Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Традиции чаепития»

ирина николаева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Традиции чаепития»

Николаева И. Б

МДОУ №5 детский сад «Березка

Воспитатель I категорией Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему : «Традиции чаепития».

Задачи:

Обучающие:

- углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Традиции чаепития“» размещена в разделах

- обогащать словарь за счет расширения знаний о традиции чаепития (чай, самовар, черный, зеленый, добавки, желтый, красный, пакетик, заваривать. заварка.

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры;

- формировать культуру исследовательской деятельности чаепития.

Развивающие:

-развивать инициативу и самостоятельность в деятельности, общении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий, возможность для познавательного экспериментирования;

-развивать исследовательскую активность, умение осуществлять сенсорный анализ предметов;

-развивать речевую культуру умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли;

-развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;

-развивать сотрудничество и взаимодействие между детьми;

Воспитательные:

-воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры;

-воспитывать уважение к традициям чаепития разных народов.

Предварительная работа: рассматривание слайдов, видеоматериалов о чаепитии, беседы о происхождении и истории чая, создании коллекции разных видов чая (родовых понятий) : «Зеленый чай», «Черный чай», «Травяной чай» и т. п; коллекционирование чайных упаковок, чтение стихотворений, поговорок о чаепитии, Загадывание загадок о чае, рассматривание в уголке народного творчества группы посуды.

Материал: мультимедийная установка, музыкальный центр, аудиозапись китайских и русских мелодий; ларец (шкатулка); чай в различной расфасовке, чайная посуда, атрибуты для чаепития, одноразовые цветные тарелки, лупы (по количеству детей); заварочный чайник, чай, грелка, чайная ложка, салфетка.

Содержание занятия :

1. Организационная часть

Педагог: Игра- приветствие: Доброе утро, ребята!

Как вы себя чувствуете?

Какое у вас настроение?

Давайте скажем, друг другу важные и очень нужные человеку добрые слова, чтобы доброе, хорошее настроение не покидало нас.

Дети становятся в круг.

На части не делится солнце лучистое

и вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья-луча серебристого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Дети улыбаются друг другу, радуются.

2. Педагог: Ребята, у меня для вас есть сюрприз, он в сундучке (показывает сундучок). Хотите узнать, что это за сюрприз? (дети открываю сундучок)

Да здесь – маленькие мешочки. Возьмите по одному мешочку, потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Я вам подскажу, что лежит в мешочках. Будьте внимательны.

Педагог загадывает загадку.

Засвистел начальник

На плите наш чайник: «А ну-ка выключай

И готовь всем (чай).

Педагог: Да, ребята. В мешочках чай. Ребята, а вы любите чай? Я тоже очень люблю пить чай. Чаи бывают разных вкусов. Я вот люблю чай с лимоном. С каким вкусом чай вы любите?

3. Введение в тему. Беседа в сопровождении презентации «Чай,

Традиции чаепития»

Педагог: Сегодня я предлагаю вам поговорить о чае, Я приготовила презентацию о чае, о родине чая. Рассаживайтесь по удобнее. И внимание на экран.

Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай. (показ слайдов о китайском императоре под звучание китайской мелодии.)

Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котелок несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая, и это было первое в мире чаепитие.

В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство.

Педагог: Какие лекарственные свойства есть у чая? (Ответы детей).

(Он помогает при простуде, головной боли, снимает усталость).

Показ слайдов о чайных кустарниках и деревьях, сборе чая.

Педагог: Чайные деревья достигают в высоту 15 метров, а вот перед вами чайные кусты. Сбором чайных листьев, в основном, занимаются женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. Издревле считалось, что аромат женских рук не портит запаха чая.

Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет. В древнем Китае чайные листья обжаривали, измельчали, превращали в пасту и из нее делали маленькие лепешки (они умещались на ладони которые ценились дороже золота.

Педагог: Ребята, а вы знаете, какой чай называют бурятским? Внимание на слайд.

Хотите, я вам расскажу? Для приготовления напитка буряты использовали специальный плиточный зеленый чай. В наши дни его производство продолжается на территории Монголии. Чай отличается слишком терпким вкусом, некоторые считают его горьким. Что бы сгладить это ощущение, в Бурятии пьют напиток с добавлением молока. В чистом виде чай никто не заваривает. Что бы добавить в напиток больше аромата и вкуса, буряты используют травы. С чаем хорошо сочетается байкальский чабрец и саган - дали. Благодаря травам чай с молоком обретает полезные свойства для организма. Бурятский чай, получается, по вкусу всегда соленый. Также буряты обязательно кладут в чай сливочное масло. Он становится более сытным и калорийным. Чай заряжает энергией и снабжает организм витаминами. Это было важно для жителей суровой Сибири. А вот когда я была маленькая, моя бабушка варила чай - Зутран сэ – с мукой и говяжьим внутрянным жиром

Педагог: В Россию завезли чай из Китая очень давно. Он стал и нашим любимым напитком.

В наше время собранные чайные листья обрабатываются на заводах и фабриках специальным способам, расфасовывают в красивые

банки, коробки и доставляют в магазины (Слайд)

Рассматривание чайных упаковок.

Педагог обращает внимание детей на чайную коллекцию, состоящих из разных по внешнему виду чайных упаковок.

Педагог: В нашей коллекции есть, какие упаковки?

Ответы детей: металлические сувенирные банки, пакетики, нарядные коробки.

Педагог: Скажите, ребята, какой чай вы пьете дома чаще всего? (ответы детей). Да, сейчас очень популярны чайные пакетики (показ чайных пакетиков).

А вы знаете, кто же придумал чай в пакетиках? (ответы детей).

Изобрели пакетики в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шелка, ссыпал туда небольшими порциями чай и возил его в такой упаковке в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо так, в пакетиках, окуная их прямо в чашку. Так появился чай в пакетиках.

Педагог: Ребята, мы вспомнили родину чая, познакомились с чайными традициями у бурят, узнали о правилах его сбора и упаковки.

Педагог: предлагаю вам поиграть.

Физкультминутка;

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие - бедняжки.

(«Пружинка», одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

(Кружимся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки.

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг руками)

4. Практическая часть, Экспериментирование

Педагог. Ребята, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, для исследования чая.

Согласны, готовы идти со мной?

Игровая ситуация: «Раз, два, три! Покружись и в ученых превратитесь!.

Опыт№1 «Сравни и назови» Педагог: Ребята перед вами тарелки.

Какие тарелки одинаковые или разные? (ответы детей).

Какого цвета тарелки? (белая и желтая)

Как вы думаете, что в тарелках? (ответы детей)

Педагог: да ребята, это чай.

Возьмите лупы и исследуйте содержимое в тарелках. Сравните их.

(в синей тарелке - чай черный, а в желтой – зеленый)

Как вы определили это? (по цвету).

Еще чем отличается чай в белой тарелке от чая в желтой тарелке? (он отличается запахом и внешним видом).

Вывод: Чай называют черным и зеленым: с разным запахом, разным по форме.

Педагог:

Как же получается зеленый чай? (Ответы детей).

Зеленый чай готовят из таких же чайных листочков, что и черный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому чаинки у него крупные и зеленые.

А каким еще бывает чай? Правильно. Чай бывает красный. Он имеет богатый вкус и аромат. Его называют чаем церемоний.

Есть еще желтый чай. Он близок к зеленому, у него мягкий бархатистый вкус. Он очень крепкий. Желтый чай очень дорогой, дороже всех остальных сортов чая.

Вывод: чай бывает - черный, зеленый, красный, желтый.

Опыт №2 «Определи по запаху»

Педагог: Теперь, давайте рассмотрим содержимое тарелки зеленого цвета. Пододвиньте ее поближе.

Рассмотрите все в лупу, понюхайте.

Чем пахнет этот чай?

Только ли листочки чая находятся на тарелке?

Что вы еще видите?

Что на тарелке? (На тарелке вместе с чаем лежат кусочки фруктов, чай перемешан с лепестками цветов)

Действительно, чай бывает с разными добавками, и от добавок меняется вкус чая. Вы отлично справились с заданием.

Вывод: чай бывает с разными добавками, от которых меняется вкус чая.

Ребята, а вы дома пьете чай? А кто знает, как правильно заваривать чай? (ответы детей).

Звонок на мобильный телефон педагога

Педагог отвечает на звонок

Педагог: Ой. ребята это звонит моя подруга Люба. Сегодня к ней придут гости, и она хочет угостить их чаем. Но она не умеет заваривать чай?

Что же делать?

Может мы ей поможем (Ответы детей)

Педагог: Хорошо. Давайте вместе заварим чай. Я буду выполнять, а вы будете подсказывать мне, и у нас обязательно все получится. А Люба будет наблюдать, и смотреть за нами по видеосвязи.

Какая посуда нам нужна? (чайник)

какая должна быть вода? (кипяченная, горячая)

Какую заварку заварим?

чем можно накрыть чайник?

Для чего нужно ополаскивать чайник?

Сначала нужно согреть пустой заварочный чайник. Для этого обдают его (3-4 раза) кипятком. Так из чайника удаляются посторонние запахи, а аромат чая усиливается. Когда вода закипает, в чайник закладывают заварку и сразу заливают кипятком на треть или до половины. Чайник плотно закрывают крышкой, накрывают льняной салфеткой и настаивают (до 15 мин). Разбавлять чай и оставлять в чайнике на хранение не стоит. Чай нужно пить свежезаваренным. Недаром восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму».

Вывод: чай нужно пить свежезаваренным, и чай полезен для здоровья.

Педагог: Вот какие у меня молодцы. Умницы. Мои помощники.

Люба: (видеосвязь) Спасибо, ребята. Я записала себе в тетрадку, как нужно правильно заваривать чай.

Вы меня выручили. Теперь я сама смогу заварить чай. Досвидания.

Педагог: Мои маленькие исследователи, вы молодцы. Помогли моей подруге.

А теперь пора возвращаться в группу. «Раз, два, три! Покружитесь и в ребяток превратитесь!».

5. Рефлексия.

Педагог.

Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?

Что больше всего вам запомнились сегодня? (ответы детей.)

Сможете помочь своим мамам заварить чай?

А сейчас, я приглашаю на прогулку, после которой мы станем дегустаторами и отведаем разные сорта чая. Я для вас, заварю чай, а вы определите, что это за чай и какой у него вкус.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «У кормушки» Программное содержание. Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности. Учить различать разные крупы, смешивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: "Органы чувств" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Традиции чаепития»
Опубликовано: 15 апреля 2022 в 12:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД