Получи документы

Конспект занятия по развитию речи «Осень». Закрепление буквы и звука [Р]

Ирина Свинцова
Конспект занятия по развитию речи «Осень». Закрепление буквы и звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень». Закрепление буквы и звука «Р».

Цели:

систематизировать знания детей о временах года,

закреплять понимание последовательности и закономерности сезонных явлений, их взаимозависимости и взаимообусловленности,

расширение словарного запаса,

развитие связной устной речи,

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Осень“, Закрепление буквы и звука [Р]» размещена в разделах

упражнять в согласовании слов в предложении и употреблении предлогов: в, над, под, через,

закрепить правильное произношение звука Р, знакомство с буквой Р, учить и печатать слова с этой буквой;

закреплять умение производить звуко - буквенный анализ слов,

развивать фонематический слух, диалогическую речь, слуховое внимание и память.

Оборудование:

тетради по числу детей, простые карандаши, разрезная азбука, предметные картинки с изображением птиц (ласточка, соловей, дятел, сорока, журавль, ворона, картины с изображением времён года, природных явлений.

Ход занятия:

Организационный момент:

Беседа с детьми о том, какое сейчас время года. Обращаем внимание детей на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идёт дождь). Сравниваем погоду летом и осенью, ранней и поздней осенью.

Обращаем внимание на сезонные изменения в жизни растений:

завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковёр из разноцветных опавших листьев, необходимо перечислить как можно больше признаков осени.

Обращаем внимание на то, как одеты люди осенью.

Уточняем знания осенних месяцев и их признаков.

Сентябрь – первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает «седьмой». Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, клёнов, осин, вязов, лип. За ночь лужи иногда подёргиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.

Октябрь – второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоёмы и уже могут появляться первые сосульки.

И последний месяц осени – предзимье – ноябрь. В переводе с латинского означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздаётся первая весёлая песенка большой синицы.

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

Небо осенью (какое) – хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое) - …

Ветер осенью (какой) - …

Дождь осенью (какой) - …

Листья осенью (какие) - …

Осенью листья (что делают) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают.

Осеньюдождь (что делает) - …

Осенью солнце (что делает) - ….

Осенью птицы (что делают) - ….

Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Туча – тучка

Солнце - …

Дождь - …

Ветер - …

Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

Дождь идёт – дожди. (идут)

Лист падает – листья …

Цветок вянет – цветы …

Птица улетает – птицы …

Ветер дует – ветры …

Упражнение «Ответь на вопросы» на образование прилагательных от существительных.

День, когда идёт дождь, какой? - (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? …

Дождик, который идёт осенью, какой?.

Погода, когда часто идут дожди, какая?.

Погода, когда часто дуют северные ветры, какая?.

Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью …

Летом небо светлое, а осенью …

Летом день длинный, а осенью …

Летом тучи ходят высоко, а осенью.

Лето люди растят урожай, а осенью …

Летом деревья стоят одетые, а осенью ….

Знакомство с пословицами. Объяснить значение и помочь запомнить.

Лето со снопами, а осень спирогами.

В ноябре зима с осенью борется.

Холоден сентябрь, да сыт.

Учим стихотворение

Осень.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьх тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят…

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

(И. Токмакова)

Учимся отгадывать загадки.

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,

И бормочет и поёт, убаюкивает.

Упражнение «Правильно – неправильно» на развитие понимания причинно – следственной связи.

Я взял зонт, потому что прошёл дождь.

Птицы улетели на юг, потому что ….

Развитие связной устной речи

Отвечаем на вопросы распространённым предложением.

Какая погода осенью?

Какой идёт дождь осенью?

Где завяли цвкты?

Листья опадают откуда?

Какие птицы улетают на юг?

Перессказ небольшого отрывка близко к тексту.

Осень.

Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют,желтеют и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Вопросы:

- Как светит солнце?

- Какие стали дни, а ночи?

- что происходит с листьями?

- Что делают люди осенью в садах и на огородах?

- Куда улетают перелётные птицы?

Рисование рисунка к рассказу «Осень».

Дети вспоминают названия перелётных птиц, почему они так называются?

- А теперь отгадайте загадки:

Чёрный, проворный кричит «крак» червякам враг. (Грач)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут её (сорока).

Физкультминутка:

Дети становятся в кружок вокруг стула и говорят:

Вокруг ёлочки зелёной

Скачут, каркают вороны.

Дети, изображающие ворон прыгают вокруг стула и каркают.

Хоровод продолжается:

Из – за корочки подрались,

Во всё горло разорались:

Кар – кар! Кар – кар!

Хоровод: Вот собаки прибегают

И вороны улетают

Часть детей, изображающая собак, вбегает с рычанием: «ррр…» - гонятся за воронами, которые улетают в своё гнездо (заранее отведённое место).

Воспитатель:

- Сядит тот из вас, ребята, чьё имя состоит из двух слогов (выборочно обращается к ребёнку) – Сколько слогов в твоём имени? Назови первый слог,второй?

Затем воспитатель просит сесть детей, чьё имя состоит из трёх слогов.

Задание: «Запоини! Повтори!»

РА РО РУ РЫ РЭ

РЯ РЁ РЮ РИ РЕ

ШРА – ШРО – ШРУ – ШРЫ – ШРЭ

ШРЯ – ШРЁ – ШРЮ – ШРИ – ШРЕ

АШР – ОШР – УШР – ЫШР – ЭШР

РША – РШО – РШУ – РШИ

АРШ – ОРШ – УРШ – ЫРШ

АЖР – ОЖР – УЖР – ЫЖР

Воспитатель выставляет картинки птиц в названии которых есть звук «р», а также картинки с изображением птиц, в названии которых нет звука р (ласточка, дятел,соловей, сорока, журавль).

Воспитатель:

- А сейчас мы поиграем в игру «Путаница». Воспитатель называет слова, не связанные между собой, предлагает соединить слова так, чтобы между ними появилось согласие:

- Воробей, лужи, через, прыгает.

- Ворона, за, громко, рощей.

- Сидит, на, грач, чёрный, траве.

- В, курлычут, журавли, небе, синем.

Воспитатель:

- А сейчас я прочитаю вам сказку «Ворона и рак» (Л. Н. Толстого).

Ворона поймала рака. Села на вербу над озером и сидит, а рака во рту держит.

Вот видит рак – беда приходит. Вот он и говорит вороне: «Помню я, ворона, твоего отца и мать. Славные были птицы!»

Ворона говорит: «Угу!» А рта не раскрывает.

Рак говорит: «Помню твоих братьев и сестёр. Славные были птицы!»

«Угу!» - говорит ворона, а рта не раскрывает.

Рак говорит: «Хорошие они были птицы, а всё ж не такие, как ты. Ты лучше всех».

«Ага!» - сказала ворона и раскрыла рот. А рак упал в воду.

Беседа по содержанию:

- Как называется сказка? Кто написл её?

- О ком эта сказка? О чем она?

- Кто поймал рака?

- Что решила сделать ворона?

- Как рак перехитрил ворону?

- Какой рак? (назовите признаки).

- А какая ворона? (назовите признаки).

Воспитатель напоминает детям букву Р, которая обозначает два звука : р и рь.

Как запомнить букву Р

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить,

И друг другу Р представить!

Дети рассматривают, отыскивают среди других букв в разрезной азбуке, обводят по контуру и печатают в тетрадях.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Царица осень» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №162» Конспект интегрированного занятия (по развитию речи).

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Посуда. Закрепление звука [С]» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Звук С» «Посуда». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Закрепление звука [К]-[К’], буквы К. Работа над предложением» Цель: Закрепление звука К (КЬ, буквы К. Работа над предложением Образовательные задачи: 1. Продолжать учить дифференцировать твердый звук.

Конспект по развитию речи. Грамота. «Изучение буквы К». Деление слов на слоги Цель: Учить выделять и правильно произносить звук [К] в словах, фразах и изолированный, подбирать слова на заданный звук. Задачи: упражнять.

Конспект подгруппового занятия с детьми раннего возраста по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Осень» Тема: Осень Цель: Дать детям представление о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: Развивать активную речь, побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в город звука [Р]» Автоматизация звука Р в словах и предложениях «Путешествие в город звука Р» Цели : Упражнять в правильном произнесении звука Р в словах.

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц «Поздняя осень» Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц по теме: «Поздняя осень» Цели: • Продолжать формировать представления.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень» Тема: «Осень» Образовательные: • закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе. • обогащение активного словарного запаса.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук». Задачи: развивать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать.

Тема: Развитие звуковой культуры речи у дошкольников 5–7 лет на логопедическом пункте. Постановка и закрепление звука «Р» 1 слайд: Тема: Развитие звуковой культуры речи у дошкольников на логопедическом пункте. 2 слайд: Постановка и закрепление звука "Р" на логопедическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Осень». Закрепление буквы и звука [Р]
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 22:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Осень». Закрепление буквы и звука [Р]» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Свинцова (УИ 738726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД