Получи документы

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей комбинированной группы «Весна. Весенние заботы»

Елена Кондакова
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей комбинированной группы «Весна. Весенние заботы»

"Весна. Весенние заботы".

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 102 комбинированного вида»

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим миром

для детей старшей комбинированной группы «Пчелка»

Тема: «Весна. Весенние заботы»

Автор-составитель:

воспитатель Кондакова Е. В.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей комбинированной группы „Весна, Весенние заботы“» размещена в разделах

г. Новосибирск, 2021

Виды деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательная, закрепление ранее изученного материала, музыкальная, трудовая.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Предварительная работа:

наблюдение за природой на прогулках, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о весне. Заучивание детьми стихотворений, пословиц и поговорок о весне и труде людей.

Цель: обобщение имеющегося у детей представления о весне; о весенних заботах людей; развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения речи.

Программные задачи:

Образовательные: закрепить представления детей о весне и её признаках, о труде людей весной; знания по теме «Овощи», «Огород», а так же о звуках, их цветовом обозначении, о счете в пределах 10, о составе числа и геометрических фигурах; дать новые понятия «ранняя весна, середина весны, поздняя весна», уточнить и расширить словарь по их признакам, активизировать речь; вызвать у детей интерес к окружающему миру.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие целостного мира природы и его охраны и сбережения, внимание, память, воображение детей, образное мышление, умение извлекать информацию из текста посредством стихов, пословиц, поговорок и загадок, связную диалогическую речь, словарный запас детей, а так же общую моторику и мелкую моторику рук.

Воспитательные: прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, формировать навыки сотрудничества, воспитывать самостоятельность, инициативность, а так же способствовать формированию таких качеств, как трудолюбие, чувство взаимоуважения и взаимопомощи, и желания помогать взрослым.

Материалы и оборудование: магнитофон, аудиозапись произведений: «Весенний хоровод», сл. и муз. Насауленко, «Чудесная песенка», муз. Ю. Пастернака; картинки с изображением признаков весны, магнитная доска с магнитами, мольберт; кружочки красного, синего и зеленого цвета из цветной бумаги; муляжи овощей, салфетки, пластиковые тарелочки, пластиковые стаканчики с землей, семена, деревянные палочки для мороженого с наклеенными на них картинками «веселые овощи» из бумаги, разнос с заготовками импровизированных грядок из разрезных картинок с овощами, лейки с водой, карточки с цифрами, игрушка Чиполлино, мяч, медали.

Словарная работа: весна - красна, капель, грач горластый, старина, река ревет, оделся сад, ледоход, оттепель, ручьи, проталина.

Методические приемы: художественное слово (стихи, пословицы, поговорки и загадки про весну, овощи, труд людей, вопросы, игра, анализ.

Ход занятия:

(1часть)

(Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом)

- Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. И Чиполлино. Мы уже встречались с ним на предыдущих занятиях. А как надо встречать гостей? Надо поздороваться. Правильно себя вести, не шуметь, не баловаться, чтобы гости остались довольны. А еще красиво сидеть на стульчиках, держать спинку прямо. И конечно, показать нашим гостям и Чиполлино, что вы знаете и умеете. А у нас сегодня с вами будет очень много интересного. И Чиполлино к нам пришел со своим сюрпризом. А каким, узнаете позднее, а пока он будет смотреть и слушать, как вы работаете.

Послушайте стихотворение.

Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня (Весна).

- Правильно, Весна. И сегодня мы вместе порадуемся весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. А сейчас закройте глаза и представьте, что вы на весенней полянке. Открывайте глаза и давайте все улыбнемся и скажем: «Здравствуй, весна

- А Вы любите весну? А какая весна? (Солнечная, радостная, веселая, красивая и т. д.)

- А какие признаки весны вы знаете?

(Ответы детей. Солнце светит ярко! Оттепель. Тают сосульки. Капель. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка. Распускаются почки, появляются листочки. Расцветают подснежники).

- Ребята, сколько у нас весенних месяцев? (Три)

- А сей час послушайте загадки, которые приготовили для вас ребята.

О каком месяце говорится в загадке:

Дует теплый ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает

Что за месяц, кто узнает? (Март)

- Ребята, а вы знаете, как в старину называли этот месяц (капельник, протальник). А почему? Как вы думаете? (ответы детей).

- Месяц Март – это ранняя весна.

Словарная работа: грач горластый – громко кричит, снег худеет - тает).

- Следующая загадка:

Яростно река ревет и разламывает лед,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришел (Апрель)

- Верно – это месяц апрель – середина весны. Ребята, а этому месяцу люди раньше придумали такое название (водолей, снегогон) Объясните, почему? (ответы детей).

( Словарная работа: - Ребята, а река умеет реветь? А на какой вопрос отвечает река: «кто?» или «что?» Река ревет – шумит, сильное течение создает шум, похожий на рев зверя, ледоход).

- Следующая загадка:

Зеленеет даль полей, запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это (Май)

- Да, ребята, это май. Это уже поздняя весна. И в старину этому месяцу дали красивое название (цветень, травень) Как вы думаете почему? (ответы детей).

( Словарная работа: - Ребята, а что значит, в белый цвет оделся сад? Начал цвести белыми цветочками и, как-будто бы, надел белый наряд, белую одежду).

- В каждой из этих загадок отмечены характерные особенности каждого месяца. Вы молодцы, все правильно разгадали и рассказали!

- А сейчас немного отдохнем и встанем в весенний хоровод.

(Весенний хоровод в сопровождении песенки с движениями).

- И в этой песенке тоже мы слышим о приходе весны и об ее приметах.

Игра «Раздели слова на слоги».

- Ребята, но прежде, чем мы начнем играть в эту игру, давайте разогреем язычок!

Упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Лопатка»

- Ребята, язычок наш разогрелся, сейчас мы поиграем в игру «Раздели слова на слоги».

- Мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются? (Слоги). Я буду называть слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки. ( Слова: капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник).

«Покажи звук»

(карточки с цветовым обозначением звуков)

- А сейчас я называю слово, а вы должны будете произносить первый звук в нем, определить, какой он: гласный, согласный твердый, согласный мягкий, и поднять соответствующий звуку кружок. Давайте вспомним, какие звуки мы обозначаем красным цветом? (Гласные). Синим (Согласные твердые звуки). А зеленым? (Согласные мягкие звуки). А как определим глухой звук или звонкий? (Мы прикладываем руку к горлышку и, если горлышко «звенит», то звук звонкий. Если горлышко «не звенит», то глухой. Игра проводится с теми же словами, что и в предыдущей игре: капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник).

- Ребята, мы с вами много говорили об изменениях, которые происходят в природе весной в мире животных, птиц, растений. Вспомните, поговорки и пословицы о весне :

(ответы детей)

- Увидел грача – весну встречай.

- Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

- Весна и осень – на дню погод восемь.

- Зима снегом богата, а весна водой.

Объясните, как вы понимаете эти пословицы? (Ответы детей).

Игра «Что лишнее?»

- Ребята, сейчас я хочу вам предложить поиграть в игру «Что лишнее?» Я буду называть предметы и явления, которые относятся к весне, но могу и допустить ошибку, и только самые внимательные смогут найти эту ошибку.

- Капель, декабрь, почки, солнце светит ярче;

- Грач прилетает, проталины, в лесу медведь проснулся, сильные морозы;

- Март, Апрель, Весна, Май.

- Молодцы, кто был внимателен, вы правильно нашли, какое явление было лишним.

2 Часть.

- Очень много в это время года и у людей забот. Послушайте рассказ, который называется

«Весенние заботы»

Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить овощи: картошку, лук, свеклу и др. В саду окопать деревья, обрезать сухие ветки, а на клумбах вырастить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое и осень с урожаем, а зима с запасами.

Вопросы: 1. Что делают люди в огороде?

2. Что делают люди в саду?

3. Для чего они все это делают?

(Ответы детей).

- А теперь послушайте, какие пословицы о весенних заботах придумал народ?

- Весной не поработаешь – зимой не поешь.

- Кто весной не пролежит – целый год сыт будет.

- Ребята, а как понимать эти пословицы, о чем они говорят? (Ответы детей).

- Хорошо, ребята, вы молодцы, а сейчас мы с вами отправимся в огород.

Игра на развитие общей моторики: (дети встают около стульчиков)

Пойдем с тобою в огород,

Немало там у нас растет,

Возьмем лопаты, тяпки,

Взрыхлим, прополем грядки,

Потом польем из лейки

И сядем на скамейке. (Дети садятся на стульчики)

- Ребята, а сейчас отгадайте загадку.

В огороде вырастаем.

Нас сажают, поливают.

А когда мы созреваем,

Крошат нас в салаты,

Варят с нами щи.

Мы вкусные, полезные… (овощи).

- Ребята, посмотрите, что находится на столе у Чиполлино ( муляжи овощей: лук, морковь, томат, огурец и т. д.) Как назвать это одним словом (Овощи).

- Верно, это овощи. Где они растут (в огороде на грядках).

- Конечно, у нас пока еще нет возможности сажать что-либо в огороде, потому что еще холодно, снег не растаял, но зато мы можем вырастить овощи, зелень, цветы на нашем подоконнике. А когда придет время, в мае, когда уже будет тепло, их можно будет высаживать в открытый грунт, в землю на огороде, в саду или на нашей прогулочной площадке.

- Что же нужно растениям для роста? (свет, тепло, вода).

- А чем полезны овощи? (в них много витаминов).

- Ребята, а вы хотите почувствовать себя садоводами-огородниками и сами посадить семечко какого-нибудь растения, а потом ухаживать за ним, поливать и наблюдать, как оно будет прорастать и что из него вырастет.

3. Часть:

- А теперь подойдите к столам, посмотрите, что находится перед вами. Вот и сюрприз Чиполлино. Он приготовил для вас семена разных овощей и стаканчики с землей.

- Ребята, обратите внимание на семена, они очень маленькие и только от нас зависит, вырастет ли из него вкусный и полезный овощ. Сажать растения очень ответственное занятие, ведь и наше настроение влияет и на их рост и развитие.

- Мы с вами сейчас зарядимся бодростью и хорошим настроением (динамическая пауза «Мы маленькие зерна»)

- Мы маленькие зерна, сидим пока в земле,

Вот солнце пригревает, и мы растем в тепле,

Боимся непогоды мы – грозы, ветров и вьюг,

Из этих зернышек растут морковь, цветы и лук.

- Теперь мы готовы к посадке наших зернышек в землю.

- Ребята, посмотрите на наши веселые домики – стаканчики для семян, которые приготовил для вас Чиполлино. Каждый из них отличается своим веселым овощем. Вы можете выбрать любой понравившийся вам. Пожалуйста, старайтесь уступать друг другу, если, вдруг, вам понравится один и тот же стаканчик.

- Ребята, посмотрите, как правильно посадить семечко, чтобы оно начало прорастать. Мы палочкой сделаем луночку, домик для семечка. Аккуратно положим семечко в лунку и присыплем его землей и немножко уплотним, чтобы семечко быстрее начало прорастать и хорошо укореняться.

- А что нужно сделать еще, чтобы семечко начало прорастать? (Ответы детей : полить и поставить на солнышко, в теплое светлое место).

- Каждый день мы будем наблюдать за их ростом, поливать, рыхлить землю.

-А теперь мы наши стаканчики поставим на волшебные грядки, в огород, который приготовил для нас Чиполлино.

- Ребята, посмотрите, что это за числа находятся около грядок? Что они означают, как вы думаете? Чиполино что-то придумал и, видимо, загадал какую-то загадку. (Около каждой грядки лежит число, означающее, сколько стаканчиков поместится на каждой грядке: 5; 6; 4.

…+… = 5; …+… = 6; …+… = 4. (Ответы детей).

Упражнение «Состав числа»

- Ребята, а давайте покажем Чиполлино, что мы знаем, как можно получить то или иное число, например, 5. (Перед детьми на столе лежат карточки с цифрами для составления чисел разными способами. По заданию педагога дети поднимают карточки вверх).

Упражнение «Угадай форму овоща»

- Ребята, а в этом упражнении вам будет нужно провести линии от геометрической фигуры до овоща с похожей формой.

- Ребята, вы молодцы, замечательно справились со всеми заданиями.

- А сейчас поставим наш чудесный огород на подоконник, и каждый из вас сможет ухаживать за своим растением и наблюдать за его развитием. А Чиполлино будет тоже помогать следить за нашим огородом.

(Дети садятся на стульчики)

- Ребята, а пока наши растения будут расти, но сначала будут еще маленькие, давайте их ласково назовем.

Игра с мячом «Назови ласково»

- Ребята, я вам буду бросать мяч и называть овощ, а вы называйте его ласково:

- лук – лучок;

- огурец – огурчик;

- перец – перчик;

- укроп – укропчик;

- горох – горошек;

- помидор – помидорчик; (свекла – свеколка; редиска – редисочка; капуста – капусточка; тыква – тыквочка; морковь – морковочка; картошка – картошечка; баклажан – баклажанчик; чеснок - чесночек и т. д.

- Вот какой чудесный огород у нас получился. А вы теперь сами умеете сажать растения, знаете, как за ними надо ухаживать и сможете помочь своим родителям в весенних заботах, да, ребята?

Итог занятия :

Игра - рефлексия «Настроение»

«Настроение каково – во-о-о!»

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Что сегодня вам особенно понравилось на занятии?

- Что нового вы узнали?

- А что вызвало у вас затруднения?

- Все вы молодцы, очень хорошо отвечали на вопросы и потрудились. А за хорошую работу я вручаю вам медали.

(Детям вручаются медали с логотипом «Молодец»).

- А нашим гостям мы скажем спасибо и до свидания!

Конспект составлен с использованием интернет – ресурсов.

Приложение 1

Приметы весны

Март

(приметы марта)

ветер

Апрель

(приметы апреля)

Май

(приметы мая)

Приложение 2

Овощи

Приложение 3

Украшения окна «Чудесный огород»

Импровизированные грядки

Приложение 4

Весенние заботы

Приложение 5

Приложение 6

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья»Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья» Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья».2013 г. ,РСО-Алания,г. Моздок, МБДОУ №34 «Колокольчик».

Конспект НОД по окружающему миру «Весна красна пришла» в старшей группе Тема: «Весна красна пришла». Цель:уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи: образовательные: • закрепить.

Конспект НОД в старшей группе «Весенние заботы птиц» Цель: обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Задачи: -учить устанавливать связи между прилетом птиц.

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зима в лесу» Тема: «Зима в лесу» Цель: формирование целостного представления детей о том какой лес зимой. Задачи: образовательные: • закрепить и пополнить.

Конспект занятия в младшей группе по окружающему миру «Первые весенние цветы»Конспект занятия в младшей группе по окружающему миру «Первые весенние цветы» Цель: Формировать знания детей о времени года «Весна». Расширять представление детей о весенних цветах. Задачи: Образовательные: Продолжать.

Конспект занятия по окружающему миру для младшей группы «Знакомство со снегом и зимой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для младшей группы «Знакомство со снегом и зимой». Задачи: Формировать у детей первые.

Конспект занятия по окружающему миру «Осенние наблюдения за насекомыми» в старшей группеКонспект занятия по окружающему миру «Осенние наблюдения за насекомыми» в старшей группе Тема: " Кто живет в цветнике" (занятие проводится на прогулке) Цели: развивать основные понятия о насекомых, развивать у детей представления.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой» Тема: Домашние животные зимой. Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные -Обогащать словарь по теме,.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения» Ознакомление с окружающим миром по теме : «Комнатные растения» Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях, ухода за ними. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей комбинированной группы «Весна. Весенние заботы»
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 11:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД