Тамара Ф Камалетдинова
Конспект занятия по развитию речи в 1 классе детей с ЗПР «Сказки из волшебного сундучка» по русской народной сказке «Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по развитию речи в 1 классе. (ЗПР вариант 7.2) «Сказки из волшебного сундучка» с использованием элементов песочной терапии
Тема: Русская народная сказка "Колобок".
Цели:
Развитие связной устной речи
Обогащение словаря
Формирование навыков словообразования и словоизменения
Совершенствование грамматического строя речи
Задачи:
Работать над развитием устной речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в 1 классе детей с ЗПР „Сказки из волшебного сундучка“ по русской народной сказке „Колобок“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русский язык, 1 класс
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
Развивать слуховое и зрительное восприятие, обогащать и активизировать словарный запас, побуждать проговаривать слова.
Формировать умение отвечать на простые вопросы.
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Учить детей описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать загадки
Предварительная работа - чтение сказки, рассматривание иллюстраций к ней, беседа по сказке.
Оборудование: ноутбук, проектор, песок или манная крупа, электронные иллюстрации к сказке или фигурки героев, музыка для физкультминутки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребята, а как вы думаете, что такое «сказка»? Верно, молодцы. Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Когда мы читаем волшебную сказку, мы попадаем в удивительный мир. Только в сказках существует тридевятое царство, подводное царство, волшебство. В них есть фантастические персонажи: баба Яга и Кощей, Дюймовочка и конек-горбунок. В сказках герои оживают, превращаются в предметы, в животных, а животные начинают разговаривать. Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.
- Ребята, любите ли вы читать сказки?
- Какие сказки вы знаете?
- Назовите свои любимые сказки.
Сегодня на уроке мы начнём знакомство с новой сказкой.
2. Введение в тему.
Посмотрите-ка, что это такое? (на столе сундучок с фигурками или картинками героев сказки)
- Да, все верно, это снова наш волшебный сундучок. И, конечно же, он опять закрыт. Хотите снова открыть волшебный сундучок и познакомиться с героями нашей сегодняшней сказки? (Да.) Вот вам и первая загадка (с демонстрацией фигурок животных) :
Серенький зверёк лесной,
Словно столбик под сосной,
Замер посреди травы —
Ушки больше головы! (Заяц)
Повторяем чистоговорку:
АЙ-АЙ-АЙ – зайку ты скорей встречай
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса)
Повторяем чистоговорку:
СА-СА-СА – идет хитрая лиса
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый (Волк)
Повторяем чистоговорку:
ЖУ-ЖУ-ЖУ – волк не страшен лишь ежу.
ГИ-ГИ-ГИ – от нас волк скорей беги.
В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (Медведь)
Повторяем чистоговорку:
ЁТ-ЁТ-ЁТ – мишка очень любит мед
Догадались, в какой же сказке живут все эти животные? Да, оказывается во многих сказках живут эти герои. А значит, нам нужна еще одна подсказка.
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок)
Повторяем чистоговорку:
ОК-ОК-ОК – пришел к нам в гости Колобок
Мы никого не забыли из героев нашей сказки?
Мама Колобочка
В стареньком платочке.
Поскребла и помела –
Колобочка испекла (Баба)
Он живет, но не в лесу,
Любит хлеб и колбасу,
Но, коль есть одна мука,
Съесть готов и Колобка (Дед)
3. Игра
Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Чьи следы»
Кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях, так чтобы образовались заячьи следы. Дети отгадывают (Это прыгают зайчики) и повторяют движения.
Кулаками и ладонями с силой надавливать на песок. Дети отгадывают (Это идут медвежата) и повторяют движения.
И еще одна игра «Помоги зайцу»
В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
4. Чтение сказки учителем и проверка первичного понимания.
Понравилась вам сказка?
Как звали героев сказки?
5. Физкультминутка
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
то с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по залу)
и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к учителю)
4. Игры
Ребята, а давайте мы с вами тоже сделаем колобка, в нашей сказке бабка вылепила его из теста. Раз теста у нас нет, воспользуемся нашим песком – набирайте в ладошки и месите. Не получается? В чем же дело? Правильно, наш песок сухой, нужно намочить его. Ну вот теперь полный порядок!
Положила бабка нашего непослушного колобка на окошко остынуть, а он взял да вдруг и скатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, с крыльца во двор. И покатился дальше по дорожке.
Давайте сделаем колобку ровную дорожку, чтобы было ему удобно катиться. Для этого нужно разгладить песок сначала левой, затем правой рукой.
Предлагаю сыграть еще в одну игру «Родители и дети», нужно назвать детей героев нашей сказки и посчитать их от одного до пяти.
Ребята, давайте в игру «Какой? Какая?» (надо описать животное, не только внешность, но и характер)
- Заяц какой? (Трусливый, пугливый, длинноухий, серенький)
- Волк какой? (Злой, голодный)
- Медведь какой? (Косолапый, большой, неуклюжий)
- Лиса какая? (Хитрая, рыжая, пушистая)
5. Беседа по содержанию сказки.
А теперь давайте опишем нашего главного героя. Как он выглядел, какой у него был характер. Правильно ли он себя вел? К каким последствиям привело его плохое поведение?
Ребята, а давайте попробуем произнести фразу «Колобок, колобок, я тебя съем» как заяц, как волк, как медведь. А как лиса? Почему она звучит по-разному? Как вы думаете?
6. Итоги
В сказке лиса съела колобка, а мы давайте попросим лису, чтобы она не ела нашего колобка. Но надо очень постараться, а для этого мы назовём её ласково, Лисынька. У лисы не лапы, а лапки, не уши, а ушки, не нос, а носик, не хвост, а хвостик, не голос, а голосок (предложить детям продолжить)
Молодцы, лисичка очень довольна.
По какой сказке мы с вами сегодня путешествовали?
Кого мы с вами встретили на пути? (зайца, волка, медведя, лису)
Но наше путешествие не закончилось, мы знаем еще много сказок, и мы обязательно отправимся путешествовать по этим сказкам.
Ребята, понравился вам наш сегодняшний урок, будем заглядывать в наш волшебный сказочный сундучок? Нам осталось только оценить нашу с вами совместную работу. Кто считает, что справился с заданиями, поднимайте зеленый смайлик! Всем спасибо за отличную работу.