Матвеева Татьяна
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [д], [д’] и буква Д. В гости к мартышке Дусе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.
Тема: «Звуки [д],[д’] и буква Д. В гости к мартышке Дусе».
Цель: знакомство со звуками [д] и [д’] и буквой Д.
Задачи:
- познакомиться со звуками д, д’.
- познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Д;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа : умение определять место звука в слове;
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте „Звуки [д], [д’] и буква Д, В гости к мартышке Дусе“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обезьяны и мартышки. Конспекты
- Обезьяны, мартышки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного
восприятия.
- упражнять в подборе антонимов;
- упражнять в чтении прямых и обратных слогов.
- учить точно и полно отвечать на вопросы;
- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
- воспитывать взаимоуважение между детьми.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Сегодня ко мне на электронную почту пришло письмо.
Хотите узнать от кого оно?
Тогда слушайте загадку.
По деревьям скачет ловко,
Хвост ей лучшая страховка.
Обожает есть бананы
И качаться на лианах.
Кто это? Мартышка. (Показ картинки, где изображена мартышка) Её зовут Дуся.
- Какой первый звук слышится в её имени? (Д).
- Она узнала, что ребята в детском саду могут всё рассказать про этот звук, а он у неё самый любимый. Ребята, вы справитесь?
Артикуляционная гимнастика
- Но сначала необходимо подготовить наши язычки для работы.
Дилы-дилы-дилы-дилы - показались крокодилы.
Широко открывают и закрывают рот.
Раскрывают и закрывают сложенные ладони рук.
Афы - афы - афы - афы - жуют листики жирафы.
Покусывают язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
Сжимают и разжимают кулачки.
Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.
Поочерёдно упираются языком то в верхние, то в нижние зубы.
Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.
Поднимают и опускают кисти рук.
Ышки - ышки - ышки - ышки прячутся мартышки.
"Широкий" язык между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и
зубами. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.
Поднимают и опускают руки.
Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.
Пощёлкивают кончиком языка. Рот при этом отрыт, язык должен быть широким. Нижняя челюсть остается неподвижной.
Сжимают и разжимают кулачки.
- Итак, какой первый звук слышится в её имени? [Д].
Давайте расскажем мартышке про её любимый звук [Д]
Произношение и характеристика звуков
- Произнесите три раза звук [д], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
- Губы что делают? (Губы в улыбке).
- Посмотрите на зубы, расскажите о них (Зубы обнажены, разомкнуты).
- Что делает язычок? (Кончик языка упирается в верхние зубы).
- Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Значит звук какой? (согласный) Давайте определим: звонкий или глухой? (звонкий).
Твердый или мягкий? (твердый).
- Звук Д – согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом.
- Произнесите звук [дь], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите о произношении звука [дь] :
- Губы что делают? (Губы в улыбке).
- Посмотрите на зубы, расскажите о них (Зубы обнажены, разомкнуты).
- Что делает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы).
- Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Значит звук какой? (согласный) Давайте определим: звонкий или глухой? (звонкий). Твердый или мягкий? (мягкий)
- Звук Дь – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом.
Дуся приготовила для вас игры.
Игра «Различи звуки»
Если в слоге звук твердый, дети топают, а если звук мягкий, то хлопают.
ДА, ДУ, ДИ, ДЕ, АДЬ, УДЬ, ДА, УД, ЫД, ЭДЬ, ДО
Игра «Светофор»
Я буду называть слова со звуками [Д] и [Д’].
Если услышите звук Д – показываете синий цвет, а если звук Дь – зеленый.
ДОМ, ДЕВОЧКА, ДИВАН, ДУБ, ДЕРЕВО, ОДУВАНЧИК, ДЫМ, МОДА, ДЕТИ, ДРОВА, РОДИНА.
«Чистоговорки» Дети выполняют движения и проговаривают чистоговорки.
Да-да-да — это лучшая еда! (показываем большой палец)
Ду-ду-ду — В воду не пойду. («грозим» указательным пальцем)
Ды-ды-ды — попей воды. (пьем воду)
Од-од-од — лучший праздник - Новый год! (прыгаем)
Де-де-де — будь вежливым везде. (улыбаемся)
Ди-ди-ди — за мной иди. (шагаем на месте)
«Скажи наоборот»
Злой – добрый, дикий – домашний, короткий – длинный, городской деревенский, мальчик – девочка, бабушка – дедушка, город – деревня, беспорядок – дисциплина, враг – друг.
Физминутка «Мы веселые мартышки»
Мы - веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3, —
Все с гримасами замри!
- Теперь Дуся будет знать всё о своём любимом звуке.
Дифференциация понятий звук-буква. Знакомство с образом буквы Д, развитие мелкой моторики.
- Ребята, а что мы можем Дусе рассказать о звуках и буквах, чем они отличаются? (демонстрация опорной схемы).
Звуки [Д] и [Д’] на письме обозначаются буквой Д (демонстрация буквы).
Скажите, на что она похожа?
Д - словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
Ребята, а где живет Мартышка, в какой жаркой стране?
- Африка — это дом нашей мартышки.
Вопросы к детям:
-Сколько звуков в слове ДОМИК? Назови.
- Сколько гласных, согласных звуков?
- Сколько твёрдых и мягких согласных?
Подведение итогов, развитие фонематических представлений.
- Дусе очень понравилось путешествовать и заниматься вместе с вами, а теперь пора возвращаться ей домой.
На прощание вспомним для мартышки слова с её любимым звуком Д (словесная игра «Цепочка»).
Дрозд-Давид-дармоед-доход-дед-детсад-догляд-доклад-древоед-дымоход
- Чему вы научились? Что понравилось? Какие были трудности?