ирина наумова
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание); уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
Развивающие : развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; бережное отношение к себе.
Методы и приемы:
• Наглядные (показ, демонстрация);
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Наши помощники“» размещена в разделах
• Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
• Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
• Практические (упражнения, опыты).
• Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
• Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Средства обучения :
• Демонстрационный материал (кукла, сундучок с загадками)
• ИКТ
• Баночки с продуктами, различными по запаху; музыкальные инструменты: барабан; колокольчик, металлофон, бубен, пластиковая бутылочка с водой, лист бумаги; игрушки: кубик, машинка, мишка, баночка; мешочек с предметами: ложка, карандаш, кубик, кукла, чашка от посудки и пр.).
Ход занятия.
- Ребята, я очень рада вас видеть! Какие вы все хорошие, красивые.
Кто любит смеяться?
Играть и развлекаться?
Кто любит угощенья: конфеты и варенье?
У кого есть голова?
У кого одна нога?
Песенки кто любит петь?
Ну а мультики смотреть?
- Посмотрите друг на друга. Вы, вроде бы, все очень разные: девочки и мальчики, высокие и низкие, спокойные и шустрые. Но, в то же время, очень похожи. У вас у всех есть руки, ноги, туловище, глаза, ушки… А скажите, вы любите путешествовать? Вот сегодня я вас приглашаю в путешествие. Но оно на простое, это путешествие по самим себе.
Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь. А там кукла: «Я тоже хочу с вами путешествовать. Я тоже хочу много знать».
- Ребята, познакомьтесь, это кукла Маша. Возьмем ее с собой? Ну что же. Отправляемся!
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять-
Тело будем изучать. (шагать на месте)
Вот спина, а вот животик, (показать обеими руками свою спину, затем живот)
Ножки. (потопать ногами)
Ручки, (протянуть вперёд руки и покрутить кистями)
Глазки, (указательными пальцами обеих рук показать глаза)
Ротик, (указательным пальцем правой руки показать на рот)
Носик, (указательным пальцем правой руки показать на нос)
Ушки, (указательными пальцами обеих рук показать уши)
Голова, (положить руки на голову)
Показать успел едва (покачать головой из стороны в сторону)
Шея крутит головой - (обхватить шею ладонями)
Ох, устала! Ой-ой-ой
- Мы уже знаем, из каких частей состоит наше тело. Но важно также знать, как оно нам служит, как помогает жить? Посмотрите, у каждого из вас есть глаза, уши, нос, язык, руки – это наши органы чувств. Они помогают нам познавать окружающей мир, и мы, поэтому, называем их - наши помощники (Слайд 1). А как они нам помогают, мы сейчас и узнаем. Кукла Маша принесла нам волшебный сундучок с загадками. Я достаю первую загадку.
Загадка: Маша смотрит на кота,
На картинки в сказке.
А для этого нужны
Нашей Маше… (глазки) (Слайд 2)
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас,
На лице есть пара глаз? (Слайд 3)
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
- Ребята, для чего нам нужны глаза? (ответы детей) Верно, благодаря глазам мы можем видеть всё, что нас окружает. Глазами мы можем увидеть много интересного: картинки в книжках, мультфильмы и т. д. Давайте посмотрим, какие у кого глаза? Посмотрите друг на друга. (Рассматривание и сравнение глаз).
Игра «Угадай чего не стало». Цель: Развитие зрительного внимание у детей. На столе стоят игрушки. По команде: -Раз- два - три – не смотри! Дети закрывают глаза, воспитатель прячет какую – нибудь игрушку. Воспитатель даё т команду: -Раз-два - три- смотри! Дети называют, какой игрушки не стало. Игра повторяется.
- Какой помощник помог нам узнать какой игрушки не стало? (Слайд 4) Правильно. Глаза. Молодцы! А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Гимнастика для глаз "Белка"
Белка дятла поджидала,- (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри -(Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три! -
Пообедал дятел с белкой-(Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. -(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
- А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:
Загадка: Маша нюхает в саду
Чудный запах роз
И для этого нужен нашей Маше… (нос)
Нос «картошкой» или длинный, (Слайд 5)
Даже как у Буратино. (Слайд 6)
Нос любой нам помогает
С ним и аромат цветка
Чувствуем издалека, (Слайд 7)
И что пирожки готовы
Нос нам сообщает снова!
- Давайте поглядим и сравним у кого какой нос. (Рассматривание и сравнение носов). А для чего человеку нос? (ответы детей). Нос - это важная часть тела (Слайд 8). Носом мы дышим. Он помогает нам чувствовать и различать запахи.
Игра «Узнай по запаху». Цель: Дифференциация с помощью обоняния. Воспитатель из волшебной коробочки раздает детям яички из-под киндеров с проделанными отверстиями, внутри которых лежат чеснок, лук, шоколад, лимон, чай, банан, апельсин и предлагает отгадать, что лежит в баночке по запаху.
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)
- А вот вам и третья загадка.
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике? (Ответы детей)
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок (Слайд 9).
- Как можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.). А определить продукты на вкус нам помогает? Правильно – язычок. Наш язычок может распознавать много-много разных вкусов. Скажите, какими по вкусу бывают продукты? (Слайд 10) (Дети отвечают, какой вкус у продукта).
- Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки (Слайд 11). Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте мы с ним поиграем.
Игра «Утро Язычка». Цель: артикуляционная гимнастика. Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался (Дети выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой). Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу. (движения губ, челюстей, языка). Смотрел налево, направо, вверх - светит ли солнышко, вниз - нет ли луж на дорожке, и выходил из дома на утреннюю пробежку. (Дети выполняют языком указанные движения.) Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в другую сторону. (Круговые движения языка, рот широко открыт.) Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом, Язычок возвращался домой, захлопывал одну дверь (зубы, другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.
- А у нас следующая загадка:
Маша слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Маше… (Ушки) (Слайд 12)
- Ребята, для чего человеку уши? (ответы детей). Правильно, мы слышим ушами (Слайд 13). Уши постоянно воспринимают окружающие звуки, даже когда мы спим. Вот мы сейчас и посмотрим, как ваши ушки могут отличать звуки.
Игра «Угадай по звуку». Цель: дифференциация с помощью слуха. Воспитатель из-за ширмы извлекает звуки из различных музыкальных инструментов (металлофоне, барабан, колокольчик, бубен). Затем трясет бутылочку с водой, мнет бумагу. Дети отгадывают, что звучит.
Игра: "Узнай по голосу". Цель: развитие слухового внимания. Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Ты стоишь, стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал. Игра повторяется с другим ведущим.
- Что помогло нам услышать разные звуки? (уши). Правильно. Молодцы!
Осталась у нас последняя загадка:
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (пальцы) (Слайды 14, 15).
Пальчиковая гимнастика «На полянке дом стоит»
На полянке дом стоит (Пальцы рук сомкнуты, образуют крышу,
Только в домик вход закрыт (Пальцы сцеплены в «замок»,
Мы ворота открываем (Ладони соприкасаются, пальцы-«ворота» отводим в разные стороны,
К себе в гости приглашаем (Пальчиками зовут к себе).
- Мы очень хорошо потренировали свои пальчики. Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нем лежит? Какие помощники нам в этом помогут?
Игра «Чудесный мешочек». Цель: дифференциация предметов с помощью тактильных ощущений. Дети на ощупь определяют, что лежит в мешочке.
- Молодцы, ребята, очень хорошо справились со всеми заданиями. А наше необычное путешествие подходит к концу. Скажите, с какими органами чувств, с какими помощниками мы с вами сегодня познакомились? (Слайд16). Давайте вспомним, для чего они нам нужны?
Упражнение «Мои помощники».
Ротик мой умеет кушать (жуют,
Нос дышать (сопят носиком,
А ушки слушать (слушают правым и левым ухом,
Могут глазоньки моргать (моргают глазами,
Ручки все хватать – хватать (хватательные движения пальчиками). (Слайд 17)
- А ты, кукла Маша, запомнила, какие у нас есть помощники?
-Да, ребята, спасибо большое!