Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»

Татьяна Мельникова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в

подготовительной группе «Путешествие в прошлое»

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах

Цель: продолжить знакомство с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей (дать возможность применять в игре подлинные предметы, вызвать интерес к русским традициям; познакомить с историей утюга; вызвать интерес к предметам прошлого, познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития

Материалы: кукла домовенок Кузя, предметные иллюстрации; утюги, макет избы. (занятие проводится в мини музее «Русская изба»

Ход занятия : 1. Воспитатель (с поклоном). Здравствуйте, гости дорогие!

Хорошему гостю хозяин рад!

Дети (кланяются). Хозяюшка в дому, что оладушек в меду. Много гостей много новостей.

Воспитатель. Проходите, гости дорогие, да усаживайтесь. Сядем рядком, поговорим ладком. «Давным-давно в старину, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались «посиделками». Вот посмотрите, здесь представлены полотенце вышитое, лапти плетеные, печь, коврик вязаный и многое другое»

2. Воспитатель предлагает полюбоваться этими предметами, узнать и назвать знакомые предметы.

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы отправиться путешествовать в прошлое? (ответы) А как мы туда попадем? (ответы детей).(Слышится стук)

В. - Кто то в гости к нам идет.

Появляется Кузя, он тоже хочет отправиться в путешествие. Дети предлагают ему отправиться с ними. Все вместе они говорят волшебные слова: Раз, два три, покружись, в прошлом окажись.

Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним, как русская изба строилась. Давайте сядем поудобнее, «посидим рядком, да поговорим ладком». Например, захотел Тема построить себе избу, что он будет делать? Он приглашал соседей на помощь: «Люди добрые, соседи мои любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне на помощь избу рубить, а я уж Вас и хлебом, и солью, и квасом угощу». «Непременно придем»,- отвечали соседи.

Воспитатель: В какое время года рубили деревья для постройки избы? И почему? (зимой, оно самое сухое). Какие деревья выбирали? (сосна и ель). Почему не трогали старые и молодые деревья? (рассуждения детей).

Вывод: старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что все, что состарилось, должно доживать век спокойно.

Воспитатель: На Руси в старину говорили: не строить, а рубить избу. Кто нам объяснит, почему так говорили? Потому что топор был единственным орудием труда у мастеров, топором деревья рубили. Топором сучья обрубали, топором кору стесывали и, даже когда избу складывали, только топор и помогал.

Воспитатель. Издавна русский народ славился своим трудолюбием, об этом говорят пословицы.

Кузя. А вы какие пословицы знаете о труде?

Дети. Мы подготовили тебе рисунки с пословицами и поговорками.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Рабочие руки не знают скуки.

Разговорами кашу не сваришь.

Сделал дело - гуляй смело.

Дети объясняют поговорки.

Вос-ль:-

Ребенок: - Похлёбкой, кашей, пирогами

Красна ты, русская изба,

Да ткаными половиками

Гостей встречаешь ты всегда.

Пройдя крылечко расписное,

Мы входим в сени. Здесь темно,

И пахнет медом и травою!

Светёлка слева - тут тепло.

Вос-ль. Избу построили и что дальше. Можно заходить и жить? Без чего и изба не изба?

Дети. Без печки

Вос-ль. Да, основное пространство избы занимала печь.

_ Для чего нужна была печь?

(ответы детей)

Ребенок. - Вот печь! Полдома занимает!

Такую где теперь найдёшь?

Чугун со щами вынимают -

За уши впрямь не оторвёшь!

А на печи ещё лежанка:

Болеешь - вот, погрей бока.

Полати, лавка и чуланчик -

Зимой держали здесь телка

Вос-ль. Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись….

Вот какие люди, мастера на Руси были: умные, сильные, старательные, дружные. А уж как закончат дело, так начиналось веселье с гармошкой, песнями, частушками. Всегда помнили поговорки: «кончил дело – гуляй смело», «делу время, а потехе – час».

Кузя. - Вот и я хочу с вами поиграть, загадки вам загадать, а отгадки перед вами.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает. Что схватит -отдает

Сам в угол идет. (ухват)

Черный конь. скачет в огонь. (кочерга)

-Черныш-загарыш! куда поехал?

-Молчи кручено - верчено. Там же будешь. (чугунок и горшок)

Дети отгадывают и показывают, как пользоваться этими предметами.

Отгадайте еще одну загадку.

Толстая Федора наедается не скоро, но за то, когда сыта от Федоры теплота (печь)

А в каких сказках встречается печь?

Дети. «Гуси – Лебеди», «Колобок», «По щучьему велению».

Вос-ль. - Печь занимала важное место в жизни людей, поэтому и в сказках русский народ уделил ей такое внимание.

Кузя: Что то жарко мне у вас (достает платок).

Воспитатель: Кузя, а почему он такой мятый? Дай мы его погладим сначала. У нас есть волшебный сундучок, а в нем есть волшебные предметы. ( Достает из сундука утюги: угольный, чугунный, электрический; рубель).

Давным – давно, когда не было ни многоэтажных домов, когда люди жили в деревянных домах и, чтобы выгладить одежду, они накручивали материал на валик и проводили по нему ребристой доской – рубелем, сильно нажимая. Давайте, мы тоже попробуем погладить одежду. (Дети пробуют это сделать). Что же происходит? Почему гладить неудобно? (Ответы детей). Люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой-нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренными носиком и крышкой, которая открывается и закрывается. В коробку накладывали горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи. Как вы думаете, удобен ли такой утюг? (Нет) Почему? (Нужно было готовить горячие угли, ими можно обжечься, сжечь одежду). Так как утюг с углями не очень удобен, люди придумали другой. Его сделали из тяжелого металла, в него не нужно было накладывать угли. Утюг ставили на огонь, нагревали, а потом гладили. Удобен ли такой утюг? (Нет) Почему? (Нужно было долго ждать, пока он нагреется). Человек постоянно стремился облегчить свой труд. И придумал электричество. Так появился электрический утюг. Сначала простейший, затем такой, как сейчас. С различными технологиями. Кузя, возьми и прогладь платок.

Кузя: А у меня есть для вас еще загадка в сундучке.

Воспитатель: Давай, Кузя посмотрим, что у нас еще есть в волшебном сундучке?

Кузя достает из сундука картинки: факел, лучина, свечка, керосиновая лампа, настольная лампа. ,

Проводится игра «Что сначала было, что потом».

(дети объясняют последовательность)

. Чем освещалось жилище древнего человека (Огнем костра; показать картинку.)

— Что костер давал людям, кроме света? (Тепло. Можно предложить детям попробовать самим высечь огонь.)

— Костер горел в центре пещеры. Подумайте, что могли придумать древние люди, чтобы осветить углы своего жилища? (Подвести детей к мысли, что это может быть факел.)

Чем здесь освещалось изба? ( Ответы детей: когда наступал вечер, избу освещали лучинами, тонкими деревянными щепками.)

— Правильно, а лучины вставлялись в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место.

Как вы думаете, чем был плох такой способ освещения? (Лучина быстро сгорает, пожароопасна.)

Представьте, что вы сидите около горящей лучины, от которой падают искорки на пол, и он вдруг загорается. Что бы вы сделали для того, чтобы этого не произошло? (Ответы детей.)

Наши предки нашли такой выход: под лучину они ставили корыто с водой, искры попадали туда и гасли.

Ребята, а чем вы пользуетесь дома, когда у вас гаснет свет?

— Правильно, свечами. А ведь этому предмету уже около 2 тысяч лет. Как вы думаете, из чего делали первые свечи?

— Оказывается, из камыша, обмакивая его в растопленное сало. Интересно, что свечи использовали как часы. Люди подсчитали, насколько сгорает свеча за час, и делали на ней отметины. Получались своеобразные часы.

— Ребята, а что пришло на смену свечке? Кто догадался? Правильно, керосиновая лампа. Почему она так называется? (Они горели при помощи керосина.)

Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру; возле настольной лампы можно было шить, вязать.

— А на смену керосиновой лампе пришли электрич. лампочки, которые мы используем до сих пор.

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Кузя. Много вы нового узнали, я хочу проверить. как вы запомнили. (Кузя раздает ребусы детям, в которых зашифрованы слова – утюг,лучина, свечка,рубель; они их отгадывают.)

Кузя: Молодцы, ребята. Давайте поиграем.

Игра с Кузей " Аюшки"

Воспитатель: - Ребята, что вы узнали нового, интересного на занятии, что бы хотели узнать в следующий раз о жилище русских людей в старину?

Дети встают в круг и под музыку передают друг другу свечу (искуст, тот, у кого свеча останется после остановки музыки, говорит, что ему понравилось на занятии, что новое узнал.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений» Занятие: «Путешествие в мир растений» Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа)Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа) Цель:Развивать умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1. научить понимать назначение пылесоса; 2. объяснить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга» Цель: продолжать раскрывать перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 13 сентября 2020 в 13:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД