Наталья Гричкосей
Конспект занятия по предметному миру в средней группе «Знакомство со свойствами дерева и металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по предметному миру в средней группе
(4-5 лет)
Тема: «Знакомство со свойствами дерева и металла»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Вид деятельности детей:познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная
Публикация «Конспект занятия по предметному миру в средней группе „Знакомство со свойствами дерева и металла“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Цель:познакомить детей со свойствами дерева и металла
Программное содержание:познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева, с качествами этихматериалов: металл тяжелее и звонче дерева); развивать любознательность; объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении предметов;, воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности; воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к окружающим предметам.
Предварительная работа : игры с деревянным конструктором, наблюдения в повседневной жизни.
Материалы и оборудования:волшебный сундук, два чудесных мешочка или коробочки, баночки для воды, мелкие деревянные, металлические предметы, деревянные и металлические ложки.
Планируемый результат:дети различают предметы из дерева и металла, определяют их свойства и качества
Структура занятия
1 Вводная часть Сюрпризный момент. Пальчиковая гимнастика «Замок»
2 Основная часть
1. Д/и «Угадай из чего сделано». Определение из какого материала сделан предмет.
2. Опыт № 1 Проведем опыт: «Плавает – тонет»
3. Опыт №2 с магнитами «Притягивание магнита»
4. Физминутка коммуникативный танец.
Сл. и. «Доскажи слово».
Опыт №3 «Глухой – звонкий»
Опыт № 4 «Лёгкий – тяжёлый»
3 Заключительная часть
Длительность занятия 20 минут
Ход занятия
Вводная часть. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие я принесла волшебный сундук. Хотите узнать, что в нем лежит?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте его откроем (сундучок не открывается). Попробуем открыть его с помощью пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок
Кто открыть его не смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
Воспитатель: Сундучок открылся. Давайте посмотрим, что же там внутри? Там лежат какие-то чудесные мешочки (коробочки). Интересно, что же в них лежит?
Воспитатель: Давайте потрогаем, посмотрим. (дети по очереди трогают мешочки и высказывают свои мысли).
Основная часть.
Д/и «Угадай из чего сделано». Определение из какого материала сделан предмет.
Воспитатель: Я сейчас развяжу один мешочек (открою коробочку, а вы по очереди будете доставать игрушки и называть их (дети достают из мешочка игрушки и называют их).
Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Если они из дерева, про них можно сказать, что они деревянные.
А теперь посмотрим, какие предметы лежат в другом мешочке (дети достают из мешочка предметы и называют их). А из чего сделаны эти предметы?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Если они из металла, про них можно сказать, что они металлические.
Ребята, предметы могут быть сделаны, как из дерева, так и из металла.
Сейчас мы с вами поиграем с деревянными и металлическими предметами и узнаем о них много интересного.
Опыт №1.«Плавает – тонет»
Воспитатель: Ребята, давайте опустим деревянные пластинки в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. (Дети работают в паре).
Что делают пластинки в воде?
Дети: Плавают.
Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними?
Дети: Утонули.
Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянные пластинки плавают, а металлические утонули?
Дети: Деревянные - лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.
Воспитатель: Правильно. Из этого опыта можно сделать вывод, что металлические предметы тяжелее, поэтому они утонули – опустились на дно.
Опыт №2. Проведем второй опыт - с магнитами «Притягивание магнита»
Воспитатель: У вас на подносах лежат магниты. Поднесите по очереди к магниту сначала деревянный предмет, потом металлический. Что произошло? Металлический предмет притягивает к себе магнит, а деревянный нет. А как вы думаете, ребята, из чего сделана наша доска? Это легко проверить. Доска, сделанная из металла, притягивает магнит и поэтому она называется магнитной. А вот мольберт – он из чего сделан? Он деревянный и магнит на нем не держится.
Физминуткакоммуникативный танец.
Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем в слова. Игра называется «Доскажи слово». Я буду говорить, вы будете продолжать.
1. Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать).
2. Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле)
3. С пирогами чай попьем за обеденным (столом)
4. Как приятно нашей Тане, поваляться на (диване)
5. Свитер, кофту, теплый шарф, аккуратно сложим в (шкаф)
Мы отгадали предметы : стол, стул, диван, кровать, шкаф. Из чего они сделаны? Они деревянные.
Воспитатель: А о металлических предметах мы отгадаем загадки.
1. Железные избушки держатся друг за дружку,
Одна с трубой тянет всех за собой (паровоз)
2. Яму копаю, песок таскаю (лопата)
3. Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
4. Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолёт)
Воспитатель: Смотрите, сколько нужных вещей сделано из дерева и из металла.
Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли про сундук, давайте посмотрим, что там еще лежит?
Смотрите, да здесь ложки (показывает деревянные и металлические ложки). Из чего они сделаны?
Дети: Из дерева и из металла.
Воспитатель: Ложки нам нужны для следующего опыта.
Опыт №3 «Глухой – звонкий»
Воспитатель: Для чего нужны ложки? А что еще можно делать ложками? Возьмем деревянные ложки и на них поиграем. С начала девочки играют на деревянных ложках.
Какой вы слышите звук?
Дети: Глухой.
Воспитатель: А сейчас мальчики поиграют на металлических ложках (дети играют).
Какой вы слышите звук?
Дети: Звонкий.
Воспитатель: Какие же ложки звучали звонче, деревянные или металлические?
Дети: Металлические.
Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: металлические ложки звучат звонче, чем деревянные.
Воспитатель: и еще один опыт.
Опыт № 4 «Лёгкий – тяжёлый»
Воспитатель: Сейчас мы проведем опыт, чтобы узнать, что тяжелее - дерево или металл. Кладем в один мешок 10 ложек деревянных, в другой -10 ложек металлических. А весами будете вы, ребята. (Мальчик и девочка по очереди берут в руки мешочки и определяют, какой мешок легче, а какой тяжелее).
Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: предметы из металла тяжелее, а из дерева легче.
Заключительная часть. Итог.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? О чём мы сегодня говорили?
Ответы детей: О деревянных и металлических предметах.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Ответы детей:
- Дерево лёгкое, оно не тонет в воде, а металл – тяжёлый, он тонет;
- Металл притягивает магнит, а дерево нет;
- Дерево издаёт глухой звук, а металл – звонкий.
Воспитатель: Молодцы ребята! Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны. Металл-твердый материал, чтобы сделать из него какой-нибудь предмет, надо приложить много труда. А как трудно сделать вот такие красивые деревянные ложки, матрешки, пирамидки! Сначала их нужно вырезать, а потом покрасить. Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень бережно к ним относиться: ведь, чтобы сделать их, человек затратил очень много труда. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.