Елена Анатольевна Милованова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в волшебную страну звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД :
«Путешествие в волшебную страну звуков».
Цель НОД: развитие фонематического слуха, фонематического слуха, умения дифференцировать звуки.
Задачи:
- учить внимательно слушать речь;
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
- развитие просодики;
- развивать навыки ориентации в пространстве;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в волшебную страну звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
- развивать наблюдательность, мышление, внимание;
- закреплять навыки различения мягких и твёрдых согласных звуков;
- закреплять умение детей придумывать слова на заданный звук;
- закреплять умение определять и интонационно выделять первый звук в словах;
- воспитывать умение работать в коллективе, помогать друг другу.
Ход НОД:
Ребята, давайте сейчас с вами необычно поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чём я буду говорить.
«Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами
Скажем «здравствуйте» локтями,
Скажем «здравствуйте» зубами
Скажем «здравствуйте» ногами
Скажем «здравствуйте» плечами.
Скажем «здравствуйте» мы ртом
А потом и головой.
Станет радостно кругом».
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг - как стало радостно от наших улыбок.
Ребята, сегодня к нам в гости пришёл гномик.
Гномик: Здравствуйте, ребята! Я живу в волшебной и сказочной стране звуков. А кто расскажет, что нам помогает услышать звуки вокруг? Правильно, уши. Мир полон звуков. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные. Сегодня я вам предлагаю отправиться в страну звуков. Вы согласны? Тогда я приглашаю вас в путешествие. А поедем мы с вами на … Попробуйте сами отгадать на чё м:
Братья в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Гномик: Я буду паровозом, а вы – вагончики.
Первый вагончик тот, чьё имя начинается на звук К (Катя, следующий вагончик, чьё имя начинается на звук М (Марина, Марк, следующий, чьё имя начинается на звук С (Саша, Соня, София, следующий, чьё имя начинается на звук А (Аня, следующий, чьё имя начинается на звук М’ (Мира, на звук Н’ (Никита).
Звучит музыка. Дети двигаются друг за другом и по окончании музыки садятся на стулья.
СТАНЦИЯ «ГОРОД ГНОМИКОВ».
На этой станции живут наши знакомые гномики. Давайте вспомним, как их зовут (воспитатель показывает гномиков, а дети называют) :Аки (какую песенку поёт, Оки (какую песенку поёт), Ики (какую песенку поёт), Уки (какую песенку поёт), Эки (какую песенку поёт, Ыки (какую песенку поёт) .
Ребята, гномики очень любят играть в прятки. Давайте с ними поиграем. Сейчас все гномики спрячутся и бут показываться вам по одному. Какого гномика вы увидите, песню того гномика вы и будете петь (из-за ширмы показываются гномики).
Проводится игра в прятки.
Воспитатель изображает, что гномик что-то шепчет ему на ухо.
Ребятки, гномикам очень понравилось с вами играть, они хотят ещё поиграть. Гномик просят придумать слова, которые начинаются с первого звука их имени.
Игра «Придумай слова на звук А, У, И, Э, О» (по 3 слова на каждый звук).
Молодцы! Порадовали гномиков! Давайте попрощаемся с гномиками, ведь наш волшебный поезд отправляется дальше.
Первый вагончик – София, за Софией – Мира, между Софией и Мирой – Никита, перед Никитой – Аня, между Никитой и Аней – Марк, за Марком – Марина, перед Мариной – Саша, между Сашей и Мариной – Соня.
Звучит музыка. Дети двигаются друг за другом и по окончании музыки садятся на стулья.
СТАНЦИЯ «ГОРОД СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ».
В этом городе живут согласные звуки.
Ребята, почему звуки называют согласными? (нельзя пропеть, есть преграда при их произношении).
Какие бывают согласные звуки (мягкие и твёрдые). Каким цветом мы обозначаем твёрдые согласные? (синим, а мягкие согласные? (зелёным).
Твёрдые согласные – это старшие братцы, а мягкие согласные звуки – это их младшие братцы.
Давайте их вспомним и поиграем с ними. Я вам буду называть старшего братца – твёрдый звук и бросать вам мяч, а вы мне будете называть младшего братца этого звука – мягкий звук.
Проводится игра с мячом «Назови младшего брата».
Б – Б’ Г – Г’ З- З’ Д – Д’ Л – Л’ М – М’ П – П’
В- В’ К – К’ С –С’ Т – Т’ Н- Н’ Х – Х’ Ф – Ф’
А сейчас усложним и продолжим играть в игру: БА –БЯ, ЛА –ЛЯ, НА- НЯ, ПА –ПЯ, ЗА – ЗЯ, ПА – ПЯ, МА – МЯ, КА- КЯ, ВА – ВЯ.
Молодцы, ребята, а какое сейчас время года? (осень) Жители волшебной страны вырастили разные овощи и фрукты. Давайте поможем жителям собрать урожай.
Игра «Собери урожай» (в синюю корзину складываем овощи и фрукты (муляжи, которые начинаются на твёрдый согласный звук, а в зелёную – те, которые начинаются на мягкий согласный звук, а в красную - те, которые начинаются на гласный звук).
БАНАН, АПЕЛЬСИН, БАКЛАЖАН, ЛИМОН, КАПУСТА, ОГУРЕЦ, МОРКОВЬ,
РЕПА, МАНДАРИН, АНАНАС, ВИНОГРАД, ПЕРЕЦ.
Воспитатель: Молодцы! Всем спасибо! А наш гномик предлагает вам отправляться в дорогу. В первые вагоны садятся девочки, а затем мальчики.
Звучит музыка.
СТАНЦИЯ «ГОРОД СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ».
Давайте и мы с вами немного разомнёмся. Но сделаем это необычно. Мы будем заниматься с воображаемым спортивным инвентарём. Какие спортивные снаряды вы знаете? (ответы детей)
Игра «Спортивная разминка» (под музыку по показу воспитателя).
(мяч – отбиваем воображаемый мяч от пола, играем в волейбол, бросаем воображаемый мяч в воображаемое баскетбольное кольцо; скакалка – прыгаем через воображаемую скакалку на двух ногах, на одной ноге; занимаемся с воображаемыми гантелями; обруч – крутим воображаемый обруч на талии, на руке).
Воспитатель: Ребята, наступила осень. На улице стало холодно и легко простудиться. Давайте научим нашего гномика нашему секрету. Чтобы не заболеть мы с ребятками делаем массаж «Неболейка». Посмотри на нас и научи всех жителей страны этому массажу :
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать.
Лоб мы тоже разотрём,
Ладошки держим козырьком.
Вилку пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем – да, да, да!
Нам простуда не страшна.
Воспитатель: Нам пора в путь-дорогу! Чтобы сесть в вагончики, наши ушки должны слушать очень внимательно, ведь я буду говорить шёпотом (воспитатель шёпотом называет детей).
Поезд не трогается, музыка не звучит.
Воспитатель: Ой, ребята, наш поезд сломался, кажется, но мы сможем его починить. Для этого нам нужно выполнить задания. Вы готовы? Вам нужно поймать звуки, которые я буду вам кидать и назвать слово, которое получилось из этих звуков.
Игра «Поймай звук» (КОТ, ДОМ, МАК, СОК, ДЫМ).
Звучит музыка. Поезд отправляется. Затем дети садятся на стулья.
СТАНЦИЯ «ГОРОД ЗАГАДОК».
Гномик: Ребята, мы, жители волшебной страны звуков очень любим отгадывать загадки. Жители города подготовили для вас на прощание задания. Вам нужно определить лишнее слово и объяснить почему оно лишнее. Сейчас мы проверим, кто будет самым внимательным.
Игра «Четвёртый лишний».
Дом, дерево, дорога, дым. (дерево)
Диван, шкаф, кастрюля, стул. (кастрюля)
Гараж, гора, гусь, гитара. (гитара)
Автобус, апельсин, магазин, азбука. (магазин)
Платье, шорты, юбка, сапоги. (сапоги)
Крот, кот, кепка, кошка. (кепка).
Гномик: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Я вместе с жителями страны звуков прощаюсь с вами. Но мы с вами скоро обязательно встретимся, ведь звуки окружают нас повсюду. А напоследок мы приготовили для вас сладкий сюрприз.
(воспитатель выносит корзину со сладостями)
До свидания, девочки и мальчики! Я остаюсь в волшебной стране, а вам пора возвращаться домой.
Воспитатель: Поезд отправляется! А теперь мальчики садятся в первые вагоны, а девочки садятся за мальчиками.
Звучит музыка. Затем дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Мне сегодня очень понравилось наше путешествие, понравилось быть рядом с вами и наблюдать как ловко вы со всем справляетесь. А вам понравилось сегодняшнее путешествие?
Что понравилось больше всего?
Какое задание было самым сложным?
Какое задание было самым весёлым?
Нам с вами пора в группу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.