Бутенко Алла
Конспект занятия по развитию математических представлений «Вычитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Вычитание
Конспект занятия по развитию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
Обучающие задачи:
1. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части.
2. Познакомить со знаком «-».
3. Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.
Развивающие задачи :
1. Развивать диалогическую речь.
Публикация «Конспект занятия по развитию математических представлений „Вычитание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
2. Развивать внимание, логическое мышление, память.
3. Развивать познавательную активность, любознательность.
Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки сотрудничества на занятии.
2. Формирование коммуникативных навыков.
3. Продолжать формировать навыки самооценки.
Коррекционные задачи:
1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
2. Развивать навык согласования имен существительных с числительными.
Материалы к занятию :
Демонстрационный – 5 картинок с изображением головных уборов (3 синих и 2 красных шапки); знаки «-» и «=».
Раздаточный – набор одинаковых фигур (по 1 красному квадрату и 4 желтых круга); знаки «-» и «=»; модели «мешков» из альбомных листов (один из целого листа, а два других из половин); набор картинок зимней одежды и чистые альбомные листы.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель:
Дети, нам в группу необходимо приобрести одежду для кукол, пособия для занятий и, конечно, какую-нибудь новую игрушку. Я предлагаю сходить сегодня в магазин за покупками. Вы хотите пойти?
Дети: Да!
Воспитатель: Во что же мы будем складывать наши покупки? Что нам необходимо взять с собой?
Дети: Давайте возьмем сумку или пакет!
Воспитатель: Хорошо.
(воспитатель берет сумку)
Для того чтобы нам оказаться в магазине, вы должны назвать любой предмет зимней одежды.
(Дети называют предметы зимней одежды и проходят к столам, садятся на свои места)
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и в магазине!
2. Удаление из группы предметов ее части (вычитание).
Дидактическая игра «Отдел головных уборов». Формирование представления о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Знакомство со знаком «-». Развитие навыков согласования имен существительных с числительными. Развитие внимания, логического мышления.
Воспитатель: Итак, мы с вами оказались в отделе, где продаются головные уборы. Посмотрите, что лежит на полке?
Дети: На полке лежат шапки.
Воспитатель: Сколько всего шапок лежит на полке?
Дети: На полке лежат 5 шапок.
Воспитатель: Нам необходимо купить 2 шапки для наших кукол. …., возьми с полки 2 шапки и положи их в сумку.
(ребенок берет с полки 2 шапки и кладет их в сумку)
Воспитатель: Спасибо! Сколько шапок осталось?
Дети: На полке осталось 3 шапки.
Воспитатель: Молодцы! А кто помнит, сколько шапок было на полке?
Дети: На полке было 5 шапок.
Воспитатель: А какого цвета были шапки?
Дети: 3 синих и 2 красных шапки было на полке.
Воспитатель: Молодцы! Итак, ребята, посмотрите, что у нас получилось:
(воспитатель восстанавливает ситуацию с помощью моделей)
Сколько было всего шапок?
Дети: Было 5 шапок.
Воспитатель: Что произошло потом?
Дети: Мы купили 2 красные шапки. Убрали их с полки в сумку.
(воспитатель ставит модели красных шапок в первый маленький мешок и маркером проводит «волшебные ниточки»)
Воспитатель: Что осталось?
Дети: Осталось 3 синих шапки.
(воспитатель ставит модели синих шапок во второй маленький мешок)
Воспитатель: Значит, - все шапки в большом мешке – мы разложили на две части: то, что взяли, и то, что осталось.
Воспитатель: Как можно назвать действие, которое мы выполнили?
(воспитатель дает детям высказаться)
Общепринятое название этого действия – вычитание. Обозначают его с помощью знака «-».
(воспитатель ставит маркером знак «-»)
Воспитатель: Ребята, скажите, сколько шапок осталось в большом мешке?
Дети: Осталось 3 синих шапки.
Воспитатель: Сравните их с теми, что мы положили во второй маленький мешок. Какой знак можно между ними поставить?
Дети: 3 и 3 – одинаковое количество. Значит знак «=».
Воспитатель: Молодцы!
(воспитатель ставит маркером знак «=»)
Воспитатель: Покажите целое, первую часть, вторую. Почему на первом месте самый большой мешок?
Дети: Потому, что первый мешок – «целое».
Воспитатель: Почему два других мешка меньше, чем первый мешок?
Дети: Эти два мешка – «части».
Воспитатель: Молодцы! Мы сделали первую покупку! Пойдем теперь в другой отдел магазина за пособиями для занятий.
3. Закрепление представлений о смысле вычитания.
Дидактическая игра «Отдел учебных пособий». Закрепление представлений о смысле вычитания. Развитие памяти, внимания.
(Дети с воспитателем подходят к столам, стоящим в «Отделе учебных пособий», на которых лежит раздаточный материал : набор одинаковых фигур (по 1 красному квадрату и 4 желтых круга); знаки «-» и «=»; модели «мешков» из альбомных листов (один из целого листа, а два других из половин)
Воспитатель: А вот и пособия, которые понадобятся нам для занятий. Что это?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры?
Дети: Красные квадраты и зеленые круги.
Воспитатель: Выложите все геометрические фигуры на большой лист. Большой лист будет у нас большим мешком. Это целое.
Маленькие листы бумаги – это маленькие мешки, части. В них мы будем класть геометрические фигуры из большого мешка.
Отложите из большого мешка в маленький мешок красный квадрат. Какие фигуры останутся для второго маленького мешка?
Дети: Желтые круги.
Воспитатель: Сколько желтых кругов?
Дети: 4 желтых круга.
Воспитатель: Молодцы! Значит, эти 4 желтых круга у нас остались для второго маленького мешка.
Выложите во второй маленький мешок, то, что осталось. Расставьте знаки.
Покажите целое, первую часть, вторую. Посмотрите внимательно, если мы из целого отнимем одну часть, то, что произойдет?
Дети: Останется другая часть.
Воспитатель: Молодцы! Вы заметили очень важное свойство вычитания : если из целого вычесть одну из частей, то останется другая часть.
Теперь мы сделали и вторую покупку. Давайте, сложим все геометрические фигуры в сумку, теперь они будут в нашей группе.
4. Физкультминутка. Снятие мышечного напряжения.
Нам пора идти в следующий отдел магазина. А давайте по пути зайдем в игровую комнату и поиграем.
(звучит «Песня Буратино», дети проходят в игровую комнату)
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел!
Чтобы нам его достать, надо на носочки встать!
5. Повторение.
1) Дидактическая игра «Отдел одежды». Закрепление пространственных отношений. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Развитие навыка согласования имен существительных с числительными.
Давайте пройдем в следующий отдел, в котором продают одежду.
(Дети с воспитателем подходят к столам, стоящим в «Отделе одежды», на которых лежит раздаточный материал : набор картинок зимней одежды и чистые альбомные листы)
Воспитатель: Посмотрите, вся одежда перемешалась! Давайте, разложим ее аккуратно.
Дети: Давайте!
Воспитатель:
- Положите шарф в верхний левый угол.
- Шапку положите в правый нижний угол.
- Пальто положите в левый нижний угол.
- Варежки положите посередине листа.
(Дети работают с раздаточным материалом)
Молодцы, вся одежда теперь у нас лежит аккуратно!
Давайте сосчитаем нашу одежду:
- одна шапка, две шапки…. пять шапок.
- один шарф, два шарфа…. пять шарфов.
- одно пальто, два пальто… пять пальто.
(Дети считают одежду вслух)
Молодцы! Давайте купим здесь пальто для нашей куклы.
(Дети кладут пальто в сумку)
2) Дидактическая игра «Отдел игрушек». Работа в тетрадях. Закрепление знаний свойств предметов.
Воспитатель: Вот мы и дошли до самого любимого отдела в магазине. Это отдел, в котором продают игрушки.
(Дети проходят за столы, на которых лежат рабочие тетради. Находят в тетрадях страницу 23, № 5).
Воспитатель: Выберите игрушку, которая вам больше всего нравиться. Найдите геометрические фигуры, которые использовал художник, при рисовании этой игрушки, и раскрасьте в заданный цвет.
(Дети выполняют задания в рабочих тетрадях)
Воспитатель: А теперь здесь мы купим игрушку нам в группу.
(Дети покупают игрушку медведя)
6. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.
Формирование навыков самооценки. Формирование коммуникативных навыков.
Игрушка медведь: Как я рад, что вы меня забрали из магазина. Я уже заждался. Какие отделы магазина посетили, и что там делали?
Дети: Мы были в отделах «Головные уборы», «Учебные пособия», «Одежда» и «Игрушки».
Мы познакомились с новым действием вычитание.
Игрушка медведь: А как выполняют это действие?
Дети: Из целого отнимают часть, и остается другая часть.
Игрушка медведь: Как интересно. Нарисуйте дома, мне, пожалуйста, картинки, где спрятаны круг, квадрат. А я с удовольствием их буду искать.
Воспитатель: Ребята, давайте порадуем наших кукол покупками. А медведя познакомим с другими нашими игрушками.
(Дети надевают новую одежду на кукол и играют с медведем)