Светлана Аминева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Человек. Части тело»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с частями тела человека.
Задачи:
- научить образовывать существительные множественного числа;
- учить составлять предложения на наглядном материале;
- различать правую и левую руку, ногу;
- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
- упражнять детей в согласовании существительных с числительными;
- обратить внимание детей на многозначность слов;
- упражнять детей в употреблении слов антонимов.
Направления образовательной деятельности:
Познавательное развитие;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе „Человек, Части тело“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр», игры с мячом, прослушивание сказки «Два брата»
Материалы и оборудование: зеркала на каждого ребенка, плакат с изображением строения тела человека, мяч, демонстрационный материал к сказке «Два брата», наглядное изображение многозначности слов, натуральные предметы: расчёска, зубная щетка, полотенце, мыло, мочалка, салфетки, зубная паста, шампунь.
Место проведения: группа
Воспитатель: Возьмите со стола зеркала. Сейчас мы с вами будем изображать разные эмоции. Поднимите вверх брови, удивитесь. А сейчас нахмурьте брови, сморщите нос, изобразите Бабу Ягу. Какое у нее выражение лица?
Воспитанники: злое, страшное.
Воспитатель: А теперь изобразите добрую фею. Улыбнитесь. Какое у нее выражение лица?
Воспитанники: доброе, радостное.
Воспитатель: А какое выражение лица нравится вам? Какое настроение у вас чаще всего бывает?
Воспитанники: ответы детей.
Воспитатель: Ну тогда начинаем наше занятие, и пускай хорошее настроение будет сопровождать его.
Воспитатель: Ребята послушайте загадку:
Не верблюд, а плюётся.
Не калькулятор, а считает.
Не радио, а вещает.
Как вы думаете, кто это?
Воспитанники: человек.
Воспитатель: О ком мы будем говорить?
Воспитанники: о человеке.
(Показ плаката со строением тела человека).
Воспитатель: Тема нашего занятия : «Части тела человека». Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.
Стук в дверь. Появляется Буратино.
Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?
Воспитатель: Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Буратино знаешь, какие части тела есть у человека?
Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – НОС.
Воспитатель: А для чего он нужен?
Буратино: Чтоб его везде совать.
Воспитатель: Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы он узнал, какие еще есть части тела у человека и для чего они нужны.
Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.
Воспитатель: Как называется самая большая часть тела человека? Воспитанники: туловище.
Воспитатель вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются части тела (живот, спина, бока).
Буратино: Я знаю, ещё у каждого человека есть голова – она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.
Воспитатель: Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, вот послушайте загадки:
1. Назовите орган слуха.
Дружно, хором! Это -…
Воспитанники: уши
Воспитатель: Для чего нужны уши?
Воспитанники: уши нужны для того, чтобы слышать, слушать.
2. На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
Воспитанники: глаза.
Воспитатель: Для чего нужны глаза?
Воспитанники: глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть.
Воспитатель: А сейчас Буратино мы тебе расскажем и покажем, какие еще части тела есть у человека.
(Выходит ребенок и, проговаривая стихотворение, показывает на себе части тела, остальные дети повторяют за ним движения на своих местах).
Есть на пальцах наших ногти. Есть у нас на голове
На руках – запястья, локти Уха два и мочки две
Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски
Бедра, пятки, две стопы И глаза, что так близки
Есть колени и спина Щеки, нос и две ноздри
Но она всего одна Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.
Воспитатель: Для чего нужны зубы, язык, ноги, руки, нос, ресницы?
Воспитанники: ответы детей.
Воспитатель: А что еще находится на голове?
Воспитанники: волосы.
Воспитатель: Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите мне части руки Воспитанники : плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти.
Воспитатель: А какие части ноги вы знаете?
Воспитанники: бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки.
Буратино: Ребята, а я знаю, чего нет у животных – лица. А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека?
Воспитанники: ладонь, пальцы, ногти, локти, руки.
Образование существительных множественного числа. Игра с мячом: «Один – много».
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.
Ухо – уши, шея-шеи, глаз -глаза, волос -волосы, голова -головы, лоб-лбы, рот -рты, нос -носы, щека -щёки, палец -пальцы, локоть -локти, бровь – брови.
Согласование существительного с числительным. Игра «Подумай и ответь»
Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она со мной играть не будет.
1. Сколько рук у двух детей?
Воспитанники: у двух детей четыре руки.
2. Сколько лбов у трех мальчиков?
Воспитанники: у тех мальчиков три лба.
3. Сколько пальцев на руках?
Воспитанники: на руках десять пальцев.
4. Сколько ушей у трех девочек?
Воспитанники: у трех девочек шесть ушей.
Буратино: Спасибо ребята.
Физминутка
Воспитатель: Встаньте за своими стульчиками, проведем небольшую зарядку.
Кто скажите, сможет дети повторить движенья эти? Руки вверх я подниму.
Воспитанники: Это тоже я могу!
Воспитатель: Вправо влево разведу.
Воспитанники: Это тоже я могу.
Воспитатель: И как птица полечу.
Воспитанники: Это тоже я могу.
Воспитатель: Головою поверчу.
Воспитанники: Это тоже я могу.
Воспитатель: А теперь присяду, встану и нисколько не устану.
Воспитанники: Это тоже я могу.
Воспитатель: Я попрыгаю немножко.
Воспитанники: Это тоже я могу.
Воспитатель: И пешком пойду в дорогу.
Воспитанники: Это тоже я могу.
Воспитатель: И на месте побегу.
Воспитанники: Это тоже я могу.
Воспитатель: Все на свете я могу.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной! Хлоп, хлоп!
Хлопаем перед собой! Хлоп, хлоп!
Вправо можем! Влево можем!
И крест накрест руки сложим.
Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ»
Воспитатель: Садитесь на свои места и послушайте сказку, которая называется «Два брата».
- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. Другого – ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого было своё жильё. ИК имел маленький домик. ИЩ – большой домище. Воспитатель рисует на доске дома братьев и задает детям вопросы: какой дом имел ИЩ?
Воспитанники: большой.
Воспитатель: Как он назывался?
Воспитанники: домище.
Воспитатель: Какой дом имел ИК?
Воспитанники: маленький.
Воспитатель: Как он назывался?
Воспитанники: домик.
Воспитатель: Теперь я расскажу, какими были эти братья. А вы мне будете помогать. (рассказ по рисунку на доске).
У одного брата был не нос – а …
Воспитанники: носище,
Воспитатель: а у другого?
Воспитанники: носик.
Воспитатель: У одного брата был не рот – а …
Воспитанники: ротище,
Воспитатель: а у другого?
Воспитанники: ротик.
Воспитатель: У одного брата были не руки - а.
Воспитанники: ручище
Воспитатель: а у другого?
Воспитанники: ручки
Воспитатель: У одного брата были не ноги – а…
Воспитанники: ножище
Воспитатель: а у другого?
Воспитанники: ножки.
Воспитатель: У одного брата был не лоб – а…
Воспитанники: лобище
Воспитатель: а у другого?
Воспитанники: лобик
Воспитатель: У одного брата были не глаза – а…
Воспитанники: глазище
Воспитатель: а у другого?
Воспитанники: глазки
Воспитатель: У одного брата были не волосы – а…
Воспитанники: волосище
Воспитатель: а у другого?
Воспитанники: волосики
Воспитатель: Как звали маленького брата?
Воспитанники: ИК.
Воспитатель: Как звали другого брата?
Воспитанники: ИЩ.
Воспитатель: Какой был ИЩ?
Воспитанники: большой.
Воспитатель: Если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ – то предмет большой.
Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»
Воспитатель: Давайте, теперь сравним братьев.
У ИЩА лицо грустное, а у ИКА –
Воспитанники: веселое
У ИЩА волосы темные, а у ИКА –
Воспитанники: светлые
У ИЩА волосы длинные, а у ИКА –
Воспитанники: короткие
У ИЩА волосы прямые, а у ИКА –
Воспитанники: кудрявые
У ИЩА нос большой, а у ИКА –
Воспитанники: маленький
ИЩ толстый, а ИК
Воспитанники: худой
ИЩ высокий, а ИК
Воспитанники: низкий
Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Буратино: А я один раз залез носом в чернила и весь испачкался, так было весело.
Воспитатель: Ты, наверное, не знаешь, что может произойти, если человек не следит за чистотой своего тела. Вот послушай отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр».
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи?
Воспитанники: о неряхе, грязнуле
Воспитатель: Что надо делать, чтобы быть чистым?
Воспитанники: умываться, мыть руки, тело, чистить зубы, причёсываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь…
Буратино: Мальвина меня заставляет мыть руки и ещё, дала мне целый мешок каких-то предметов. А я не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино.
Игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»
(воспитатель показывает предметы ухода за телом, а дети составляют предложения расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы)
Буратино: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие части тела есть у человека и для чего они нужны. И что нужно каждый день пользоваться предметами гигиены.
Итог
Воспитатель: Что мы сегодня узнали на занятии?
Воспитанники: ответы детей.
Дети по цепочке называют части тела человека, передавая друг другу мяч.