Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»

Наталья Проскурина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6

«Ягодка» Тутаевского муниципального района

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе

«Удивительная соль»

Подготовила и провела воспитатель

Проскурина Наталья Васильевна

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Удивительная соль“» размещена в разделах

Цель: Развитие познавательно - исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с солью.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить представление детей о соли.

2. Познакомить детей с некоторыми свойствами соли: сыпучесть, растворимость, способность делать воду тяжелой (повышать плотность воды, способность окрашиваться, чистить грязную посуду.

Развивающие:

1. Развивать у детей устойчивый интерес к исследовательской деятельности, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу, умение работать в группе сверстников.

Предварительная работа: Чтение поговорок и пословиц о соли, просмотр видеопрезентации «Добыча соли», слушание русской народной аудиосказки «Соль», знакомство с профессией журналиста в ходе сюжетно-ролевой игры «Журналист».

Оборудование: соль, стаканчики пластиковые, пластиковые тарелочки, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки, трубочки, лупы, деревянные палочки (по количеству детей, натертые мелки разных цветов, сырые яйца, салфетки, пустая стеклянная ваза, грязный бокал, перчатки, губка.

Подготовка к исследованию: карточки с символическим изображением методов исследования, энциклопедия для детей.

Методы формы и приёмы:

• наглядный (карточки с символическим изображением методов исследования:);

• словесный (рассказ);

• приём эмоциональной заинтересованности (сюрпризный момент)

• исследование,

• информационно коммуникативный метод,

• эксперимент, наблюдение, рассуждение, анализ

Ход занятия

1 часть: организационный момент (3 мин)

Воспитатель.

Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо. Посмотрите от кого оно? (показывает детям конверт)

Дети: От Лунтика

Воспитатель. Давайте прочитаем, что он нам пишет (зачитывает письмо)

«Здравствуйте дорогие ребята, я знаю, что вы скоро пойдете в школу, вы уже много знаете и умеете. Надеюсь, вы сможете мне помочь. Недавно бабушка Капа приготовила для меня «Витаминный салат» из овощей. Я очень люблю салаты, но когда я его попробовал, он оказался пресным и невкусным….

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему салат оказался пресным?

Дети: Дают разные варианты ответа

Воспитатель: Давайте, дочитаем письмо Лунтика до конца и узнаем в чем же дело.

«Оказалось, что баба Капа забыла его посолить. Когда она его посолила, салат стал очень вкусным. Ребята у себя на Луне я никогда не слышал про такое вещество - соль. Не могли бы вы мне рассказать про это вещество. Очень на вас надеюсь. Ваш Лунтик.»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь Лунтику узнать, что такое соль и какие у неё свойства?

Дети: Да

Воспитатель: Я предлагаю вам стать учёными и провести самостоятельное исследование соли. А все результаты исследований я запишу, и отправлю в письме Лунтику.

2 часть: Основной этап (25 мин)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы провести исследование?

Дети. Получить как можно больше информации.

Воспитатель. Правильно.

Воспитатель. Где мы можем получить необходимую информацию? Какие методы исследования вы знаете?

Дети. Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в

книге, спросить у специалиста, посмотреть в телевизоре

(воспитатель выставляет карточки с названием этапов исследования)

I этап.

Воспитатель. Верно, существует много способов сбора информации. Но с чего мы начнем?

Дети. Подумать самостоятельно.

(картинка 1 этапа «Подумать самостоятельно»)

Воспитатель: А что же мы с вами знаем про соль?

Дети: Соль - вещество белого цвета, на вкус соленая. Соль необходима для приготовления пищи

II этап. Воспитатель. Следующий метод исследования

(выставляет картинку следующего этапа)

Дети. Прочитать в книге.

Воспитатель: В какой книге мы можем узнать о соли?

Дети: Словарь, энциклопедия, ….

Воспитатель: Ребята давайте я вам прочитаю, что же написано про соль в нашей Энциклопедии для детей

Зачитываю из энциклопедии «Что такое «соль?»

III этап.

Воспитатель. Какой следующий этап нашего исследования?

Дети. Спросить у взрослых.

(Игра «Журналист»)

Воспитатель: Ребята, кто хочет побыть в роли журналиста и задать вопрос про соль нашим гостям?

Ребёнок – журналист задает вопрос гостям: для чего нужна соль?

Ответы гостей: Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Употребление суточного употребления соли составляет 1 чайная ложка. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, даже стекла. Животным, тоже нужна соль. Растения тоже живые существа, им тоже нужна соль. Пища растений - это вода, а в воде содержится соль. Значит, и растениям нужна соль.

Воспитатель: спрашивает у ребёнка - журналиста, какую информацию о соли, ему удалось узнать у наших гостей? Подводят итог ответам гостей.

VI этап.

Воспитатель. Что будем следующим этапом нашего исследования? (показывает на карточки)

Дети. Сейчас мы будем наблюдать и проводить эксперименты.

Воспитатель. В лабораторию пойдем и чудо-опыт проведём с этим волшебным веществом.

Физминутка

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.

Воспитатель: Ребята. Пройдемте в нашу лабораторию. Занимайте свои рабочие места.

Дети проходят к столам с приготовленным оборудованием.

Воспитатель:

Дети, а вы знаете, что в лаборатории есть определенные правила поведения? А кто мне может назвать эти правила?

Ответы детей

1. Не трогать руками глаза

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Выполнил, положи на место

Опыт № 1 «Из чего состоит соль»

Воспитатель: Давайте рассмотрим поваренную соль (лежит горкой в пластиковых тарелочках перед каждым ребенком, что вы можете сказать о ее внешнем виде? На что она похожа?

Дети: Похожа на порошок

Воспитатель: Действительно с виду соль похожа на порошок. Подуйте на соль тихонько из трубочки. Что с ней происходит?

Дети: она рассыпается

Воспитатель: Значит, соль какое вещество: жидкое, твердое, сыпучее?

Дети: сыпучее

Воспитатель: С виду соль похожа на порошок. А теперь давайте рассмотрим соль через увеличительное стекло. Что вы видите?

Дети: соль состоит из белых кристаллов.

Воспитатель: Если внимательно рассмотреть соль, то видно, что это маленькие кристаллики. Давайте попробуем ложечкой немного придавить соль, что мы слышим? (хруст). Когда мы надавливаем ложечкой, кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст.

Воспитатель: Имеет ли соль запах?

Дети: Нет

Вывод: Соль-это сыпучее вещество белого цвета не имеет запаха, состоит из кристаллов. (Выставляют карточку на мольберт)

Опыт № 2. «Соль растворяется в воде»

Воспитатель: Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, мы сейчас проверим.

Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы под номером 1 и 2 с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете?

Дети: В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что случится с солью, если мы положим её в воду?

Дети высказывают предположение

Воспитатель: А в двух стаканах соль будет вести себя одинаково?

Дети высказывают предположение

Воспитатель: Ребята, а вы хотите проверить свои гипотезы (предположения?

Дети: да

Воспитатель: тогда давайте проведем опыт.

Давайте в каждый стакан положим по две ложки соли, перемешаем и посмотрим, что получится.

Высказывания детей

Воспитатель: Да, ребята, соль растворилась в воде.

А кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

Дети: В тёплой воде соль растворилась быстрее.

Воспитатель: А соль исчезла из стакана или растворилась в воде?

Дети: Нет, соль растворилась

Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Дети: Попробовать на вкус.

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы, а какой вывод мы можем сделать после проведенного опыта

Вывод : Дети: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее (Выставляют карточку на мольберт)

Опыт № 3. «Плавающее яйцо»

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, соленая вода похожа на морскую воду?

Дети: да

Воспитатель: верно, в море вода солёная, как и в наших стаканах. А в обычной реке вода тоже солёная?

Дети: Нет, в речке вода пресная.

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?

Дети: Да.

Воспитатель: Поможет нам в этом обычное яйцо. Давайте, возьмем яйцо, аккуратно и опустим его в стакан № 3с обычной водой питьевой, вода в нем не соленая. Что вы видите?

Дети: Яйцо утонуло.

Воспитатель: Вытаскиваем яйцо аккуратно, кладем на поднос, а в стакан добавляем три ложки соли, перемешиваем, вода в стакане стала какая?

Дети: Солёная

Воспитатель: Теперь давайте снова опустим яйцо в стакан, посмотрим, что с ним произошло?

Дети: Яйцо плавает в солёной воде, оно не тонет.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

Вывод: Дети: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать. (Выставляют карточку на мольберт)

Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».

Опыт проводит воспитатель

Воспитатель: Ребята, оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Сейчас я вам это докажу. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку я насыпаю немного соли и начинаю чистить бокал с помощью соли. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в каких жизненных ситуациях мы можем использовать это свойство соли?

Дети: В походе, в поездке, когда нет под рукою чистящего средства

Воспитатель: давайте сделаем вывод из нашего опыта

Вывод: Дети: соль может быть чистящим средством (Выставляют карточку на мольберт)

Опыт №5 «Цветная соль»

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, вы видели когда - нибудь соль не белого цвета? Может ли соль быть цветной?

Дети: да

Воспитатель: А как вы думаете, чем можно покрасит соль?

Дети: цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями

Воспитатель: Ребята, а где можно использовать окрашенную соль?

Дети высказывают предположение

Воспитатель: Оказывается, если насыпать цветную соль в бутылочку или вазу слоями можно получить красивую поделку, и украсить ей комнату. Вы хотите создать такую поделку для нашей группы?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда, давайте возьмем натертые цветные мелки из пакетика,

высыпаем их на горку соли и перемешаем деревянной палочкой.

Воспитатель: Получилась у вас цветная соль?

Дети: да

Воспитатель: У кого какого цвета получилась?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, теперь будем аккуратно высыпать слоями окрашенную соль в пустую вазу.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая ваза у нас получилась.

3 часть оценочно-рефлексивный (3мин)

Воспитатель: Ребята, скажите, что вы узнали сегодня на занятии про соль, о чем мы сможем написать Лунтику в письме? О Каких свойства соли вы узнали? Что вам запомнилось больше всего? А что для вас было трудным? Хотели бы вы продолжить исследование соли?

Воспитатель: Все наши результаты исследований я запишу на листок и отравлю Лунтику, теперь ему станет понятно, что такое соль.

Публикации по теме:

«Удивительная бумага». Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Задачи: Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль» в подготовительной группе Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Выполнили: Недошивкина Ю. А.

«Волшебный мир магнитов» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебный мир магнитов» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Цель: Развитие познавательной.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Северяночка».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебная соль» Конспект занятия познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе по теме «Волшебная соль» Задачи: 1. Воспитывать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Исследуем соль» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Исследуем соль» Цель: Формирование представлений детей.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» с детьми подготовительной к школе группы Программное содержание Образовательные задачи: 1. Закрепить полученные знания о воде. 2. Расширить и углубить представления детей об окружающем.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Подготовила Бурцева Алла Станиславовна.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Воспитатель: Лихачёва Л. Н. 2018г. «Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Задачи: Воспитывающие.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль» Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет) Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая Цель: изучить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 08:47
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД