МААМ-картинки

Конспект занятия по позновательному развитию в старшей группе «Путешествие к мастерам Хохломы»

Эльвира Чуксина
Конспект занятия по позновательному развитию в старшей группе «Путешествие к мастерам Хохломы»

Конспект занятия по позновательному развитию в старшей группе

Тема:«Путешествие к мастерам Хохломы»

Подготовила: воспитатель Чуксина Эльвира Геннадьевна

Цели:

Познакомить с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла.

Публикация «Конспект занятия по позновательному развитию в старшей группе „Путешествие к мастерам Хохломы“» размещена в разделах

Задачи:

- познакомить детей с особенностями изготовления хохломской посуды, историей возникновения этого промысла;

- развивать интерес к народному прикладному искусству;

- учить технике росписи (рисование концом кисти растительных форм определенных цветовых сочетаний);

- развивать умение согласовывать речь с движениями руки;

- воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Оборудование: изделия хохломских мастеров, иллюстрации, книги по теме, гуашь, кисти тонкие, трафареты ложек.

Ход:

1. Игра «Четвертый лишний» (дети свободно на ковре)

- лиса, белка, тарелка, бурундук;

- сервант, ложка, диван, стол;

- орел, синица, воробей, чайник.

- Назовите все лишние слова и догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить!

- Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Мы уже много о ней знаем, давайте вспомним:

- как называется посуда для чая?. (чайная) …для кофе? (кофейная). для кухни? (кухонная)

- из чего можно делать посуду? (из дерева – деревянная, из стекла -, из фарфора -, из глины -, из пластмассы -)

- Давным-давно, в давние времена… Хотите узнать, какая посуда была раньше? Тогда мы отправимся в МУЗЕЙ. Что такое музей? … Это такое место, где хранятся разные старинные вещи, предметы, по которым мы можем узнать много нового и интересного. Но в музей пускают только тех, кто не ссорится, дружит, уступает друг другу. А вы хорошие дети?

- Мы – хорошие дети, мы – дружные дети, мы – самые лучшие дети на свете!

- Мальчики! Проводите девочек в «музей»! (дети садятся на стульчики)

2. Перед детьми выставка изделий хохломских мастеров.

- Дети, расскажите, что вы здесь видите. (ложки, миски, бочата, доски, ковш и т. п.)

- Хоть и деревянная, но нарядная, праздничная, расписная! Такая посуда была в каждом доме: и у богатого человека, и у бедного крестьянина, и на царском столе. Кто знает, как называется эта посуда? (Хохломская)

- Откуда же появилась эта удивительная посуда? А вот откуда… (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций)

- Говорят, давным-давно поселился за Волгой – рекой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу ПТИЦА – ЖАР. Он и ее угостил. В благодарность задела Жар–птица золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой, вся расписанная дивными узорами. Залюбовался мужичок-умелец такой красотой и решил всю свою деревянную посуду такой росписью разукрасить. Сам научился и других научил. На том месте город вырос. Семенов называется (повторить). Там до сих пор хохломскую посуду делают.

Сначала ложки да плошки, досочки да бочонки из дерева вытачивают (дать детям для рассматривания деревянную нерасписанную посуду). Затем глиной обмазывают да в печи обжигают. Теперь можно и расписывать. Берет художник тонкую кисть и выводит на посуде черные да красные завитки, и золотые листики, и красную ягоду малинку, да рябину гроздьями… Расписанную посуду маслом льняным натирают для блеска. И снова в печь. От печного жара заискрится, засияет еще ярче узор лесной, луговой…

Прочная, красивая посуда! Погрузят ее мастера в телеги и везут в большое село Хохлома, на ярмарку, продавать. А оттуда по всей земле русской, да и за границу. Кричат продавцы, зазывают:

- Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо-блюдо! Чашки-ложки!

- Откуда посуда?

- Из Хохломы. К вам приехала сама золотая Хохлома!

Так и повелось – хохлома да хохлома. Пишут мастера свои веселые узоры людям на радость…

ФИЗМИНУТКА «Мастера»

- А теперь проверим, что вы запомнили! (дети встают и имитируют движения)

- Мы покажем и расскажем, как посуду мастерили.

- Что делали сначала? (вытачивали посуду из дерева – движения кистями рук от себя,

- Что потом? (обмазывали глиной – гладим воображаемую посуду,

- Дальше? (обжигали в печи – сильно дуем, как-будто разжигаем огонь,

- А теперь самое интересное! (расписывали красками – рисуем,

- Затем? (натирали льняным маслом – гладим,

- И снова куда? (в печь на обжиг – сильно дуем).

3. Работа в художественной "мастерской"

- Чтобы не исчезло это искусство на Руси, должны быть ученики. Мы тоже научимся настоящей хохломской росписи. Приглашаю вас в МАСТЕРСКУЮ. (Дети проходят за столы для рисования, на мольберте образцы). Вы – ученики, а я буду мастерица (воспитатель накидывает на плечи русский платок)

- А ну-ка, подскажите, какие краски нам нужны? (красная, желтая, черная). А кисточка острая, как иголочка. А еще слова волшебные, ласковые нужны. Я буду их называть, а вы запоминайте. (Показ узора воспитателем)

- Весь узор держится на главном стебельке – ЗАВИТОК, который завивается, стелется как волна. (Почему так называется)

Завиток веду, веду, заворачиваю…

Влево веду и вправо веду… (дети повторяют)

- На одном стебельке-завитке – листик рябиновый золотой.

Слева дуга, справа дуга, закрашиваем…

- На другом завитке – гроздь ягоды рябины.

Ах, ягодка! Ах, бусинка.

- Оживляется стебелек мелкой травушкой. Травка тонкая, как усики.

Раз травинка, два травинка – две сестренки…

(Дети расписывают узорами шаблоны посуды, сопровождая движения руки «волшебными словами». Готовые работы выкладывают на выставку.)

- Вот и потрудились мы, постарались. Многое узнали, многому научились. А чтобы улучшить свое мастерство, дома потренируйтесь. Да слова волшебные не позабудьте!

Публикации по теме:

Конспект занятия по физическому развитию «Путешествие в зоопарк» в старшей группе «Путешествие в зоопарк» (Конспект занятия сюжетного характера по физическому развитию в старшей группе) Цель: укрепление здоровья детей,.

Конспект НОД по рисованию «Роспись ложки» в старшей группе по мотивам Хохломы Конспект по рисованию Воспитатель: Рябикова И. А. «Детский сад №346» г. Новосибирска. Программное содержание: Обобщить представления детей.

Конспект занятия по развитию речи «Весеннее путешествие в сказку» в старшей группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в разновозрастной группе «В гостях у Хохломы»Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в разновозрастной группе «В гостях у Хохломы» Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству группа «Семицветики» воспитатель: Черкашина Т. Г. Тема занятия: «В гостях у Хохломы».

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Путешествие в мир искусства» Цель: Формировать представления детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства; о роли изобразительного.

Конспект занятия по математическому развитию «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» в старшей группе Тема: Путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Цель: Выявить сформированность знаний, умений и навыков по ФЭМП Задачи: - Закреплять счёт до.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по улицам города» в старшей группе «Путешествие по улицам города». Цель: Закрепление знаний ПДД и пропаганда основ безопасного поведения на дороге. Задачи: Углубить знания.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по просторам Вселенной»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по просторам Вселенной» Конспект интегрированного занятия по разделу «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «Путешествие по просторам Вселенной». Цель:.

Конспект занятия «В гости к Городецким мастерам» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «В гости к Городецким мастерам» Подготовила: воспитатель Овчаренко Марина.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Волшебный завиток хохломы» Образовательная область: «Художественное творчество» Тема: «Волшебный завиток хохломы» Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по позновательному развитию в старшей группе «Путешествие к мастерам Хохломы»
Опубликовано: 28 мая 2019 в 06:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД