Цыганкова Оксана
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Весна» в старшей группе с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи.
1. Обобщать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;
- упражнять в подборе синонимов и антонимов, признаков к заданным словам, в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде;
- расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Весна»;
2. Развивать связную диалогическую речь, фонематические процессы, речевой слух, логическое мышление, тонкую моторику рук;
3. Воспитывать бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности на природе.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи „Весна“ в старшей группе с ЗПР» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально – художественная.
Демонстрационный материал: весенние пейзажи, пиктограммы, изображение солнца с одним лучом, жёлтый фломастер, аудио записи (шум ветра, пение птиц, шум дождя, журчание ручейка,проектор,экран,презентация на тему «Весна».
Раздаточный материал: маленькие солнышки.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Дефектолог:
- Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Медвежонок. Он рассказал мне, что с весной произошла неприятность: её в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы в город приходило тепло. Весна попросила Медвежонка обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Медвежонок. Вы готовы помочь?
Дети:
- Да, готовы!
2. Основная часть.
Дефектолог:
- Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна. Перед каким временем года бывает весна?
Дети:
- Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.
Дефектолог:
- Первое задание такое: нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать нужно со слова – «Весной…» (Дети составляют предложения с опорой на картинки.)
Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталины.
Весной появляются лужи.
Весной набухают почки.
Весной прилетают птицы.
Весной появляются сосульки.
Весной бегут ручьи.
Весной просыпаются насекомые.
Весной дикие животные меняют цвет шубки.
Весной у зверей появляются детёныши.
Весной появляются первые цветы: подснежники, мать – и – мачеха.
Весной появляется трава.
Дефектолог:
- Молодцы! А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов-признаков про весеннее солнышко, небо, ручьи, снег.
- Солнце (какое) – весеннее, яркое, тёплое.
- Небо (какое) - голубое, высокое, чистое.
- Ветер (какой) – свежий, весенний, тёплый.
- Ручьи (какие) – быстрые, прозрачные, звонкие.
- Снег (какой) – тёмный, твёрдый, мокрый.
Дефектолог:
- Замечательно! Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветер, снег, ручьи.
Дети:
- Солнце – светит, пригревает, ласкает.
- Снег – тает, оседает, темнеет.
- Ручьи – бегут, звенят, журчат.
Физкультминутка : «Весна, весна красная».
Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью, (идут в другую сторону)
С великой милостью:
Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох)
С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)
С хлебами обильными (разводят руки в стороны).
Дефектолог:
- Послушайте звуки весны, и отгадайте, что это?
(Включить запись шума ветра, пение птиц, журчание ручейка.
Звуки сопровождаются показом слайдов.)
Упражнение на дыхание: «Ах, как пахнет!»
(Предложить понюхать, как пахнут весной воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться – несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом «Ах!»)
Дефектолог:
- Вставайте в кружок поиграем в игру «Скажи – наоборот» (игра с мячом).
Зимой небо пасмурное, а весной (ясное).
Зимой солнце стоит низко, а весной (высоко).
Зимой воздух холодный, а весной (тёплый).
Зимой день короткий, а весной (длинный).
Дефектолог:
- Послушайте стихотворение. (Чтение ребёнком стихотворения «Капель»)
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идёт апрель,
Звенит капель.
На улице весна.
- Название какого месяца вы услышали в стихотворении?
- Какие ещё весенние месяцы знаете?
- Давайте дружно скажем: «Март, апрель, май – их не забывай».
Дефектолог:
- Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?
Дети:
- Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.
Дефектолог:
- Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?
(Педагог вносит нарисованное солнце с одним лучом.)
- А наше солнышко, пока к нам добиралось, все свои лучики раздарило. Надо как – то исправить положение. Что же можно сделать? (Ответы детей.)
- Перед рисованием нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Заботливое солнышко».
Солнце с неба посылает Скрестить пальцы,
Лучик, лучик, лучик. ритмично сгибать и разгибать их.
И им смело разгоняет Сжать пальцы в кулак, разжать.
Тучи, тучи, тучи. Плавно покачать руками вверху.
Летом нежно согревает Ритмично потирать щёки.
Щёчки, щёчки, щёчки.
А весной на носик ставит Ритмично постукивать пальцем по носу
Точки – точки – точки.
Золотят веснушки деток. и лицу.
Очень нравится им это!
Самостоятельная деятельность детей.
(Дети дорисовывают лучи фломастерами, дефектолог – глаза, улыбку.)
Дидактическая игра «Назови ласково».
- Как ласково можно назвать:
Солнце? (Солнышко).
Ручей? (Ручеёк, ручеёчек).
Снег? (Снежок, снежочек).
Ветер? (Ветерок, ветерочек).
Трава? (Травка, травушка).
Луч? (Лучик).
Дефектолог:
- Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
- Скажите, а что ещё происходит весной в природе?
Дети:
- Появляются насекомые.
Дефектолог:
- Каких насекомых вы знаете? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?
Дети:
- Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые – корм для птиц.
Дефектолог:
- Какие птицы прилетают из тёплых стран? (Ответы детей.)
- И к нам прилетел гость скворец – скворушка. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник.)
Дети:
- Скворечник.
Дефектолог:
- Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?
(Дефектолог ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушками. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также по очереди совершить манипуляции с игрушками.)
- Скворец вылетел из скворечника;
- скворец облетел вокруг скворечника;
- скворец взлетел на крышу скворечника;
- скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т. д.
Дефектолог:
- Следующее задание, самое последнее, мы должны отгадать весенние загадки.
1. Солнце лучиком играет,
А снежок всё тает, тает!
Птичкам стало не до сна,
В гости к нам пришла… (весна)
2. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник
Смастерим ему… (скворечник)
3. Появился из – под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный,
Чистый маленький… (подснежник)
4. Здесь на ветке чей – то дом,
Не дверей в нём, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут… (гнездо).
Дефектолог:
- Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – весна!
3. Рефлексия.
Дефектолог:
- Вы рады весне? Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Весёлое, хорошее, задорное, прекрасное)
- Давайте найдём наше настроение.
Дидактическое упражнение «Найди настроение. Покажи настроение.»
(С использованием пиктограмм.)
Дефектолог:
- Что интересное было сегодня на занятии? (Ответы детей.)
- На прощание весна дарит вам свои маленькие солнечные зайчики.