МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Соль такая разная» для детей подготовительной группы

Шитова Ирина Сергеевна
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Соль такая разная» для детей подготовительной группы

Предварительная работа:

Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.

Программное содержание:

Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.

Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение).

Развивать навыки экспериментирования.

Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.

Словарь: каменная, поваренная, морская, минеральное вещество, рудник.

Оборудование:

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Соль такая разная“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Для воспитателя: три вида соли для показа детям, лёд, соль, стакан с водой, ложка, солёный раствор воды, яйцо,

Для детей : лупа, стакан с водой, ёмкость с солью, трубочка, кубики льда.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие мы веселые:

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Глазки тихо открываем,

Руки к небу поднимаем,

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Я желаю вам, чтобы ваше это настроение сохранилось у вас в течение всего дня.

- Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку:

(Загадка – подсказка) : Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (Соль.)

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.

- Соль бывает каменная – неочищенный натуральный продукт. (Показать).

- Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль. (Показать).

- Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. (Показать).

- Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится. (Показать).

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Ответы детей.

Воспитатель: Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!

- Где мы встречаемся с солью? (на кухне, на море).

- Правильно. В море, океане вода соленая. (Слайд №2,3)

Так же в мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера. (Слайд №4)

Давайте посмотрим, как добывают соль.

Соль может лежать под землёй в виде толстого слоя или на земле в виде огромных гор. (Слайд №5,6)

Добыча каменной соли осуществляется подземным способом – в шахтах под землёй (слайд №7)

и открытыми способами – на поверхности земли: сбор тракторами (слайд №8) и методом выпаривания (слайд №9)

Воспитатель: В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

(Слайд №10)

Также соль используют в кулинарии (слайд №11, народной медицине - солевые компрессы при ушибах, полоскание горла (слайд №12, в косметологии (слайд № 13, для уборки территории (слайд № 14).

Соль нужна не только человеку и животным. (Слайд №15.)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на физминутку. (Звучит музыка)

Соли в речку брошу я, (идут шеренгой)

Море выйдет у меня. (показывают «круг»)

Чайки в небе закричат, («летают»)

Черепахи зашуршат. («ползают»)

И весёлые дельфины

Из воды покажут спины. («плавают»)

И огромный синий кит

Под фонтаном запыхтит. («руки вверх»)

Соли в речку брошу я, (идут шеренгой)

Выйдет море у меня. (показывают «круг»)

Только где бы по пути

Столько соли мне найти? (разводят руками)

Воспитатель: Ребята, куда же мы пришли? Мы пришли в лабораторию. А что делают в лаборатории? (ответы детей). Правильно, в лаборатории учёные проводят эксперименты и опыты. В нашей лаборатории мы будем исследовать свойства соли. Для того, чтобы правильно проводить опыты, нужно внимательно слушать и соблюдать правила при работе в лаборатории. Давайте вспомним эти правила:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время работы.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок).

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов).

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит».

Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – (мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день).

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяет лёд».

Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 2 небольших мисочек. В каждую мисочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим мисочки в сторону.

Опыт №4 «Соль впитывает влагу».

Наберите в пипетку воды и капните в соль. Что произошло с водой? (Вода впиталась в соль.) Почему? (Воды мало, а соли много.)

Опыт №5 «Соль растворяется в воде».

Высыпите соль в воду. Что получилось? (соль растворилась).

- Какая стала вода? Ответы детей - (соленая).

- Куда делась соль? Ответы детей : (она растворилась).

Опыт №6 «Соль делает жидкость плотнее».

Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Чем больше соли в воде, тем сложнее утонуть яйцу. Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

Игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить. (Банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо).

Воспитатель: А сейчас я хочу вам предложить самим сделать цветную соль. Мы с вами будем красить соль с помощью цветных красителей, которые сделаны из обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натёрла, размолола.

Насыпьте в тарелочку 1 ложку соли и цветного порошка. Аккуратно палочкой перемешайте, и вот перед вами – цветная соль. Разделимся на 2 команды и каждая команда, будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы цвета не сливались, красиво сочетались.

- Пусть эти вазочки с цветной солью хранятся в нашей группе. Береги её, не рассыпайте и у нас всегда будет мир и дружба.

А теперь, давайте вернёмся к нашим мискам со льдом.

(Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее).

Вывод: соль растворяет лёд.

- Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете, зачем они это делают? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой разной солью. Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет?

В ходе исследования мы узнали, что:

Соль – кристаллизующееся вещество белого цвета, не имеет запаха.

Соль растворяется в воде.

Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.

Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в различных целях.

Соль полезна, не только человеку, но и животным, так как в ней содержатся микроэлементы.

Большое количество соли может нанести вред человеку.

Публикации по теме:

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Интегрированное занятие «Такая разная осень» для детей старшей группыИнтегрированное занятие «Такая разная осень» для детей старшей группы ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ТАКАЯ РАЗНАЯ ОСЕНЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Цель – Обобщение знаний детей о времени года «Осень». Под музыку.

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группеКонспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Волшебное мыло» Цель: Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями Задачи: Обучающие: Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Ах, картошка, картошка…»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Ах, картошка, картошка…» Цель:Формирование у детей представлений о картофеле, его значимости в жизни человека. Задачи:Уточнить и дополнить знания детей о картофеле,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группыКонспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группы Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Соль такая разная» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 22 марта 2020 в 17:27
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД