Папки-передвижки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Соколова Рена
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Ход занятия:

Приветствие

Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся, поприветствуем их.

А сейчас,

Становитесь, дети в круг.

Крепче за руки держитесь

И друг другу улыбнитесь»

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка с письмом. Давайте для начало прочитаем письмо.

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Удивительная соль“» размещена в разделах

«Дорогие ребята я великий волшебник. Чтобы узнать, что лежит к посылке вам нужно отгадать загадку. А еще,я хочу предложить вам стать исследователями и для вас в посылке лежат волшебные шапочки. Наденете их и окажитесь в лаборатории.

Я знаю,что вы очень любознательные и для этого, у меня есть еще подарок вам, интересная презентация. Я его вам тоже выслал. Желаю вам удачи. Надеюсь новые исследования вам понравятся» Волшебник Гудвин.

Ну что ребята, начнем с загадки:

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Давайте откроем посылку и посмотрим, правильно ли мы угадали?

Да вы угадали,там соль (показывает пачки с солью)

ВОСПИТ: Сколько ее здесь. Кто скажет, какая бывает Соль?

(каменная, морская и поваренная.)

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Поэтому люди придумали пословицы о соли.

А какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без соли стол кривой и хлеб не естся.

На хлебе, на соли, да на добром слове

А чтобы больше узнать о соли, давайте посмотрим

презентацию, которое прислал нам волшебник (Показать презентацию «Удивительная соль»

Слайд2.

Соль –это полезное ископаемое, природный элемент.

Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Каменная соль. Ее месторождение находиться высоко в горах. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Слайд 3

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю.

Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

Слайд 4

Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Еще в начале прошлого века- это делалось вручную.

Слайд 5

Со временим на смену ручному труду по добыче соли, пришли современные врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы.

Слайд 6.

Добыча соли началась 25 миллионов лет назад. Одним из лучших является месторождение озеро Баскунчак.

Выжигание- раньше папуасы собирали в море куски дерева, пропитанные соленной водой, сжигали их и еще соленную золу. Похожим способом сейчас получают черную соль.

Естественное испарение- это добыча соли со дня соленых морей и океанов, где она оседает.

Вываривание- из под Земли добывают рассол, затем из него выпаривают воду и получают соль.

Добыча Каменной соли – это добыча соли в подземных рудниках, находящихся на месте высохших морей.

Слайд 7

Соль очень важна для человека. Она используется в разных направлениях

Кулинария, медицина,промышленности,косметология

Слайд 8

Применение соли:

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Люди могут дышать этим.

Слайд 9

Соль используют в народной медицине

(ингаляции, промывании носа, из нее делают солевые компрессы при ушибах, полоскание горла.)

Слайд 10

Соль полезна не только людям но и животным.

Слайд 11.

Каждый день соль нам нужна для приготовления пищи. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

Слайд 12.

Но нужно помнить,что норма потребления суточной соли

5-6 гр (это примерно 1 чайная ложка)

Слайд 13.

Еще соль используется для консервирования продуктов.

Слайд 14.

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке не поскользнулся, не упал.

На этом презентация закончилась. Вам понравилась?

Давайте мы сейчас немного поиграть, заодно и проверим, что вы запомнили.

Игра «Соль нужна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи

Ну что же, мы совсем забыли про еще один подарок от волшебника. Чтобы оказаться в лаборатории, нужно надеть шапочки. Одеваем и Проходим за столы.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью :

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

. И так внимание.

Опыт № 1 : «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о внешнем виде соли? На что похожа? Какого цвета?

(соль имеет белый цвет, частицы соли напоминают песчинки)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод. соль белого цвета, состоит из маленьких кристаллов.

ОПЫТ № 2 «Соль сыпучая, без запаха»

Понюхайте соль. Пахнет ли она? (НЕТ) Подуйте тихонько на соль через трубочку. Что с ней происходит? (Разлетается) возьмите ложку,наберите в нее соль и снова высыпьте назад.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, не имеет запаха.

Опыт №3 «Соль хрустит»

Ребята, возьмите и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похоже при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и

мы слышим хруст.

Давайте подведем мини итог: Соль белого цвета, без запаха, в виде кристаллов.

Опыт № 4 : «Соль поглощает воду»

Продолжим возьмите пустой стакан, добавьте в него2 ложки соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода (соль ее впитала)

Воспитатель: еще одно свойство, соль поглощает в себя воду.

А что будет,если воды будет много? Давайте посмотрим.

ОПЫТ №5 «Соль растворима» .

Перед вами стоят два стакана с водой: один с теплой, другой с холодной. В каждый стакан положите по 1 ложки соли и аккуратно размешайте,посмотрите, растворится ли соль. Размешайте аккуратно.

И где быстрее растворится?

Вывод: соль растворяется во всех жидкостях, но в теплых быстрее.

Опыт№6 «Выпаривание воды»

Соль в воде растворилась, мы ее там не видим, но точно знаем,что она там. Или она исчезла (нет)

Как вы думаете, а обратно соль из воды мы можем отделить?

Я сейчас вам покажу. Для следующего опыта я возьму две свечи, зажгу их. Затем в одну чайную ложку наберу обыкновенной воды, а в другую – солёной воды. Теперь я буду нагревать их.

Что должно произойти?

Что происходит с обыкновенной водой (Испаряется/)

Что происходит с соленной водой? (вода испарится, а соль останется)

Чем отличаются ложки после выпаривания воды?

Дети: Там где была соленная вода, на дне ложки остатки соли, а там где простая вода, вода испарилась и ложка осталась чистая.

Вывод: этот опыт ещё раз доказывает, что соль в воде не исчезла, а растворилась в ней. Растворив соль в воде, её можно получить вновь, выпаривая солёную воду.

ОПЫТ № 7 Соль чистящее средство»

А еще с помощью соли можно чистить посуду. Раньше когда не было жидких средств для мытья посуды, люди чистили солью посуду. Возьмем закопченную ложку, насыпем на губку соль и капнем воды,начинаем чистить ложку,промываем в чистой воде. Ложка стала чистой.

Вывод. Соль можно использовать как чистящее средство

Давайте подведем мини итог: поглощает маленькое кол-во воды, но растворяется в большом кол-ве воды, и если нагреть соленную воду,то можно соль получить опять.

Опыт № 7. «Плавающая и подводная лодка из яйца».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Вода как будто поддерживает вас. Хотите это проверить? (Да).конечно,мы не будем опускаться в воду.

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем банку с водой, насыпем туда соли 4 ложки, хорошо размешаем,яйцо опустим в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в банку с обычной водой, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (так как плотность солёной воды выше, чем плотность простой воды).

Давайте немного отдохнем исделаем физминутку в виде игры. «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Мы передохнули, продолжим.

ОПЫТ №8 «Разделяем соль от перца»

А теперь я хочу показать вам небольшое волшебство. В тарелке у меня насыпано соль и перец, все тщательно перемещено. Мы берем обычный шарик, трем его шерстяным шарфом и подносим натертый шарик поближе к тарелки с солью с перцем.

Что вы видите (перец прилипает к шарику, а соль остается на тарелке.)

Вывод: соль тяжелее перца и поэтому она не прилипает к шарику.

А сейчас я хочу пригласить вас в творческую мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем рисовать на соли и красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я размолола.

Творческая работа.

Сначало, мы порисуем. Я буду загадывать вам загадки

, а отгадки вы будете рисовать на тарелочке с солью. И получится картина нарисованная на соли. Слушаем внимательно:

1. Мы слепим снежный ком, Шляпу сделаем на нем,

Нос приделаем и в миг, получился …. (СНЕГОВИК)

Рисуем снеговика.

2. Странная звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла и пропала.

(Снежинка)

Рисуем снежинку

3. «Зимой и летом, одним цветом» (елочка)

Рисуем Елочку

А теперь, насыпьте в тарелку по 4 ложки цветного порошка. Аккуратно перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, тогда будет красиво.

Приступаем к работе.

Как красиво у вас получается!

Мы оставим эти стаканы с цветной солью на память.

Итак, скажите, с чем мы сегодня работали? (Соль)Давайте вспомним свойства соли. подходите к доске.

Нет запаха

Белого цвета

Кристалообразная

Растворитель

Выпаривать из воды

Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Вы были хорошими учеными. Всем спасибо

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие исследовательских умений детей в процессе опытнической деятельности. Задачи НОД: Образовательная область «Познание» (формирование.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Замерзание жидкостей» Цели: познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей Задачи: -развивать интерес.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Замерзание жидкостей» во второй младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Замерзание жидкостей» во второй младшей группе Цели: познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей Задачи: -развивать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 21:29
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД