Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по сказке Н. Д. Телешова «Крупеничка»

Юлия Иванова
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по сказке Н. Д. Телешова «Крупеничка»

Конспект

занятия по развитию речи

для детей старшей группы

по сказке Н. Д. Телешова «Крупеничка»

Составили и провели:

Павленко М. Ш

Иванова Ю. В.

2020 г0д

Тема: Пересказ сказки Н. Д. Телешова «Крупеничка»

Цель: Обучать связному, последовательному пересказу сказки с наглядной опорой в форме мнемотаблицы

Задачи: - Формировать умение целенаправленно воспринимать и

анализировать текст

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по сказке Н, Д, Телешова „Крупеничка“» размещена в разделах

- развивать навык составления плана пересказа с использованием

мнемотаблицы

- обогащать и активизировать словарный запас

- закреплять навык использования разнообразных грамматических

конструкций при построениении речевого высказывани

- развивать память, внимание, мышление

Оборудование: магнитная доска, мгниты, иллюстрации,предметные картинки «Злаки», мнемотаблицы и мнемодорожки

Методические приемы: объяснение, речевой образец, повторное проговаривание: индивидуально и хором, наглядное моделирование с замещением в виде пиктограм, мремотаблиц и дорожек,оценка результатов

Предварительная работа: - Чтение сказки Н. Д. Телешова «Крупеничка»

- Знакомство с лексической темой: «Злаки»

- Заучивание и отгадывание загадок о злаках и

Крупеничке

- Разучивание пословиц по теме сказки

- Речевая игра «Скажи по-другому» (речевой

материал в Приложении 1)

Ход занятия

1. Организационный момент

- Отгадайте загадку, дети.

Она жила беды не знала,

Да приглянулась дева хану.

Волшебным образом пропала

И зернышком гречишным стала.

- Кто это?

(Ответы детей (ОД) : Крупеничка. Девушка Крупеничка)

-Сегодня мы в гостях у сказки «Крупеничка».

2. Речевое упражнение «Как ласково назвать?»

- А подскажите, как ласково назвать Крупеничку?

( ОД : Крупеничечка, Крупинушка)

- А маму Крупенички?

( ОД : матушка, мамушка, мамулечка, маменька, мамочка)

- Как ласково назвать старика из сказки?

( ОД: старичок, старинушка)

3. Чтение адаптированного текста сказки Н. Д. Телешева «Крупеничка»

- Послушайте сказку «Крупеничка»

(Текст в Приложении 2)

4. Беседа по содержанию сказки.

- Назовите главную героиню сказки.

- Кто она такая?

- А кто такая Варварушка?

( ОД: Мать Крупенички.)

-Какая по характеру Варварушка?

( ОД: Она добрая, любящая, самоотверженная)

- Кто помог Варварушке спасти Крупеничку?

( ОД: Одолень-трава)

- Кто какой Одолень-трава?

( ОД: Старик-волшебник)

- Кто такой Талантай? И какой же он по характеру?

( ОД: Татарский военачальник. Он злой, коварный человек.)

Кем приходится воевода Крупеничке? Как его зовут?

( ОД: Воевода-отец Крупеничке. Его зовут Всеслав.)

5. Речевая подвижная игра «Мы варили кашу»

-А сейчас предлагаю вам поиграть в интересную игру. Выходите ко мне, на середину комнаты. .

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Раз, два, три,

Кашу нашу горшок вари!

(«Грозят указательным пальцем правой руки. Далее на эти слова аналогичные движения)

Мы внимательными будем,

(«Грозят указательным пальцем левой руки. Далее на эти слова аналогичные движения)

Ничего не позабудем!

Наливаем молоко….

(Имитируют наливание молока)

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Сыпем соль….

(Имитируют насыпание соли)

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

(Имитируют насыпание сахара ложкой)

Сыпем сахар….

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

(Имитируют насыпание крупы из стакана)

Насыпаем крупу…

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

(Все пальцы поочередно прикасаются к большому, начиная с мизинца)

Все продукты поместили.

(Произносим, раздувая щеки

Каша варится: «Пых-пых!»-

(Берутся за руки)

Для друзей и для родных.

(Идут по кругу)

А теперь все друг за другом

Размешаем кашу кругом!

(Останавливаются, разводят руки в стороны, а затем опускают вниз)

Ведь варилась- то: «Пых-пых!»-

Для друзей и для родных!

6. Речевые упражнения

«Закончи предложение»

- Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили сказку. Я буду говорить начало предложения, а вы его конец.

В. - У воеводы Всеслава росла …

( ОД: дочь - красавица Крупеничка)

В. - Долетела слава о Крупеничке до татарского военачальника Талантая и собрал он своих воинов и….

( ОД: послал посмотреть на Крупеничку)

В. - Оделись воины в халаты разного цвета….

( ОД: зеленый, серый, коричневый).

В. Подкараулили татары Крупеничку, когда….

( ОД: та с матерью своей Варварушкой ягоды собирала)

В. - Оглянуться не успели, как накинулись на них…

( ОД: серая пыль с дороги, пень сосновый коричневый и куст зеленый)

В. - Долго горевала Варварушка в лесу у озера и вышел к ней…

( ОД: старичок, который Одолень-травой представился)

В. - Старичок взмахнул руками и….

( ОД: превратил Варварушку в посох, а сам отправился в земли басурманские)

- Молодцы! Вы хорошо запомнили сказку.

«Составь загадку»

- А теперь давайте вместе придумаем загадки про героев сказки. Нужно сказать, какие они.. Вот как можно про Крупеничку рассказать

Загадка про Крупеничку

Это девушка-красавица, ласковая, добрая

В. – Составьте загадку о мамушке Варварушке

( ОД: женщина добрая, любящая, храбрая)

В. - Составьте загадку про Талантая

( ОД: Мужчина завистливый, злой, коварный)

В. – А теперь про Одолень-траву.

( ОД: старичок умный, добрый, хитрый, волшебник)

7. Повторное прослушивание адаптированного текста сказки

- Прослушайте сказку внимательно. Запомните все, что случилось с Крупеничкой.

Повторное слушание сказки в аудиозаписи.

8. Составление плана пересказа Работа с мнемотаблицами.

- Давайте вспомним события сказки. Нам помогут вот такие специальные рисунки в таблице. Это мнемотаблицы. Мнемо-значит зпомнить. Они и помогут нам все запомнить. Повторяйте за мной.

Педагог указкой поочередно показывает рисунки в таблице и озвучивает их значение.

1. Дочь-красавица.

2. Замысел Талантая.

3. Похищение Крупенички.

4. Горе матери.

5. Старик Одолень-трава.

6. Посох старика.

7. Гостинцы старика.

8. Угощение.

9. Гречишное зерно.

10. Несеяное поле

11. Возвращение красавицы.

12. Чудесное растение.

9. Пересказ сказки по мнемотаблице

- Давайте перескажем сказку, используя подсказки.

Дети пересказывают сказку по цепочке

10. Заучивание пословиц по мнемодорожкам

- У русского народа есть много пословиц, в которых заключена народная мудрость. Я подобрала несколько пословиц, которые подходят к нашей сказке. А запомнить их нам помогут мнемодорожки.

Педагог читает пословицу, используя мнемодорожку. А затем дети повторяют ее мнемодорожке.

Гречневая каша-матушка наша.

Что за обед, коли (если) каши нет.

Без хлеба да без каши –ни во что труды наши.

На чужой каравай рот не разевай.

Чужое добро впрок не пойдет.

- У вас здорово получается. Молодцы!

11. Итог занятия

- Давайте вспомним кто главный герой нашей сказки?

( ОД:Крупеничка)

- Кто автор этой сказки?

( ОД: Н. Д. Телешов)

- Вы молодцы!. Предлагаю вам нарисовать иллюстрации к сказке.

Дети рисуют

Приложение 1

Игра «Скажи по-другому»

Существительные:

Воевода-воинский начальник

Стойбище - становище - временное поселение у кочующих племен

Хан-царь у татар

Посох-длинная,толстая палка для опоры при ходьбе

Невольница – пленница

Караван - группа людей, путешествующих с торговыми или другими целями

Горсть – ладонь, сложенная так, чтобы ею можно было что-нибудь зачерпнуть

Округа - место поблизости

Странник - путешественник

Дары - подарки

Глаголы

Собрал - пригласил, позвал

Долетела (слава) – донеслась, стала известной

Переглянулись – посмотрели

Умолять - просить

Наказал - сказал строго

Подхватила- подняла

Исчез - пропал

Потчевать- угощать

Пахать - взрыхлять почву

Сеять – рассыпать семена

Не переводилась – не пропадала, не исчезала

Другие части речи

Душистая – ароматная

Досыта – сытно

Невиданное – необыкновенное, диковинное

Приложение 2

Крупеничка

(адаптированный текст)

Сказка для детей. Николай Телешов «Крупеничка»

У воеводы Всеслава была единственная дочь по имени Крупеничка. Шли год за годом — и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого отдать её замуж. Выдавать на чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с дочерью.

Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда её расспрашивали о красоте Крупенички.

— Никакой красавицы у нас нет! — ворчала она. — Вон у соседей, у тех, правда, красавицы дочери. А у нас — девица как девица: таких везде много, как наша.

А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей её никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей нет. Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие — все любили Крупеничку за её доброе

сердце. В народе даже песенка про неё сложилась:

Крупеничка, красная девица,

Голубка ты наша, радость-сердце,

Живи, цвети, молодейся и

Будь всем добрым людям на радость.

Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до татарского становища, до военачальника Талантая.

— Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая у воеводы Всеслава дочка его Крупеничка! — сказал Талантай. — Не годится ли она в жёны нашему хану?

Сели тогда на коней три наездника, надели на себя халаты: один — зелёный, точно трава, другой — серый, точно дорога лесная, третий — коричневый, как стволы сосен, прищурили хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними углами губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали-поскакали с молодецкими криками. А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю для хана своего подарок: дивную красавицу — Крупеничку.

Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка всё рассказывает ей про одолень-траву, что растёт белыми звё здами среди озера: надобно собрать этой одолень-травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится: одолень-трава всякую беду отведёт. И вскрикнуть обе они не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зелёный куст. Подхватили они Крупеничку — и увидала тут мамушка Варварушка, что это был за зелёный куст; вцепилась она в него что было силы, но хитро извернулся татарин и выскользнул из своей одежды, злодей. Варварушка так и повалилась на землю с зелёным халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя её рассудок. Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да всё приговаривает:

— Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!

Сидела она как-то над озером да выла и плакала, как вдруг подошёл к ней прохожий старичок, низенький, тоненький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами, и говорит Варварушке:

— Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?

Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем старичку в ноги и опять заголосила как безумная:

— Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку!

Выслушал старичок и ласково ответил :

— Коли так. будь же ты мне верной спутницей и помощницей! — сказал он мамушке и взмахнул рукавом над её головою.

И тотчас Варварушка обратилась в дорожный посох. С ним и пошёл старичок, опираясь, где трудно, раздвигая им в чащах кустарник, а в селениях отмахиваясь им от собак.

Шёл-шёл старичок и пришёл в татарское становище, где жил Талантай и где снаряжали сейчас караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото и меха, самоцветные камни и снаряжали в путь-дорогу красавиц невольниц. Среди них была и Крупеничка.

Остановился старичок возле дороги, по которой пойдёт караван, развернул свой узелок и начал раскладывать для продажи разные сласти — тут у него и мёд, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам — нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный, потом взмахнул над ним рукавом — и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.

— Ну, теперь, мамушка, не зевай,— сказал старичок. — Гляди во все глаза на дорогу: на неё вскоре упадёт малое зёрнышко. Как упадёт, бери его скорей, зажимай в руку и береги, покуда домой не вернёмся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.

Вот тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает:

— Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи калёные!

И мамушка Варварушка ему поддакивает:

— Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете!

Увидели их татары, велели сейчас же сластями красавиц попотчевать, и старики понесли им своё угощение.

— Кушайте, кушайте на здоровье!

Обступили их девушки; одни весело посмеиваются, другие молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются.

— Кушайте, девицы, кушайте, красавицы!

Ещё издали увидала Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце так в груди и запрыгало, а лицо побелело. Чувствует она, что неспроста явилась старуха и неспроста не признает её, а идёт к ней, словно чужая, не здоровается, не кланяется, идёт прямо на неё, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и то же:

— Кушайте, милые, кушайте!

Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздаёт кому орехов, кому мёду, кому пряников — и всем стало вдруг весело.

Подошёл старичок поближе к Крупеничке, да как выбросит в воздух, в левую сторону от неё, у всех над головами, целую горсть гостинцев, да ещё горсть, да ещё горсть, а когда кинулись со смехом ловить да подбирать гостинцы, он взмахнул рукавом над Крупеничкой в правую сторону — и Крупенички не стало, а упало вместо неё на дорогу малое гречишное зёрнышко.

Мамушка бросилась за ним на землю, схватила зёрнышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом — и вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.

— Кушайте, кушайте, красавицы, на здоровье!

Отдал он поскорее все остатки, встряхнул пустой мешочек, поклонился всем в знак прощания и пошёл потихоньку своим путём, опираясь на посох. Татары ему ещё воловий пузырь с кумысом на дорогу дали.

Никто и не заметил сразу, что невольниц стало на одну меньше.

Так возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зелёные широкие листья и белыми звёздами по воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь посох дорожный — и перед ним опять стоит мамушка Варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена — не оторвёшь.

Спросил её старичок :

Укажи мне: где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля, никогда не сеянная?

— А вот тут, около озера,— отвечает Варварушка,— поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветёт она чем сама засеется.

Взял тогда старичок из рук её гречневое зёрнышко, бросил его на землю несеяную и сказал :

Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость. А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся — будь ты всем людям на угоду!

Проговорил — и исчез старичок, как будто никогда его здесь и не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую.

Речевая игра «Варим кашу»

Цель и задачи :

- Учить соотносить движения с текстом

- познакомить с ингредиентами каши

- развивать чувство ритма,

- внимание, скорость реакции

- выразительность речи

Оборудование:

- маски «соль», «сахар», «молоко», «крупа»

Ход игры

Перед началом игры выбираются считалкой или назначаются дети, исполняющие роли «сахара», «крупы», «соли», «молока». Им надеваются соответствующие маски. Дети встают в «круг». Дети в масках остаются за «кругом»

В. - Наш круг-это горшок. - Как только услышите называние своего продукта — выходите в центр круга. Да смотрите не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в нее.

Дети ходят по кругу взявшись за руки, воспитатель говорит слова :

Раз, два, три, кашу нам горшок вари!

(«Грозят указательным пальцем правой

затем левой руки. Далее на эти слова аналогичные движения)

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Наливаем молоко.

В круг входит «молоко»

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Сыплем соль.

В круг входит «соль»

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Сыплем сахар.

В круг входит «сахар»

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Насыпаем крупу.

В круг входит «крупа»

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

«Ингредиенты» каши образуют внутренний «круг» и движутся в противоположном направлении по «кругу»

Все продукты поместили, каша варится «пых-пых!»

Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом!

И попробуем - ка нашу вместе сваренную кашу!

Все останавливаются и кроме внутреннего круга имитируют поедание каши,

Ее вместе поедим, всех, всех кашей угостим.

На слова «пых-пых» поднимают руки вверх, а затем вперед,ладонями вверх и ставят на пояс

Ведь варилась-то «пых-пых!» для друзей и для родных.

Загадки

1. В поле чистом рождается, сваришь -в кашу превращается!

2. В ырос кустик неказистый там, где течет речка

В нем крупинки созревают под названьем …. (гречка)

3. Скромна, тиха, трудолюбива,

А добра -то –всем на диво!

Да красива личиком-

Это … (Крупеничка)

4. Она жила беды не знала,

Да приглянулась дева хану.

Волшебным образом пропала

И зернышком гречишным стала.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «В гостях у сказки»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «В гостях у сказки» Задача: Закрепление детьми знаний о русских народных сказках. Цели: Образовательная: познакомить детей со сказкой "Сестрица Аленушка.

Конспект занятия по развитию речи «Кошка с котятами» для детей младшей группыКонспект занятия по развитию речи «Кошка с котятами» для детей младшей группы Тема: «Кошка с котятами» Задачи: знакомить детей с домашними животными: кошкой и котенком, учить называть части игрушки, учить отвечать.

Конспект занятия по развитию речи «Коза с козлятами» для детей младшей группы Тема: «Коза с козлятами» Задачи: продолжать знакомить с внешними признаками козы, козлят; учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи «Поможем ежику» для детей средней группы Задачи: продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса: где живет ежик, зачем ему колючая шубка, что делает ежик зимой, учить образовывать.

Конспект занятия по развитию речи «Про трех снеговиков» для детей средней группы Задачи: продолжать учить детей слушать внимательно художественное произведение, запомнить содержание сказки, пересказывать, сочинять свою.

Конспект занятия по развитию речи в ясельной группе по сказке «Курочка Ряба»Конспект занятия по развитию речи в ясельной группе по сказке «Курочка Ряба» Цель: 1. Продолжать учить детей отвечать на вопросы что это? кто это? Звукоподражание «пи-пи-пи», «ко-ко-ко» и др. 2. Учить вступать в общение.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе ДОУ с использованием театрализации по сказке «Теремок» Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализации по сказке «Теремок» Цель: • способствовать формированию умения детей отражать.

Конспект занятия по развитию речи «Игрушки в гостях у ребят» для детей младшей группыКонспект занятия по развитию речи «Игрушки в гостях у ребят» для детей младшей группы Цель: - расширение и активизация словаря. Задачи: 1. Образовательные; - учить правильно образовывать формы слова: деревянная, железная,.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по сказке Н. Д. Телешова «Крупеничка»
Опубликовано: 27 августа 2020 в 10:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД