект открытого занятия по окружающему миру «Огонь — друг, огонь — враг» для детей второй младшей группы Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Задачи: Обучающие: - учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; - правильно.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «В мире насекомых»Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «В мире насекомых» Цель: Продолжать расширять знания о многообразии насекомых. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с особенностями строения насекомых.

Конспект занятия по окружающему миру для младшей группы «Знакомство со снегом и зимой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для младшей группы «Знакомство со снегом и зимой». Задачи: Формировать у детей первые.

Конспект занятия по окружающему миру «Любимые игрушки» для детей младшей группы Тема “Любимые игрушки” Задачи: знакомить детей с предметами ближайшего окружения - игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку.

Конспект занятия по окружающему миру «У бабушки в гостях» для детей младшей группы Тема “У бабушки в гостях” Задачи. Формировать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, развивать речь,.

Конспект занятия по окружающему миру «Зима. Тепло оденем куклу» для детей младшей группы Тема “Зима. Тепло оденем куклу” Задачи. Уточнить представления о зиме, её признаках; учить отмечать погодные условия, различать сезонную.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Что такое часовые стрелки»Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Что такое часовые стрелки» Задачи: Дать детям элементарные знания о времени; показать разные виды часов; рассказать для чего нужны стрелки, сколько их, какие, в каком.

Конспект занятия по окружающему миру «Предметы природы. Шишки» с детьми второй младшей группыКонспект занятия по окружающему миру «Предметы природы. Шишки» с детьми второй младшей группы Занятие – Предметы природы. Шишки. в рамках дополнительного образования «Маленький коллекционер» с детьми второй младшей группы №2 «Фиксики».

Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной группы «Гончарное ремесло Египта»
Опубликовано: 12 июня 2023 в 22:45
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД