Наталья Ларева
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия совместной деятельности педагога с детьми по экспериментальной деятельности
на тему :
«Воздух, свойства возду
ха»[/b]
Экспериментальная деятельность старших дошкольников, является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Публикация «Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности на тему: „Воздух, свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание иллюстраций, наглядного материала)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Подготовка к НОД воспитателя: Разработка конспекта, подбор наглядного материала, игры, логика образовательной деятельности, чтение литературы по теме «Воздух», наблюдения на прогулке за ветром.
Программное содержание:
способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование Воздушными фломастерами.
Оборудование: посылка, конверт с загадкой и карточки с буквами В, О, З, Д, У, Х, фартуки и шапочки, эмблемы «Опытный исследователь», алгоритм выполнения каждого эксперимента, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, весы, пакеты, лист бумаги, зубочистки, стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, воздушный шарик, колпачки от фломастеров, музыкальные инструменты, разные фрукты, акварельные краски.
Ход занятия:
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие с ритуала.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Ребята какое у вас сейчас настроение? (хорошее)
Воспитатель: Посмотрите сколько у нас сегодня на занятии гостей, давайте подуем на наши ладошки и передадим наше хорошее настроение гостям.
Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку, конечно без вас я ее открывать не стала. Давайте посмотрим от кого она. А посылка то из Цветочного города, от Незнайки. Давайте ее откроем.
Не чего нет!
Ребята посмотрите но здесь конверт. (с обратной стороны посылки конверт)
Откроем его? Письмо и буквы. А что же нужно с ними сделать?
Давайте сначала прочитаем письмо.
«Дорогие ребята! Знайка, загадал мне очень трудную загадку и без вашей помощи мне не справиться. Пожалуйста, помогите мне ее отгадать.
Что находится в посылке?»
– Ну что поможем Незнайке? (Да)
- Ребята, внимательно послушайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
А правильно ли вы ответили, проверьте сложив из буков, слово.
Получилось слово ВОЗДУХ.
Воспитатель:
- Ребята вы молодцы, вот и помогли Незнайке отгадать загадку!
- Ребята, а для чего нам нужен воздух? (Дышать, жить)
А вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха обычные человек 1 минуту, подготовленный не больше 5 минут.
- Положите руку на грудь, сделайте глубокий вдох, выдох. Вы почувствовали, как воздух заполняет наши легкие, а при выдохе покидает их.
- А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям. Правильно, всему живому.
- А каким воздухом полезно дышать? (Свежим, чистым).
- Где у нас самый чистый воздух? (В лесу, в парке).
- А что мы можем сделать, чтоб воздух был чище у нас в городе? (Не сорить, проводить уборку около своих домов, сажать деревья и кусты).
А как мы можем с вами сделать чище воздух в нашей группе? (Проводить влажную уборку, проветривать помещение).
И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. С помощью опытов мы с вами узнаем о свойствах воздуха.
- А проводить опыты, мы будем в нашей экспериментальной лаборатория.
- А как называется человек, работающий в научной лаборатории? (научный сотрудник)
- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, действовать по команде воспитателя.
И главное требование при работе в лаборатории: работать всегда в специальной одежде
И так ребята я предлагаю пройти вам в научную лабораторию, одеть фартуки и головные уборы и присесть за свои столы.
(Дети надевают фартуки и шапочки)
Вот теперь вы не дети, а я не воспитатель, мы все с вами научные сотрудники.
Дорогие коллеги мы сегодня будем с вами изучать свойства воздуха.
Но для начала мы свами вспомним технику безопасности при проведении опытов:
- нельзя нечего пробовать на вкус;
-работать только на подносе;
-соблюдать порядок, на рабочем месте;
-брать только те предметы, которые нужны для опыта;
- осторожно пользоваться оборудованием;
И так ребята переходи с вами к экспериментальной части нашего занятия. У нас на плакате изображены модели свойств воздуха, здесь изображено? (рука, рот, глаз, ухо, нос)
1. Воспитатель: Посмотрите на модель (рука).
Как вы думаете, почему изображена эта модель?
Ответ ребенка: Можем ли мы почувствовать воздух?
Эксперимент № 1 «Почувствуй воздух?»
Воспитатель: Для начала возьмите со стола целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух.
Воспитатель: Закрутите пакеты. Что в нем находится?
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, ест ли он там. Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
А теперь ребята давайте проведем пальчиковую гимнастику «Веер»
У тебя есть две руки, (вращаем кистями, руки раскрыты)
Есть и десять пальчиков.
Будут пальчики трудиться, (сжимать и разжимать пальчики в кулачки)
Не пристало им лениться.
Мы купили новый веер, (раскрыть пыльцы и «обмахивать «им лицо, как веером).
Он работает, как ветер.
Что вы чувствуете? Прохладную струю воздуха. Прохладный ветерок.
А теперь подуйте на свои ладошки. Что вы чувствуете? (теплую струю воздуха). Теплый ветерок. Ветер – это движение воздуха.
Вывод: при помощи экспериментов мы доказали, что воздух можно почувствовать.
Физкультминутка «Ветер».
Ветер веет над полями,
И качается трава (Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора (Потягивание – руки вверх)
Ветер пыль над нами носит. (Дети плавно качают руками над головой)
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперед (Наклоны вправо-влево, назад-вперед)
А потом наоборот
Мы взбираемся на холм (Ходьба на месте)
Там немного отдохнем (Дети садятся)
2. Воспитатель: Перейдем к следующей модели – (рот).
Какой мы можем задать вопрос?
Ответ ребенка: Помогает ли нам воздух говорить?
Эксперимент № 2 Воздух помогает говорить.
Возьмите в руку листочек бумаги, сейчас мы с вами поработаем со звуком (п). (Дети произносят звук (п) на бумажку).
Вы заметили, что произносить звук «П» мы свами с могли только на выдохе, а также говорить кричать, петь, шептать, мы можем тоже только на выдохе, когда воздух выходит из легких наружу через рот и нос. А голос человека – это звуковые колебания воздуха.
Какой можем сделать вывод: При помощи опыта мы доказали, что воздух помогает, произносить звуки и говорить.
3. Воспитатель: Перейдем к следующей модели (глаз).
Как вы думаете, на какой вопрос мы теперь будем искать сейчас ответ?
Ответ ребенка: можно ли увидеть воздух?
Ребята мы уже говорили, что воздух находится вокруг нас, значит какой он? (прозрачный, а как же нам тогда его увидеть?
Эксперимент № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Для нашего опыта понадобится стакан с водой и котельная трубочка. Нужно опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Воспитатель: Подуйте в трубочку слабо. А теперь по сильней. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
Так вот эти пузырьки и есть пузырьки воздуха.
Вывод: проведя эксперимент, мы увидели пузырьки с воздухом.
4. Воспитатель: следующая модель свойств воздуха (ухо).
На какой вопрос мы свами будем искать ответ?
Ответ ребенка: Можно ли услышать воздух?
Давайте создадим тишину и послушаем. Воздух, не слышен.
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
Воспитатель: Возьми те крышечку от фломастера подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
Дыхательная гимнастика: Надуй шарик.
Дети представляют, что у них в руках шарик, мы его надуваем насосом (дыхание ртом короткое) ф-ф-ф-ф (руки разводят, а сдувается (длинный выдох) ш-ш-ш-ш, в конце хлопок.
Воспитатель: у вас на столе есть воздушный шарик, давайте надуем его своим воздухом, теперь попытайтесь, как вы думаете, что можно сделать с этим теперь попробуйте растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, с таким звуком выходит воздух.
А еще ребята с помощью чего мы можем услышать воздух? Правильно, духовые инструменты, которые играют тоже при помощи воздуха.
Вывод: проведя эксперимент, мы доказали, что при помощи воздуха, мы можем услышать разные звуки.
5. Воспитатель: перейдем к следующей модели - (нос).
Подскажите, на какой теперь вопрос будем искать с вами ответ?
Ответ ребенка: можем ли мы почувствовать запах воздуха?
Давайте вздохнём носиком? Что вы почувствовали? (ответы детей). Воздух запаха не имеет!
Но когда вы приходите домой, а мама печет вкусные пирожки, вы сразу чувствуете их аромат.
Эксперимент № 5 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко) и ответить какой запах вы почувствовали. Вы замечательно справились. Молодцы!
Вывод: сам воздух без запаха, но при потоке воздуха мы можем почувствовать запахи.
Итог.
А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.
Я предлагаю вам взять со стола две карточки зеленую и красную. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать карточку. Если вы со мной согласны - поднимите зеленую карточку, если не согласны - красную. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
1. Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
2. Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
3. Самый чистый воздух в городе. Нет, красный.
4. Воздух прозрачный. Да, зеленый
5. Пузырьки воды это воздух. Да, зеленый
6. Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
7. Воздух можно почувствовать. Да, зеленый.
8. Воздух помогает говорить. Да, зеленый.
9. Воздух помогает услышать разные звуки. Да, зеленый.
10. Воздух имеет запах. Нет, красный.
11. При потоке воздуха мы можем почувствовать запахи. Да, зеленый.
Дорогие коллеги вы прекрасно справились с экспериментами.
А сейчас мы с вами из научных сотрудников превратимся в настоящих волшебников.
Но для начала подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
Ветер по лесу летал (Плавные волнообразные движения)
Ветер листики считал: (Загибаем пальчики в кулак)
Вот дубовый, вот клиновый (Разгибаем пальчики)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку
Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Осень)
Назовите мне, пожалуйста, три осенних месяца (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
А сейчас у нас какой месяц,
А давайте ребята с вами перенесемся в октябрь, золотую осень, вспомним какая это красочная, красивая пора.
Ребята как называется природное явление, когда идет ветерок и падают, падают листья (Осенний листопад).
Ребята, а теперь возьмите большой лист бумаги, положите его перед собой, на него положите трафарет с листиком у каждого он свой, а теперь мои волшебники перед вами в стаканчиках чудо фломастеры, которые рисуют с помощью воздуха.
Давайте с вами разукрасим наши осенние листья.
Какие вы молодцы! Какие прекрасные осенние листочки у вас получились.
А давайте с вами создадим картину из наших листьев. Сейчас по одному подходите к каврографу, а я помогу прикрепить на нашу картину вам ваш листочек.
Посмотрите, какая у нас получилась прекрасная картина!
Ребята давайте придумаем название нашей картине? (Осенний листопад)
Уважаемые коллеги! Мне очень понравилась наша совместная работа в лаборатории, а вам? Ответы детей
Вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. При помощи воздушных фломастеров вы создали прекрасную картину и дали ей название «Осенний листопад». Вы большие молодцы! Спасибо вам за работу! А сейчас тихонечко встаньте, повести на спинку стула свои фартучки и шапочки.
Мы сегодня не скучали
Много нового узнали
А теперь пойдем гулять
Свежим воздухом дышать.
Литература
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Автор составитель:. Издательство: Сфера Год: 2002
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» – М. : Педагогическое общество России, 2005.
4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М. : Педагогическое общество России, 2003.
5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.
6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
1. Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
2. Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
3. Самый чистый воздух в городе. Нет, красный.
4. Воздух прозрачный. Да, зеленый
5. Пузырьки воды это воздух. Да, зеленый
6. Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
7. Воздух можно почувствовать. Да, зеленый.
8. Воздух помогает говорить. Да, зеленый.
9. Воздух помогает услышать разные звуки. Да, зеленый.
10. Воздух имеет запах. Нет, красный.
11. При потоке воздуха мы можем почувствовать запахи. Да, зеленый.