Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по теме «Зима»

Ирина Шепелева
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по теме «Зима»

Конспект образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

по развитию речи

Составление рассказов по теме «ЗИМА».

Цели:

Уточнить знания детей по теме «Зима».

Обучать составлению описательного рассказа о зиме по опорным картинкам.

Задачи:

• Совершенствовать навык словообразования относительных прилагательных, существительных, обозначающих лиц, занимающихся спортом.

• Формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов, чтения слогов.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Составление рассказов по теме „Зима“» размещена в разделах

• Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, в употреблении предложно-падежных конструкций.

• Упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры.

• Активизировать мыслительную активность, внимание, зрительное восприятие.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Педагог: - Сегодня мы поговорим с вами о времени года. А о каком – вы узнаете, если правильно составите слово.

Дети составляют слово ЗИМА по первым буквам предложенных картинок.

Педагог: - Я приготовила для вас много интересных заданий, которые помогут вам придумать интересный рассказ о зиме.

2. Последовательность времён года.

Педагог: - Вот необычные картинки-загадки. Сложите картинку, узнаете отгадку.

Дети складывают разрезные картинки, изображающие разные времена года.

Педагог: - А сейчас я буду читать интересное стихотворение, а вы мне помогать.

Только будьте очень внимательны:

«Все, конечно, знают это – за зимою будет …

Мы ребят ответить просим – за весной наступит …

Мы спросить хотим вас, дети,

Снег бывает только …»

Педагог: - На самом деле времена года никогда не путаются.

Одно время года приходит на смену другому.

3. Образование относительных прилагательных.

(Выставляется картина с изображением зимы).

Педагог: - «Крыша в шапке меховой,

Снег летит над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла … зима.»

Педагог: - Дети, подарите мне красивые зимние слова. Какие вы знаете?

Что бывает только зимой?

• А какая погода зимой, если на улице трещит мороз? (морозная)

• А если дует сильный ветер? (ветряная)

• А если хлопьями валит снег? (снежная)

• А когда на улице завьюжит вьюга? (вьюжная зима)

• А если на улице холод, какая зима? (холодная)

• А если наоборот – когда дует ласковый ветерок, иногда бывает даже капель? (тёплая)

Педагог: - Оказывается, погода зимой бывает разная: и морозная, и снежная, и ветряная, и вьюжная, и холодная, а иногда даже и тёплая.

4. Звуко-буквенный анализ.

Как много разных деревьев на нашей картине.

А что происходит с деревьями зимой?

Дети:- Все деревья укрыты снегом, они спят под снегом, как под снежным одеялом; лиственные деревья сбросили листья, а хвойные деревья стоят с иголками.

Педагог: - Сегодня утром я услышала разговор двух деревьев. Стоят они рядышком, и одно дерево жалуется другому: -Стою я без листочков, мои голые ветки треплет холодный ветер, они гнутся под снегом». А другое дерево отвечает: - А я никогда не снимаю своё колючее платье. Оно у меня зимой и летом одним цветом».

Педагог: - Вы догадались, какие деревья вели разговор? (Ёлка и)

А у какого дерева ещё всегда зелёное платье? (У сосны)

А вот какое лиственное дерево жаловалось ёлочке, вы узнаете, если разгадаете ребус.

Педагог: - Подумайте, как выложить буквы, чтобы получилось слово – название дерева. ЛИПА

Какая первая буква в слове? Вторая? Третья? Последняя?

Сколько всего букв в этом слове? (Четыре)

На каком месте стоят гласные буквы? (На 2-ом, 4-ом)

На каком месте согласные? (На 1-м, на 3-м).

Какая согласная твёрдая? Какая мягкая?

-Все деревья зимой отдыхают, спят под тёплыми снежными шапками.

Лиственные деревья сбросили листья, а хвойные деревья стоят с иголками.

5. Чтение слогов и синтез слов.

Педагог: - А как изменяется зимой жизнь птиц?

Как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётныё)

А как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие птицы)

Педагог: - Какие птицы зимуют в наших краях, мы узнаем, когда вы правильно сложите слова из слогов.

Прочтите слова (сорока, ворона, сова, воробей, синица)

Посчитайте, сколько слогов?

Какое слово самое короткое? (сова)

В названиях каких птиц слышится звук Р? (воРона, соРока, воРобей)

Как мы помогаем птицам зимовать? (делаем кормушки, приносим корм, устраиваем птичьи столовые)

6. Динамическая пауза:

«Мы замёрзли с вами,

Хлопаем руками.

Вот так: Раз! Раз! Раз-два-три!

Мы замёрзли с вами,

Топаем ногами.

Вот так: Раз! Раз! Раз-два-три!

Педагог: - А ёщё как погреемся?

«Снег идёт, снег идёт,

Дворник улицу метёт.

Мы катаемся на лыжах

И встаём мы на коньки.

Мы катаемся на санках

И играем все в снежки».

7. Образование относительных прилагательных.

Педагог: - А почему люди не замерзают зимой? (носят тёплую одежду, играют в разные игры)

-Да, зимняя одежда особенная, тёплая. А почему она тёплая? (Выставляются картинки с изображением предметов одежды)

- Какие шапки вы носите зимой? Почему они тёплые? Из чего шьют зимние шапки?

(из меха)

Какую ещё одежду шьют из меха? (шубы, рукавицы)

Педагог: - Как называется одежда, которую шьют из меха? (меховая)

Какую одежду вяжут из шерсти? (свитер, варежки, кофта, шапка, носки, перчатки)

Как называется одежда, которую вяжут из шерсти? (шерстяная)

А что вяжут из пуха? Как мы называем такую одежду? (пуховая)

Педагог: - Действительно, зимой люди носят тёплую меховую, шерстяную, пуховую одежду, поэтому и не мёрзнут.

8. Употребление предложно-падежных конструкций.

(Выставляются картинки с изображением зимних развлечений)

Педагог: - А дети тоже не боятся мороза и любят играть в зимние игры.

На чём катаются дети зимой? (на лыжах, санках, коньках, ледянках)

- А на клюшке любите кататься? (нельзя кататься, играют в хоккей)

Педагог: - Когда вы вырастете, будете заниматься спортом.

Как называют спортсменов, катаются на лыжах? (лыжники)

Бегают на коньках? (конькобежцы)

Танцуют на коньках? (фигуристы)

Играют в хоккей? (хоккеисты)

Катаются наперегонки на санках? (саночники)

Педагог: - Какие интересные игры и развлечения дарит зима детям и взрослым!

9. Составление описательного рассказа о зиме по опорным картинкам.

- Как много мы говорили сегодня о зимушке-зиме.

Давайте составим интересный рассказ об этом времени года.

А рассказывать будем по цепочке друг за другом. И помогут вам в этом картинки:

• Какая погода зимой?

• Что происходит зимой с деревьями?

• Как живётся зимой птицам?

• Как одеваются люди?

• Чем любят заниматься зимой дети и взрослые?

10. Итог занятия.

- Вам понравился рассказ, который вы составили все вместе?

На память я подарю вам кружевные, узорные, воздушные снежинки.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. Составление описательного рассказа «Осень» Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Тема: Составление описательного.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательных рассказов по профессиям взрослых с опорой на мнемотаблицу» (подготовит …) Цель: расширять представления детей о труде взрослых; Задачи: Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически.

Конспект занятия по развитию речи «У страха глаза велики» для детей старшего дошкольного возраста Конспект Занятия по развитию речи на тему «У страха глаза велики» (Для детей старшего дошкольного возраста). Составила: воспитатель Гусарова.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Весна» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островского района Костромской области "Адищевская средняя общеобразовательная школа.

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Зима в лесу» с использованием игровых технологий Цель: Расширять знания детей о жизни зверей в лесу зимой. Задачи: Образовательные: • Формировать у детей представления о зиме; • Формировать.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Интересное путешествие» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Интересное путешествие» Задачи: Образовательные: —.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа «Зима» Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа на тему «Зима»». Цель занятия: формировать.

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по картине «Ежи» [цель: Учить самостоятельно составлять рассказ по картине, придерживаясь плана. Задачи: Формировать умение детей составлять рассказ по.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказовРазвитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов Новый год - один из самых ярких и сказочных праздников, которые отмечают во всем мире. В нашем детском саду стало традицией организовывать.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие» Подготовила воспитатель Тигиева Н. Г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по теме «Зима»
Опубликовано: 16 января 2019 в 22:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД